МОТОГОНКИ.РУ, 9 декабря 2005 - История, как известно, повторяется и развивается по спирали. Правило, ограничивающее объемы двигателей - не новинка, именно такое решение было принято в FIA и комиссии по Формуле-1 в прошлом году: в Королевской Формуле двигатели станут меньше уже в следующем сезоне, ровно на год раньше, чем в MotoGP.
Итак, ранее технический регламент в Формуле-1 предписывал использование двигателей типа V10 объемом не превышающим 3 литра. С 2006 года движки самых быстрых автомобилей в мире урезают на 2 цилиндра и 600 кубиков - т.е. примерно на 20%. По мнению специалистов, новые болиды с двигателями V8 объемом 2,4 литра будут ехать медленнее, что повысит общую безопасность гонок Формулы-1. Закон принят, производители переходят на новые моторы, команды приступают к тестам новых машин.
Что же на деле?
За дело берется Дженсон Баттон, один из героев прошлого сезона Формулы-1, пилот команды Bar-Honda, без сомнений, один из самых профессиональных пилотов в мире. Пересев с 3-литровой на 2.4-литровую Хонду, Дженсон отмечает, что теперь для достижения плавного, сбалансированного вождения ему приходится менять стиль вождения: чтобы держать машину в зоне максимального крутящего момента, ему приходится постоянно работать в "красной зоне". Потеря крутящего момента рождает ошибки пилотирования!
Вот что он говорит:
"Мы все равно достигаем скорости, превышающей 200 миль в час (320 км/ч), мое время стало хуже всего на три секунды по сравнению с V10, но это не так медленно, как может показаться! Однако, ощущаются новые трудности в пилотировании: здесь не достаточно крутящего момента, и ты точно чувствуешь, когда допускаешь ошибки. Недостаточно крутящего момента, который мог бы вытянуть тебя из трудной ситуации, это скажется на гонщиках, которые не достаточно сконцентрированы во время гонки. Зато, если кто-то впереди тебя допустит ошибку, ты сразу поймешь это, и появится реальный шанс обгона, более легкого, чем в случае с V10. Но когда тебя преследуют, тут будет трудно!
V8 требует другого стиля вождения, так как важнейшим фактором является концентрация и плавность движений. Мне это поможет, я надеюсь. Как ни странно, но в Барселоне, когда проходишь третий поворот, приходится открывать заслонки на полную. Я никогда раньше не проходил этот поворот с полным газом, я вообще никогда ранее не вдавливал педаль в пол при прохождении поворотов, ни в этом, ни в других. Что касается нашего болида, по аэродинамическим показателям мы пока ведем, и в следующем году будем по этому параметру сильнее других. У нас лучшее антикрыло и большая прижимная сила, которая даст лучшее сцепление колес с асфальтом, но зато снизит мощность двигателя. То есть, легче управлять, сложнее разгоняться.
Что же я могу сказать относительно того, что из-за уменьшения объема двигателей, машины будут легче управляться, не уверен в этом! Инженерам приходится придумывать разные штуки, чтобы сравнивать кривую мощности, которая несомненно будет иметь провалы - это важно, над этим мы тоже работаем сейчас."
Вот и первые впечатления, по которым можно провести аналогию с будущим MotoGP и его 800-кубовыми двигателями! Для достижения тех же скоростей (а рост скоростей - это одна из главных фишек любых гонок), придется просто крутить движок еще больше, чем раньше. Ошибка в выборе передачи или оборотов будет стоить немедленной потери позиции в плотной борьбе.
Однако, полностью проводить параллели между MotoGP и Формулой-1 не стоит: в двух регламентах есть одно фундаментальное отличие - в случае с разработкой новых мотоциклетных двигателей опять появится возможность выбирать количество цилиндров. Это может решить полностью или частично проблему крутящего момента, например, при переходе к двигателям типа V2.
Неужели мы снова увидим и услышим неподражаемые V-твины Honda и Ducati? Вряд ли так. Большие заводы скорее продолжат путь максимального ухода от классики в сторону hi-tech технологий - новые сплавы, керамика и все такое. Прогресс не стоит на месте, и даже такие привычные элементы, как моторные масла рано или поздно будут заменены на композитные напыления на стенках цилиндров.
Так что расслабляться гонщикам Корпорации рано: ради хороших результатов движку крутить все равно придется! А нам, зрителям, это возможно даст чуть больше эмоций. Обгонов в 2007 году станет значительно больше, а борьба - острее.