МОТОГОНКИ.РУ, 10 июля 2012 - После публикации материала об этапе RSBK в Нижнем Новгороде со мной связался председатель комиссии МФР по кольцевым гонкам Сергей Сурнакин. Ему было предложено изложить официальную точку зрения по представленным фактам для дальнейшей публикации "официальной версии" всего, что произошло, ибо собрать весь паззл на основании эмоциональных комментариев непосредственных участников, сотрудников автодрома и представителей МФР. Вместо этого Сурнакин решил использовать административный ресурс и выпустил в публичный эфир статью, содержащую заведомо ложную, непроверенную информацию, направленную... Не понятно на что направленную. Так или иначе, это подпадает под действие статьи 5.60. (Клевета) Кодекса РФ об административных правонарушениях... "влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей".
Это напрямую касается личного комментария Сергея Сурнакина, опубликованного на официальном сайте чемпионата России по ссылке www.sbkrussia.ru/news/detail2113.html
Сергей Сурнакин: "На основании опасных действий во время самого соревнования, а именно попытка перелезть через ограждения (видимо для наиболее удачных и эксклюзивных кадров) у аккредитованного ранее журналиста, Кирилла Чернышева, изъяли специальный жилет и лишили аккредитации".
Поскольку лично Сергей Сурнакин не имел возможности убедиться в правдивости заявлений, сделанных флаг-маршалами постов №8 и №4 (оба поста находятся на ВНЕШНЕЙ стороне трека, между ними прямая дорога, проходящая ЗА пределами автодрома в районе второго поворота), у него остается шанс извиниться передо мной лично (также, публично, на официальном сайте чемпионата, там же, где он опубликовал данное заявление). К дирекции и маршалам NRing нет никаких претензий, поскольку их квалификация и манера общения попросту дискредитируют все спортивной сооружение "Нижегородское кольцо", как профессиональное и соответствующее уровню. Я уже изложил все, что произошло и причины, по которым лично ко мне (я подчеркиваю это, ибо в этот момент на трассе в ТОМ ЖЕ САМОМ МЕСТЕ работали и другие фотографы, включая фотографа журнала Моторевю, а также видео операторов) на странице Facebook, подкрепив свои данные ФОТОГРАФИЯМИ. Теперь я вправе ТРЕБОВАТЬ аналогичных ДОКАЗАТЕЛЬСТВ со стороны организаторов гонки - фото, а еще лучше ВИДЕО материалы, подтверждающие факт нарушения мной каких-либо правил поведения на автодроме, особенно в части "перелезания через ограждения". С точки зрения любого здравомыслящего человека это выглядит дико - перелезать через ограждения во время гонки, тем более на таком опасном автодроме, как NRing. Я работаю на мотогонках World Superbike, MotoGP, IDM Superbike, ШКМГ, Супермото, FIM MX1 GP и других соревнований с 2006 года, еще ни разу не возникало проблем с маршалами спортивных сооружений. Тем более, ни разу в жизни не возникало даже мысли перелезать защитные ограждения или сетку, отделяющую автодром от зон, предназначенных для сервисных служб и фотографов. Это первый прецедент, тем более, обидно, что точку зрения маловоспитанных исполнителей поддерживает председатель комиссии МФР Сергей Сурнакин, который меня достаточно давно знает.
Во всем произошедшем я вижу лишь прямое сведение счетов. Мы увидели слишком много, больше, чем следовало видеть, и сообщили об этом, за что получили неадекватную обратную реакцию от организатора, не способного решать вопросы иным способом, кроме репрессивного. Я лишь могу рассказать, как развивались события с начала первого заезда RSBK.
Положение операторов на трассе Нижегородское кольцо полностью нарушает правила работы, но к ним нет никаких претензий со стороны маршалов и дирекции автодрома.
