МОТОГОНКИ.РУ, 31 января 2024 - Чем AMA Supercross отличается от остальных гоночных серий в мире? Тем, что в нем можно стать действительно великим гонщиком, который войдет в историю. Ну, и деньги, конечно же: те призовые, которые получают за каждую гонку участники чемпионата, не только покрывают все расходы, но и дают им возможность для безбедной жизни, даже не выигрывая гонок. AMA Supercross путешествует по всей территории Соединенных Штатов, с Западного побережья - на Восточное, и обратно, технички и моторхоумы накатывают каждый год сотню тысяч километров! Но в 450SX можно действительно заработать миллион, и это решает всё.
Главный тренд: за последние 4 года один из победителей январской серии AMA Supercross становился чемпионом 450SX
Вот, какая стастистика сложилась за январь 2024 года в AMA Supercross:
Гонщики четырех производителей выиграли квалификации
Только второй раз за последние 15 сезонов в 450SX в четырех первых раундах четыре гонщика, представляющих разные заводы, выиграли квалификации. Первый раз, в 2022 это были Малькольм Стюарт на Husqvarna, Элай Томак на Yamaha, Джейсон Андерсон на Kawasaki и Чейз Секстон на Honda. В 2024 году - Джетт Лоуренс на Honda, Аарон Плессингер на KTM, Кен Рокцен на Suzuki и Купер Уэбб на Yamaha.
4 разных гонщика выиграли 4 первых этапа 450SX
В 2022 и 2024 годах сложился схожий тренд в плане победителей гонок. В 2022 году Рокцен, Андерсон, Секстон и Томак выиграли первую серию из четырех заездов. На этот раз, в 2024 - Лоуренс (Honda), Секстон (KTM), Плессингер (KTM) и Уэбб (Yamaha).
Старт Тройной Короны в Анахайме
Один из победителей гонок 1-й серии становится чемпионом
Есть небольшая корреляция между сезонами 2021, 2022, 2023 и 2024: один из гонщиков, оказавшихся в списках победителей квалификаций на первых 4-х этапах и выигравших гонку на одном из этих этапов, становился чемпионом по итогам сезона. В 2021 году Купер Уэбб забрал титул за этап до финала с преимуществом в 35 очков, а в 2022 - Томак оформил победу за этап до финала. В 2023 статистика немного нарушается из-за травм в решающей стадии, но факт, что спор за корону вели между собой Томак и Чейз Секстон, оба взяли, как минимум, по одной победе в первых 4-х гонках. И если бы не травма, из-за которой Томак пропустил финальную стадию, он бы стал чемпионом, сдержав натиск Секстона. Но затем случилось, что случилось!
На кого же ставить в этом списке?
После четырех гонок четверых гонщиков - Плессингера, Секстона, Уэбба и Джетта Лоуренса разделяют 8 очков, а ТОП-5 (с Томаком) - 10. Это очень плотная группа! Подобная плотность за последние 10 лет была в AMA Supercross лишь однажды, в 2014 году, когда ТОП-5 после четырех гонок уложился в 9 очков. Раян Виллапото, выигравший 2 из 4 гонок той серии, стал чемпионом сезона с грандиозным отрывом от Раяна Данджи в 62 очка (что косвенно подтверждает теорию о наличии будущего чемпиона в списке победителей первой серии).
Аарон Плессингер, Red Bull KTM Factory Racing
Шансы Плессингера
Гонщик заводской команды KTM быстр, однако, часто начинает теряться в больших и интенсивных гонках, теряя позиции. До 2024 года Аарон за всю карьеру лишь четырежды поднимался на подиум, и никогда не был выше 3 места. Подиумы, которые Плессингер взял в 2024 году - 5-й и 6-й, оформлены подряд. Так что представитель Огайо, наконец, совершил долгожданный прорыв, на который так надеялись в KTM Factory Racing. Этот год он начал сезон очень хорошо, однако, его статистика пока худшая из всей пятерки лидеров, ее немного. Впрочем, похожая ситуация была и у Секстона...
Чейз Секстон, Red Bull KTM
Защита Чейза Секстона
Действующий чемпион AMA Supercross 450SX начал год в тени слухов о неконкурентоспособности нового KTM SX-F450, но затем реабилитировался и показал, что все ОК. В 2023 году Чейз, сменивший в роли флагмана Team Honda HRC Рокцена, был стремителен, но непостоянен. Секстон лидировал в гонках с огромным отрывом, но допускал ошибку и падал во второй половине гонок, так что терял позицию лидера, но возвращался и финишировал в ТОП-3 - так далеко он уезжал от всех в начале! Затем, Чейз стабилизировался, и дело пошло на лад. В тех этапах, где он не ошибался, он боролся за победу. В конце сезона-2023 фортуна была на его стороне: все главные конкуренты вышли из схватки с серьезными травмами, и Чейз буквально остался наедине с самим собой за этап до финала. На этот раз, конкуренция в целом еще выше. По статистике, финиш Секстона в Анахайме - 60-й в ТОП-5.
