МОТОГОНКИ.РУ, 1 декабря 2015 - Один за границей в 16 лет, без денег и даже возможности позвонить на родину, из умений – только мотокросс. Как удалось Сергею адаптироваться, и каким образом смена привычного образа жизни подтолкнула его на совершенно новый уровень? Как он попал в Премьер-класс MX1 и как теперь продвигает своих воспитанников, какие уроки из жизни основателя Garin MX Sports помогают теперь им добиться высот в мотокроссе - стать чемпионами России, выйти на мировой уровень и добиваться успеха там?
В клабхаусе Garin MX Sports: Сергей Гарин с учениками - чемпионами России и Украины - Тимуром Муратовым и Николаем Пащинским, а также восходящей звездой Даниилом Шашковым. На стене джерси знаменитостей, прошедших школу Гарина в прошлом - Александра Тонкова, Александра Ефимова, Влада Никитина и других.
МОТОГОНКИ.РУ: Сергей, ты уже много лет живешь и работаешь в Германии, ежегодно к тебе приезжают обучаться спортсмены со всей Европы и, конечно, российские кроссмены - за "правильным погружением в среду мотокросса". А с чего начинался твой гоночный путь за рубежом?
- В 1995 году, представляя команду Челябинска, я выиграл чемпионат России в классе 125. Понимая, что без участия в более сильных чемпионатах спортивный рост остановится, мы начали искать пути вступления в чемпионат Европы. В 1996 мне было 16. Тогда, благодаря Евгению Борисовичу Паршину, организовавшему наше путешествие, поехали впервые на Чемпионат Европы в Чехию. Позже был выезд на Кубок Робера в Бельгию, где я занял 5 место.
По дороге домой мы с братом заехали в гости к моему другу Виталию Тонкову, который уже несколько месяцев находился в Германии и работал с командой KÖLLING Yamaha. На их базе познакомились с шефом команды, который задал вопрос: нет ли у меня желания попробовать себя в немецком чемпионате? Это был, вне сомнений, переломный момент. Сразу ответить мы не могли, так как были обязательства перед командой в России. Но по завершению сезона мы решили попробовать: для начала, один сезон, а там как получится.
Garin MX Sports
Германия для нас с Виталей в прямом смысле стала школой выживания: 200 марок, которые я привез из России, закончились уже на следующий день, и, оказавшись в чужой стране без семьи, денег, телефона и знания языка, началась абсолютно новая жизнь. Команда предоставила мотоцикл и комнату, все остальное мы должны были заработать сами.
А как заработать? Первое время ездили только на региональные гонки, на них давали красивые кубки, но продукты на них не купишь! Мы понимали, что нужны команде как лидеры, а не как статисты, тем не менее, не все мысли были о спорте - в первый год прокормить себя и просто выжить было первостепенной задачей. Возвращаясь с тренировки домой и видя вечно пустой холодильник, первое что приходит в голову: как же было хорошо дома в России! Но это было только первое время.
Оказавшись без поддержки семьи, начинаешь по-настоящему ее ценить и вспоминать, сколько за тебя делают дома. Выиграв региональную серию, мы начали выезжать на чемпионаты Германии, и тогда немножко стали зарабатывать, подтянули немецкий язык, появились друзья и пошло-поехало. Мы были в каком-то смысле первопроходцами в немецком чемпионате, тем более, что приехали вскоре после объединения Германии. На россиян в то время смотрели по-разному. Но мы пытались держать марку и не только в спорте, понимая, что по нашим поступкам будут судить и о стране.
МОТОГОНКИ.РУ: Что ярче всего запомнилось из того периода?
- В один из голодных вечеров был получен первый опыт в кулинарии - закинутые в холодную воду макароны, поставленные на плитку и превратившиеся в котлету из теста. А еще, кастрюля репчатого лука с кетчупом и булкой вместо ужина. Других продуктов в тот момент просто не было. Не было и денег, на которые их можно было купить. Виталя c тех времён лук вообще не ест.
Даниил Шашков тренировался нескольких месяцев в одном режиме со взрослыми - с Николаем Пащинским и Тимуром Муратовым
МОТОГОНКИ.РУ: Что было в этих лишениях самым важным? Чем помог тебе такой отрыв от семьи?