После старта я работал вместе с другими фотографами и двумя видео операторами внутри третьего поворота (дуги с двумя аппексами напротив трибун). Перелезть ограждения там не представляется возможным в виду того, что стальные ограждения очень острые на стыках и на кромках (трудно представить, что будет, если произойдет авария и кому-то из гонщиков не повезет долететь до отбойников, не защищенных ДАЖЕ ПОКРЫШКАМИ). Поняв, что борьбы в головной группе не предвидится, я направился ко второму повороту, где во время первого раунда в конце мая у меня получились неплохие фотографии. По пути я обратил внимание, что маршалы на посту №8 демонстрируют синие флаги всем пилотам пелетона без разбора, на протяжении всего времени, что я двигался в их направлении - порядка 6 минут, то есть 2-3 круга. Синие флаги видел Марко Рохтлаан, лидировавший в заезде с первого же круга, ехавший с большим опережением, вскоре догнавший хвост пелетона и прошедший его, и не без проблем, ибо на других постах, в частности №4, флагов не было вовсе. Мое замечание о том, что маршалы дезинформирую лидера гонки вызвало неадекватную реакцию со стороны молодых флаговых. В ответ я услышал буквально: "Иди на#уй, сейчас с трассы удалим". После этого я принял решение покинуть автодром, ради чего проследовал по внешней стороне ограждений (со стороны целины) к первому повороту и паддоку. Это единственный путь, которым во время гонки можно попасть в паддок. По пути я остановился лишь один раз, в непосредственной близости от поста №4, чтобы сделать несколько снимков из той же точки, с которой (внимание!) на протяжении ВСЕЙ ГОНКИ ПЕРВОГО РАУНДА В МАЕ снимал первый поворот и борьбу в нем. Правда, тогда моя работа не вызвала никакой реакции у маршалов. Приняв это во внимание, я продолжил делать свою работу, но после нескольких заявлений, выполненных в матерной форме со стороны маршалов поста №4, а затем поста №2 (в первом повороте), я окончательно решил покинуть автодром и больше не участвовать в этом цирке. Вернувшись в пресс-центр, я вернул жилетку, не вступая в какие-либо препирательства ни с представителями "Нижегородского кольца", ни другими лицами.
Имею необходимым также отметить, что жилетку я получил в Пресс-центре БЕЗ ИНСТРУКТАЖА, БЕЗ ПОДПИСАНИЯ КАКИХ-ЛИБО бумаг, документов и обязательств. Мне выдали этот атрибут в обмен на журналистское удостоверение, которое девушки (и молодой человек) в Пресс-центре даже не открыли, убедиться, что я действительно являюсь представителем какого-либо СМИ. Таким образом я предполагаю, что на автодром "Нижегородское кольцо" может попасть любой желающий, имеющий какие-либо намерения, возможно, не совсем мирные. Я также беспрепятственно попал на автодром на транспортном средстве, не имея никаких пропусков, да их никто и не проверял: ни на въезде, ни на выезде, ни на сам автодром, ни в паддок. Думаю, организаторам серии имеет смысл задуматься об общем уровне подготовки массового мероприятия, на которое собирается достаточно большое количество гражданских лиц.
С другой стороны, нет смысла скрывать "официальную информацию", тем более, что она все же поступила и дополняет картину прошедшего уикенда в NRing. МОТОГОНКИ.РУ всегда предлагает сторонам высказать свое мнение, мы предоставляем площадку для голоса любой стороне.
Итак, начнем с заявления о 450 зрителях. Вот фото, сделанное во время первой гонки RSBK 8 июля 2012 года. Думаю, на пересчет зрителей, собравшихся на всех трех трибунах, времени много не уйдет: их не более 50 в сумме. Где остальные 400 человек, о которых заявляли организаторы? Комментарии излишни.
Пустая трибуна. Первая гонка RSBK, 8 июля 2012 года
По поводу отсутствия кареты "Скорой помощи" по время старта заезда STK-600. Отмена старта произошла уже после запуска прогревочного круга, после чего был объявлен рестарт через 20 минут. Общая задержка в расписании (с учетом новой процедуры старта) составила 50 минут. Сурнакин Сергей: "После заезда класса Суперспорт пилот получивший травму – Агостон Россиваль находился в одной из карет скорой помощи, в это же время шла предстартовая процедура СТК 600. Еще до начала старта было принято решение увозить пилота в госпиталь и старт СТК 600 так и НЕ БЫЛ дан в связи с тем, что на трассе остается только одна машина".
