МОТОГОНКИ.РУ, 30 мая 2012 - Итак, 3 июня 2012 года Circuit de Catalunya в Монтмело примет одно из самых интересных событий сезона - Гран-При Каталонии в 21-й раз. 20 лет подряд гонка проходила в этом месте с 1992 года, каждый раз, там случалось что-то особенное и очень важное в масштабе всей истории чемпионата мира.
Особенно большинству зрителей, кто следит за MotoGP с начала века, врезалась в память гонка Королевского класса 2004 года, где Валентино Росси и Сет Жибернау боролись до последнего на извилистом каталонском кольце. На этот раз обошлось без подныриваний и контактной борьбы в последнем повороте, шансы на победу у каждого из них были равны. Жибернау вышел на последний круг заезда лидером, но уже в первой шикане Росси провел успешную атаку по внешнему радиусу и вырвался вперед. Жибернау реабилитировался менее, чем через полминуты. Три поворота Vale и Gibi шли колесо в колесо, буквально лежа друг на друге. Но из связки поворотов лидером вышел уже Росси: он успел занять внутреннюю, более удачную траекторию, тогда как Жибернау не смог открыться в этом маневре. Финиш показался достаточно спокойным, но 2 минуты, предшествовавшие ему - напряженными на 100%. Это было первое Гран-При Валенсии, в котором Росси участвовал на новеньком Yamaha M1, а Жибернау продолжил работать с Honda.
История "решающей атаки" повторилась в 2009 году, на этот раз это была дуэль между напарниками по Yamaha Factory Валентино Росси и Хорхе Лоренцо. Битва началась за 13 кругов до финиша, напарники оторвались от пелетона почти на 7 секунд. Лоренцо лидировал, Росси пытался сократить дистанцию три круга подряд, и наконец, подобрался к испанцу вплотную за 4 круга до финиша. Ему удалось обойти напарника на слип-стриме через круг, на стартовой прямой. Лоренцо повторил тот же финт на следующем витке, но Валентино удалось перетормозить его перед самым входом в первый поворот. На последнем круге Хорхе снова атаковал Росси в том же месте, на стартовой прямой. На этот раз в поворот они вошли параллельно, но из виража первым вышел уже Лоренцо. Пять раз они менялись местами в шиканах, победа Лоренцо была, казалось, гарантирована. Пока Росси не нанес ему скрытый укол: перед самым выходом из последнего поворота слегка коснулся передним колесом своего байка заднего колеса Лоренцо, этого хватило, чтобы на долю секунды Хорхе замешкался и... пропустил вперед Росси! Гонка была выиграна за 20 метров до финиша, а разница между напарниками FIAT Yamaha составила всего 0.095 секунды.
Обе этих гонки вошли в число величайших событий в истории Королевского класса. И обе они состоялись в Каталонии!
Скорости в Барселоне росли с каждым годом, начиная с 2000-го, и достигли пика в 2004: Алекс Баррош разогнал Honda RC211V до 339.4 км/ч. Кстати, в дуэли Жибернау-Росси мотоцикл Сета разогнался до 332.5 км/ч, тогда как M1 Валентино была в среднем на 5 км/ч медленней. В той гонке Росси брал храбростью на торможении и на виражах.
Только три других гоночных трека в календаре чемпионата мира могут похвастаться аналогичным количеством проведенных гонок: Херес, Муджелло и Ассен.
Начиная с 2003 года, когда в MotoGP наступила 4-тактная эра, пилоты Yamaha выигрывали чаще других: 5 Гран-При, пилоты Honda стали победителями трижды, Ducati - дважды.
Валентино Росси считается самым успешным пилотом в Монтмело, на его счету 9 побед: 5 - в MotoGP, 1 в GP500, 2 в GP250 и 1 в GP125. Следующим идет Макс Бьяджи с четырьмя победами, но все он добыл, выступая в 250-кубовом классе.
Особенной гонкой стало Гран-При Каталонии 2003 года: Лорис Капиросси принес первую победу в MotoGP заводу Ducati, дебютировавшему с D16 (Desmosedici).
Испанцы записали на свой счет 5 золотых кубков. Алекс Кривье выиграл гонки в 1995 и 1999 годах, Карлос Чека в 1996, Дани Педроса в 2008 и Лоренцо в 2010. На каждый подиум последние пять лет поднимался как минимум один уроженец Иберийского полуострова.