Джетт Лоуренс, Team Honda HRC
Хайп на Джетта Лоуренса позади
Говоря о новом флагмане Honda, стоит вернуться в день первой пресс-конференции 2024 года в Анахайм, где только ленивый не назвал Джетта главным претендентом на титул. Тогда в расчет брали три вещи: сложности с KTM у Секстона, возвращение Томака после травмы и переход Уэбба в Yamaha. Теперь: проблем у Секстона как бы нет; Томак вернулся, но пока не на 100%; Уэбб абсолютно счастлив с Yamaha. Вывод: хайап на Джетта закончился, начались тяжелые трудовые будни, появилось давление и много-много ошибок, которые лишили его уже, как минимум, 28-ми очков за 3 этапа.
Купер Уэбб выиграл первую Тройную Корону сезона AMA Supercross 2024 года
Купер Уэбб - скромный претендент
Купер Уэбб выиграл Triple Crown в Анахайме, не взяв ни одной победы в заездах и лидируя всего на 1 (одном!) круге. Это уже третий раз за его карьеру, когда победа в главном заезде (и на этапе) дается ему меньшими усилиями, чем тратили соперники. Два предыдущих раза были в 2015 и 2019 годах, когда он выходил победителем из гонки в самый последний момент - как и планировал.
В карьере Уэбба было много ярких моментов, и от одного круга лидерство за всю "Тройную Корону" в Анахайме она не потускнеет: этот круг стал 411-м в его послужном списке. Уэбб сохраняет 3 место в рейтинге самых ярких лидеров гонок после Кена Рокцена (714 кругов) и Элая Томака (1068 кругов). Чейз Секстон за 2023 год довел свою статистику до 388 кругов и занимает 4-ю строчку.
Купер Уэбб, Star Yamaha
Опыт подсказывает Куперу Уэббу главное: лидировать в гонке не обязательно, чтобы выиграть ее, поскольку на лидере всегда лежит огромная ответственность, и догонять всегда проще, чем убегать. В отличие от MotoGP, в AMA Supercross нет условностей из-за аэродинамики и перегрева покрышек, которые дают лидеру большое преимущество. Здесь, как раз, всё наоборот.
Победа в Анахайме-2 стала 22-й в карьере Уэбба, и он таким образом опередил Кена Рокцена (21). Уэбб, наконец, вошел в ТОП-10 рейтинга AMA Supercross 450SX всех времен по победам в Премьер-классе.
Статистика Купера интересна еще вот чем. Анахайм-2 стал 110-й гонкой Уэбба в Премьер-классе AMA Supercross, всего он принял участие в 136 гонках. Из всех этих 136 гонок он не попал в ТОП-10 только в 15-ти, а 81 завершил этап в ТОП-5, в 43 из них оказался 1-м или 2-м.
Джейсон Андерсон, Monster Energy Kawasaki
Джейсон Андерсон - попытка номер X
Для импульсивного пилота Kawasaki сезон 2024 года складывается плюс-минус неплохо. Но он потерял позицию на подиуме в Анахайме по решению Дирекции из-за обгона соперника после выезда за пределы трассы. Таких случаев, когда Андресон теряет очки, множество. В остальном, его статистика выглядит очень круто.
Андерсона можно назвать ветераном AMA Supercross, Анахайм-2 стал его 170-м стартом в карьере, а финиш - 100-м ТОП-5 в Премьер-классе. Андерсон также записал на свой счет еще несколько кругов в лидерах, доведя счет до 311 в 450SX.
Сильной стороной Джейсона Андерсона являются старты и феноменальная скорость в серии из нескольких кругов. Слабой - стабильность по ходу заезда и ошибки, которые снижают его позицию к последним минутам. В 2024 году он выиграл на старте у большинства соперников и числа топов уже 3 старта. Победа во 2-м заезде "Тройной Короны" стала демонстрацией его реальных возможностей: Джейсон лидировал на 13 кругах из 14-ти, опередив Уэбба практически сразу. Так же, в Анахайме-2 он записал за собой лучший круг в гонках, опередив всех на 0.451 секунды. Это произошло в 3-й схватке на 3-м круге.