По поводу падения двух пилотов во время рестарта STK-600. Первый упал во втором повороте, другой на том же круге - в шпильке. Оба оказались на опасной траектории вылета, дирекция гонок решила не останавливать заезд для ликвидации последствий падений, а выпустила Safety Car. Спустя круг на трассе появился трактор "Беларусь", который выехал прямо перед пелетоном в первом повороте, что для многих пилотов STK-600 стало неожиданностью. На фото: первый упавший мотоцикл продолжает стоять в зоне вылета у отбойника, куда его оттащил пилот. Затем он перелез через ограждения и оказался на внешней стороне трассы. Трактор следует в шпильку, чтобы удалить мотоцикл из гравийной ловушки, где тот застрял. Мотоцикл из зоны вылета второго повороты был удален лишь ПО ОКОНЧАНИИ ЗАЕЗДА STK-600. Пилот класса STK-600 Антон Бадоев был тем пилотом, который завершил первый круг в гравии шпильки. Он получил несколько травм при падении, но карета скорой помощи не прибыла на место, хотя имелось подозрение на перелом ключицы. Антону пришлось возвращаться в паддок пешком, пересекая все препятствия, несмотря на сильную боль в ноге.
Сурнакин Сергей: "К сожалению, только в этом году, благодаря семинарам и работе МФР, наши пилоты узнали, что на трассах помимо флаг маршалов существуют еще и должности трек маршалов. До этого года флаг маршал срывался с места по указанию руководителя гонки, чтобы оттащить мотоцикл. Причем, пост оставался без маршала вообще. Что важнее? Предупредить приближающегося пилота об опасности? Или рисковать жизнью, убирающего мотоцикл, маршала? Решение не оставлять пост без флага – принято раз и навсегда. То, что в данный момент отсутствуют трек маршалы, не буду скрывать связаны и с финансовыми вопросами и с вопросом обучения и с самими пилотами. На одном из брифингов достаточно опытные пилоты отчетливо в голос заявили о том, что желтый флаг служит для того чтобы догнать лидера и что они не будут сбавлять скорость. Причем доказывая главному судье, что пункт правил, в котором как раз пилота обязывают снизить скорость и быть готовым остановиться – не подходит для Российского кольца (хотя 100% дублирует правила ФИМ по этому вопросу). Пока у пилотов есть такое мнение, крайне опасно во время заезда пытаться эвакуировать что-либо с траектории или с зон вылета. Для этого делается процедура эвакуации в сопровождении сейфити – на данный момент, это единственно возможная схема по общей безопасности. Еще раз, техника, которую пилот не может сам укатить с опасного места, убирают посредством эвакуатора, который выезжает на трассу в сопровождении сейфити. Не вижу здесь ничего криминального. То, что это ТРАКТОР?! У него, что грязь с колес летела или просто не нравится как смотрится?"
Сергей Сурнакин: "Не буду защищать маршалов. Они, так же как и пилоты, за нарушения пенализируются денежными штрафами. И этот факт в совокупности с семинарами, которые проводит МФР на трассах, позволяет надеяться, что мы сможем увидеть изменения в их работе. Голубые флаги были всегда проблемным вопросом в России. Между 1-м и 5 –м пилотом, разница на круге может составлять до 5 секунд. Как все в том же Супербайке, когда Чернов на 3 секунды не дотягивает до Иванова. Мы не отказываемся решать проблему работы маршалов – она есть. Но и сами пилоты не готовы принимать информацию с постов. Я рекомендовал Кириллу Чернышеву подняться в пункт управления гонкой и посмотреть, как выдаются команды маршалам и как они выполняются и как на них реагируют пилоты. Кирилл не захотел составить полное мнение, а остановился лишь на этой стороне. А по факту… именно пилот не подчиняется флаговой сигнализации".