- Первое и главное - четкое осознание реальности бытия! Если бы я тогда, в 15 лет остался дома и жил бы дальше под крылышком у родителей, как у Христа за пазухой - многому бы не научился. Когда я жил и тренировался в Челябинске, за тысячу километров от родного города, хотя бы раз в неделю нас спрашивали: ну, вы хоть бегаете? есть, что покушать? Всегда было чувство, что за нами кто-то присматривает, и что все будет. А тут этого не было вовсе! Пришлось резко повзрослеть и стать самостоятельными по-настоящему, на деле. Уезжал весь такой грамотный и крутой, и когда раз в два месяца звонили родители и спрашивали как дела, стыдно было отвечать, что на самом деле задница полная. Конечно, говорил, что все нормально. Дома просто не замечаешь, сколько для тебя делают близкие.
В дальнейшем, параллельно с чемпионатами Германии, почти каждый год я приезжал и на чемпионаты России. Полностью проехать серию чемпионата Германии из-за этого так и не получалось, в итоге лучший результат сезона - бронза, с учетом пропуска одного этапа.
Сильнейший кроссмен Украины Николай Пащинский на тренировке Garin MX Sports в Германии
МОТОГОНКИ.РУ: YouthStream построил пирамиду, вершиной которой является MXGP, уровнями ниже стоят MX2 и чемпионат Европы с кучей классов. Если сравнивать чемпионат Европы и интернациональный немецкий чемпионат ADAC, участие в каком сегодня перспективнее, учитывая экономическую ситуацию и в целом престиж серий?
- Безусловно, немецкая интернациональная серия ADAC, как и голландская - обе стоят на втором месте после MXGP в Европе. В каждом классе есть спортсмены, которые считаются одними из самых быстрых в мире. Например, в 2015 году лидировавший в MXGP Макс Нагл боролся также и за титул в ADAC, но после травмы досрочно завершил сезон, а серию выиграл Колденхоф, который поднимался на подиум и в MXGP. В юниорах выиграл Бриан Хсу. Класс 85 здесь можно сравнить с чемпионатом мира в 85. Мотокросс - это не только спорт, но и индустрия, и пока немцы покупают половину всех продаваемых в Европе мотоциклов, серия эта будет популярной и востребованной.
Чемпион России по мотокроссу 2015 года Тимур Муратов готовился в Garin MX Sports
МОТОГОНКИ.РУ: Как тебе в целом идея проведения гонок чемпионата Европы в рамках уикендов MXGP?
- Проведение этапов Чемпионата Европы в рамках MXGP, с одной стороны - только звучит не плохо. Но как это выглядит на практике? Это обеденная пауза, кофе-брейк для зрителя, а зритель - кто? Потенциальный покупатель. Непонятно, зачем так унижать серию, которая носит гордое название "чемпионат Европы". Разве интересно смотреть заезд чемпионата Европы после заезда MXGP или MX2?
Совершенно ясно, львиная доля зрителей уходят в закрытый парк, к спортсменам MXGP или просто перекусить, пока идут заезды Европы. Мало кто из тех зрителей, да и спортсменов, участвующих в мире, назовет имя хоть одного чемпиона Европы. А вот это очень грустно.
МОТОГОНКИ.РУ: Из серии ADAC в чемпионат мира пришли многие сегодняшние чемпионы, включая обоих чемпионов мира 2015 - Фебре и Гайзера, и, конечно, немцы Макс Нагл и Кен Рокцен. В 2011-м Рокцен стал чемпионом мира MX2, после чего перебрался в Штаты и выиграл титул и там. Я так понимаю, что он рос у тебя на глазах.