Это лишь подтверждение полного бездействия и бессилия дирекции гонок и судейской коллегии, работавшей на гонках. Если пилот нарушает регламент, он должен быть наказан за невыполнение правил либо денежным штрафом, либо пенализацией в ходе заезда, как это принято во всем мире. Если ни маршалы на трассе, ни дирекция гонок, ни представители МФР не способны контролировать ситуацию на треке и следить за соблюдением правил проведения гонок, это вопрос к квалификации и уровню подготовки автодрома к приему соревнований федерального уровня. В мире нарушение многих пунктов правил влечет за собой серьезные санкции, призванные привлечь внимание (в том числе и сильнейших пилотов, чемпионов) к выполнению не только регламентов, но и спортивной этики, негласных правил спортивной борьбы и поведения на треке. Примером может служить штраф, лишивший 2-кратного чемпиона мира World Supersport Кенана Софуглу на гонке чемпионата мира в Арагоне. За агрессивное поведение по отношению к Фабиану Форе турок был наказан, ему было предписано уступить 3 позиции и продолжить гонку, но он отказался выполнять требование Дирекции. В итоге, вместо победы на этапе получил лишь 5 место. Этот вердикт считается спорным, так как Софуглу должен был полностью снят с гонки за игнорирование требований маршалов, которые рискуя жизнью, вышли с табличкой (указанием) на стартовую решетку. Подобное нарушение в 2011 году стоило дисквалификации в Донингтоне лидеру чемпионата World Superbike Максу Бьяджи. Он игнорировал указания маршалов на пенализацию ride-through (проезд через пит-лейн) за фальстарт в течение 6 кругов, после чего увидел черный флаг в свой адрес. МФР, по идее, должна защищать интересы мотоциклистов, участников чемпионата, а не выгораживать дирекцию автодрома, который явно не дотягивает по организации до уровня даже национальной серии. Хотя само сооружение, по мнению гонщиков, достойного качества. Начиная с первого этапа в NRing, а затем в Казани, за соблюдением правил приходится следить самим спортсменам и их командам. Представители МФР выполняют лишь статическую функцию на гонках приема заявлений. Мы хорошо помним хаос 2010 года на выездном этапе чемпионата России в чешский Мост, когда после гонок (особенно STK-600) в адрес руководителя гонки поступило 6 протестов, принятых, но не рассмотренных на месте, особенно в плане манипуляций с результатами гонки, сокращенной на 1 круг единоличным решением руководителя.
По поводу большой задержки с остановкой заезда Supersport, в котором пострадал венгерский гонщик Агостон Росивал: после падения в первом повороте пилот и его мотоцикл, несмотря на тяжелую травму головы, находился в зоне вылета, в непосредственной близости к треку. Лишь спустя 2 круга дирекция приняла решение выкинуть красные флаги, что вызвало недопонимание многих, наблюдавших за гонкой с пит-вола.
Сергей Сурнакин: "Вот здесь очень внимательно! После падения Агостон встал и подошел к своему мотоциклу, САМ! В это время был 19-й круг. Для зачета требуется 2/3 дистанции из 27, сколько будет? 18! И так, Агостон подошел к мотоциклу и встал рядом с ним в опасной зоне. Секунд 30 это заняло. Спустя еще 30 секунд была дана команда маршалу подойти к пилоту и убрать его самого оттуда (стоящего возле мотоцикла) еще 30 секунд заняла у маршала эта процедура. Спустя еще некоторое время, когда по каким-то причинам Агостон не отходил от мотоцикла уже с маршалом, была дана команда остановки гонки. Всего времени с момента падения прошло порядка 2,5 минут. В это время лидеры прошли 2 круга".
Резонное замечание. На решение дирекции ушло 2.5 минуты, за это время пелетон ДВА РАЗА прошел мимо аварийного мотоцикла, таким образом ДВА РАЗА пилоты класса Supersport подвергались опасности, пока директор гонки думал, какое же решение стоит принять и можно ли уже объявить остановку заезда. На автодроме Мячково любой инцидент, с участием мотоциклистов, произошедший в опасной зоне вылета, приводил к молниеносной остановке заезда или появлению Safety Car на треке. Что также вызывало множество нареканий, но было вызвано реальной необходимостью для ликвидации последствий аварий. На оценку обстановки и принятие решений у опытного директора Василия Антипова уходило всего несколько секунд с момента происшествия. И то, к АДМ "Москва" было очень много претензий по организации и проведению гонок. Но то, что в Мячково было безопасно... падать (как бы это странно не звучало), это факт.
Также остается открытым вопрос, что такое продолжительное время Агостон делал в машине скорой помощи? С момента остановки заезда Supersport до старта прогревочного круга STK-600 прошло более 40 минут. Неужели врачи обычной линейной кареты имеют достаточную квалификацию для диагностики и оказания должной медицинской помощи при спортивной травме? Кто является директором по медицине этого этапа? Хотелось бы услышать его комментарии по поводу организации медицинской службы на соревновании федерального уровня.