- Ну, не на моих, а на глазах его родителей. Но да, мы много лет подряд жили и тренировались бок о бок, на одних и тех же тренировочных трассах и в гонках: его дом в Германии от нашего всего в 100 км, так что за Рокценом я наблюдал с разных ракурсов. У меня занимались два спортсмена, которые конкурировали с ним еще с класса 85 куб.см. Вначале, Андрей Стряпан, чемпион России в классе 85, победитель Кубка Мира в классе 85. Рокцен, кстати, на той гонке занял второе место - а ему было лишь 11 лет, Стряпану - 14! Позже Тонков Саша, который занимался в нашей школе более трёх лет, и в 2007 стал Чемпионом ADAC 85. Поддерживала нас тогда Рязань, Юрий Анатольевич Куприянов. На мои плечи легла ответственность не только за тренерскую подготовку Саши, но и роль менеджера, водителя и даже механика. Учитывая, мы одновременно участвовали сразу в нескольких сериях, в Европе и России, за первые полтора года занятий мы накатали на своем автобусе 150 тыс. км. Но затем началась новая эра.
Изнурительные физические тренировки дали Рокцену его силу
Саша Тонков и Рокцен встретились в одной команде и одном классе. Оба выступали за Европейскую юниорскую Suzuki в ADAC и в чемпионате Европы EMX2. И конечно, когда Саша начал подъезжать к Кену, а со временем и обгонять его, в команде стало очень напряжённо. Я уже не говорю о родителях Рокцена, которые даже не разговаривали с нами. Руководство команды не понимало сначала, как себя вести: ведь последние несколько лет Кен был явным лидером во всех юниорских классах, вся команда работала на него! Но когда Саша в очень близкой борьбе выиграл у Кена третий этап подряд в ADAC МХ2, все встало на свои места и все опять стали с нами дружить.
Кен Рокцен и Саша Тонков в Suzuki Europe, 2009 год
МОТОГОНКИ.РУ: Оба - и Саша Тонков, и Рокцен добились больших успехов. Саша подписал контракт и 2016 году будет выступать за заводскую команду Yamaha Factory в MX2, а Кен стал чемпионом и в мире, и в AMA 450. Как считаешь, в чем секрет успеха Кена Рокцена?
- Тут секрета нет, а есть амбициозные родители, талантливый спортсмен, которого вовремя заметили и взяли под крыло люди из профессионального спорта. Плюс, колоссальный объём работы и доля везения.
Генеральный директор Suzuki Europe заметил Кена, когда ему было 10 лет, и после был его персональным менеджером. И, конечно, родители, которые всю свою жизнь посвятили Кену и его спорту. Рокцену с детства внушали, что он станет чемпионом мира, и он в это поверил. А если появлялись трудности или травмы, для них это была всего лишь отсрочка от взятия титула. По сути, таким и должен быть спортсмен, который непременно хочет достичь своей цели. У него и помимо мотоциклов куча интересов, а это людям тоже очень интересно: такой человек притягивает к себе, ведь с ним не только про спорт можно поговорить!
Кен Рокцен стал чемпионом AMA MX 450 в 2014 после того, как выиграл титул в AMA Supercross 250 и в чемпионате мира MX2
Чтобы побеждать, нужно чтобы мотокросс стал твоей повседневной жизнью, а не только занятиями от сборов до сборов. Рокцен так жил все детство. Просыпался, бежал на зарядку, садился на велосипед и ехал в школу, вернувшись – папа ждет с мотоциклом, а возле дома две трассы, садился на мотоцикл, (иногда три, иногда полтора, иногда полчаса – смотря какие задания выполнял), отдал мотоцикл, сел на велосипед, поехал к друзьям, девчонкам. В полдесятого он дома, в 22:00 - спит, а с утра - то же самое. Во времена работы с Suzuki мы жили неделю у Кена дома, и его отец говорил, что такой график у него уже много лет. Для человека это не занятия спортом, это его жизнь. Он вообще не понимал, как можно прийти со школы и не покататься, или проснуться и на зарядку не побежать. Утренняя зарядка – это как зубы почистить. Многие спортсмены занимаются от сборов до сборов, но это же не серьезно! Как спортсмен, который хочет видеть своё будущее в профессиональном мотокроссе, может не заниматься неделю или две? И вот, когда твой спорт превращается в повседневную обычную жизнь, а не занятия от сборов до сборов, тогда появляется результат. Вот что я усвоил прежде всего, и поэтому школа Garin MX Sports работает по тем же принципам и организовывает свою программу занятий так, чтобы сборы для наших спортсменов стали обычным ритмом жизни, и если у спортсмена получается в нём жить, появляется результат.
Продолжение следует!
Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж