МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
22869
23 июня 2022 в 15:15
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

TT Circuit Assen в деталях: что делает старейшую трассу MotoGP особенной

Гран-При Нидерландов в это воскресенье будет 73-м по счету в истории чемпионата мира по Мото Гран-При: TT Circuit Assen принимал участие абсолютно во всех сезонах с 1949 года, и единственной отменой за всё эти годы стал сезон-2020 из-за пандемии Covid-19. Нет такой второй трассы в календаре, как TT Circuit! Она горячо любима абсолютно всеми гонщиками MotoGP и World Superbike, благодаря нескольким особенностям.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 23 июня 2022 - За последние 12 лет вы регулярно могли читать на МОТОГОНКИ.РУ технические обзоры этой исторической трассы, здесь можно найти полную историю TT Circuit, мой рассказы о гонках, которые здесь состоялись с 2010 года, причем, не только в MotoGP и World Superbike, но также и в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, мы ездили на Мотокросс Наций MXoN-2019, где вместе со Сборной Командой России утопали в зыбучих песках искусственной гоночной трассы, созданной поверх исторического асфальтового кольца...

TT Circuit Assen
TT Circuit Assen

Автодром TT Circuit

Закрытый Ассенский Автодром появился на месте исторического паддока Dutch TT d 1954 году. К тому моменту уже было принято решение убрать из конфигурации длинного кольца большой сектор на севере, сократив длину круга до 16.5 км, а в 1955 он окончательно стал замкнутым внутри территории нынешнего автодрома. Первая конфигурация TT Circuit составляла 7.7 км, но в 1984 году ее сократили до 6.1 км. В нынешнем виде трек пребывает с 2006 года, когда Ассен решил скроить знаменитую Северную петлю ради строительства новой большой парковки и гостиницы, что имело смысл в виду бурного роста зрительской активности.

TT Circuit настолько крут, что...

Это действительно уникальный случай в истории MotoGP: с 1949 года Ассен ни разу не пропустил сезон Больших Призов. Он бы мог продолжить свою рекордную линию и в 2020 году, когда в Нидерландах были объявлены феноменальные по жесткости ограничительные меры из-за пандемии Covid-19. Но даже в этом локдауне Dorna предложила Ассену провести гонки, но не в июле, а в сентябре. Единственным жестким требованием властей и ковидного протокола Dorna в паддоке было - никаких зрителей.

В Ассене оценили предложение промоутера, но... отказались!

Добро пожаловать домой, MotoGP!
Добро пожаловать домой, MotoGP!

Формулировка TT Circuit была следующей: Dutch TT проводится более 85 лет и всегда это было шоу для зрителей, которые стекаются в Ассен со всех концов Европы и мира на этот уикенд; проведение Гран-При без зрителей - нонсенс; и если один раз TT Circuit не проведет гонки, его репутация от этого пострадает меньше, чем от фотографий с пустыми трибунами. В 2019 году Dutch TT пришли посмотреть 110000 человек.

Летом 2021 года, несмотря на всё еще витавшие над Европой последствия пандемии, TT Circuit настоял, чтобы на гонку допустили зрителей - минимум 10% общей вместимости трибун, то есть 11500 человек. Dutch TT состоялся только на этом условии.

Так Dutch TT или DutchGP?

У этого события огромная история, которая началась задолго до рождения Мото Гран-При. Чтобы не повторяться, думаю, лучше сразу дать ссылку на один из обзоров, который я делал в 2019 году, когда TT Circuit Assen принял юбилейный, 70-й DutchGP по MotoGP.

Гранитные буквы TT установлены недалеко от съезда с автострады А28 к автодрому
Гранитные буквы TT установлены недалеко от съезда с автострады А28 к автодрому

Но как все-таки правильно называть событие - Dutch TT или все же DutchGP?

Любительские гонки по дорогам общего пользования в регионе Дренте стали проводить в 1934 году по субботам, потому что по воскресеньем протестантская община Ассена (очень многочисленная в те годы) проводила большую ярмарку, а гонки оттягивали на себя всю публику. Конфликт интересов был улажен. Больше подробностей и история DutchTT в деталях - здесь: почему Ассен всегда особенный?

Собственно, формат мотогонок по ДОП зовется исторически турист-трофи, то есть, трофейные гонки для любителей. Причем, зачастую такие гонки проводятся не очно, а в формате time attack, за сечкой времени от старта до финиша - у кого будет лучший круг. Но в Ассене они стали проводиться и очно. И с 1949 года, когда появился чемпионат мира, первые шесть Гран-При Нидерландов были разыграны на дорогах общего пользования, по старой трассе в 28 км. И это было мегапопулярное событие. В 30-х его назвали просто - «TT», но чтобы люди не путали с Isle of Man TT, переименовали в «Dutch TT» - и вот это имя сопровождало событие более полувека.

В когда Dorna Sports стала активно осваивать просторы Интернета в 2000-ных, для Гран-При Нидерландов нужно было придумать что-то более созвучное «GP» - «DutchGP». В этом формате название события стали использовать только в 2010-х, когда появилась мода на хэштеги в соцсетях. Так что DutchGP - это ничто иное, как хэштег. Но Dutch TT настолько узнаваемый бренд, что их постоянно используют в паре, в том числе, те же сотрудники MotoGP.

Дуэль Барри Шина и Джакомо Агостини в Ассене (1975)
Дуэль Барри Шина и Джакомо Агостини в Ассене (1975)

Голландская чистота с немецкой точностью

Немногие знают, что именно на TT Circuit FIM и ее официальному хронометражу впервые пришлось столкнуться с феноменом абсолютно равного финиша двух гонщиков. Это произошло на Dutch TT 1975 года в Королевском классе, когда Барри Шин и Джакомо Агостини пересекли линию буквально синхронно. Фотофиниш того времени не позволил четко определить победителя. Точность хронометража в то время также оставляла желать лучшего - он был ручной и округлялся до 0.1 секунды, таким образом, у обоих время гонки оказалось равным - 48:01.000. Рассмотрев все обстоятельства финиша и вооружившись показаниями свидетелей, представители FIM отдали победу Барри Шину, тогда как Аго "назначили" 2-м. Разница в счете тогда составляла всего 3 очка - 15 за 1-е и 12 за 2-е место. Впрочем, 2-е место в Ассене не помешало Агостини принести титул Yamaha по итогам сезона.

Хронометристы Dorna вместе со специалистами AMB/MyLAPS на Гран-При Нидерландов MotoGP
Хронометристы Dorna вместе со специалистами AMB/MyLAPS на Гран-При Нидерландов MotoGP

Теперь же, за точность определения результата гонки на финише отвечают сразу 3 независимых (технически) службы: голландская компания AMB i.t., которую вы лучше знаете под именем MYLAPS (в 2008 году произошло их слияние) с 1992 года обслуживает Мото Гран-При и ее технология с начала 2000-ных является стандартом для всех гонок титульного уровня под эгидой FIM - она ведет непосредственно хронометраж события; зона финиша также оснащена двумя устройствами фото- и видео-финиша, работающими независимо друг от друга. Финиш фиксируется камерой со скоростью съемки 1500 кадров в секунду. Таким образом, точности съемки достаточно для создания статичной картинки, даже если мотоциклы пересекают линию на скорости 280 км/ч. Наконец, в системе хронометража есть чисто аналоговая система логофикации, которая фиксирует каждое пересечение линии финиша каждым мотоциклом и выводит бумажный лог в печатном виде, так что в случае глобального сбоя системы, даже в случае падения сервера или отключения электричества, Дирекция всегда может восстановить хронологию событий и определить победителя гонки без лишних споров. К счастью, с 2010 года, когда эту систему впервые применили в полном объеме (именно в Ассене!), она еще ни разу не потребовалась. Но с 2020 года точность хронометража пришлось увеличить до 0.0001 из-за слишком плотных финишей.

Оформление туннеля в паддок - Туннель Славы TT Circuit Assen
Оформление туннеля в паддок - Туннель Славы TT Circuit Assen

Ассенский Туннель славы

Паддок TT Circuit расположен внутри гоночного трека, и чтобы в него попасть, нужно проехать по туннелю с внешней стороны, от большой парковки. Это единственный путь, открытый для зрителей и представителей команд в ходе уикенда. Грузовики попадают на трассу через сервисный въезд, открытый только в начале недели.

Марк Маркес на презентации Туннеля Славы Ассена в 2016
Марк Маркес на презентации Туннеля Славы Ассена в 2016

Администрация TT Circuit решила даже туннель сделать аттракционом для посетителей: в 2016 году туннель был полностью перекрашен, на его стенах появились квадраты с годами и именами победителей Dutch TT. В церемонии "открытия" Assen's Tunnel of Fame принимали участие все действующие пилоты MotoGP, кто хотя бы раз выиграл Гран-При, в первую очередь, конечно, лидер чемпионата MotoGP Марк Маркес и чемпион 2015 года Хорхе Лоренцо, а Росси стоял скромно поодаль.

Новые звезды

С 2019 года Ассен взял новую моду - закладывать в центре города плитки звезд мотоспорта в честь победителей Гран-При. Сегодня свою звезду получил победитель 2021 года Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP.

Звезда Фабио Куартараро появилась на Аллее славы в Ассене
Звезда Фабио Куартараро появилась на Аллее славы в Ассене

Почему TT Circuit так нежно любим именно мотогонщиками?

Поскольку Dutch TT с годами стало иметь большое значение именно в мире мотогонок, конфигурация кольца Ассенского автодрома гораздо больше заточена под мотогонки, нежели под авто. Да и весь дизайн TT Circuit ориентирован на «классичность» мотогонок турист-трофи, где зрители расположены предельно близко к трассе, в живом контакте с гонщиками и их мотоциклами. Итак, есть две составляющие - это дизайн кольца и близость трибун - вот, что делает Ассен истинной Меккой европейского мотоспорта, и за что его прозвали Кафедральным Собором мотоспорта.

Валентино Росси в 2021 году был назван Почетным гражданином Ассена
Валентино Росси в 2021 году был назван Почетным гражданином Ассена

Конфигурация трассы максимально ориентирована на мотоциклы: она очень плавная, но при этом быстрая; радиусы поворотов либо достаточно большие, либо "разворачиваются" наружу, что позволяет выезжать из виражей в полный газ. Также, в Ассене практически нет зон жесткого торможения, что делает езду в полный газ особенно приятной и будоражащей сознание. Вообще, вся трасса представляет из себя связку плавных дуг, что позволяет разгоняться до 265-280 км/ч относительно безопасно, несмотря на ограниченное пространство.

Схема TT Circuit Assen
Схема TT Circuit Assen

Но есть и такая особенность, как закрытые повороты и своя «дуга мужества»: собственно, известный вираж Moscow Raceway из 4-го - через 5-й - в 6-й поворот, ведущий с холма вниз, так именуют в честь дуги Mandeeven от 10-го до 12-го поворота TT Circuit, где надо ехать в полном наклоне и в полный газ, чтобы не потерять ход!

Финальный сектор, в зоне Ramshoek (от 13 до 15 поворотов) имеет небольшой перепад высот, который делает заход на дугу абсолютно слепым. Пилот должен собрать волю в кулак и ни при каких обстоятельствах не закрывать газ в этом месте: он должен занять правильную позицию на траектории и совершить «прыжок веры». Со временем, конечно, к этому привыкают. Но новобранцев в Ассене всегда можно отличить именно по резкому снижению темпа в финальном секторе круга.

Гран-При Нидерландов MotoGP 2019
Гран-При Нидерландов MotoGP 2019

Для зрителей TT Circuit также является находкой, ибо трасса расположена в своеобразном амфитеатре из трибун и двух насыпных холмов с доступом без обозначенных мест (general admission). Практически с любой возвышенности (а трибуны подняты над автодромом на 5 метров и выше), видно большую часть круга.

И ключ ко всему - это ТОРЖЕСТВО ПИЛОТАЖА!

Продолжение

Важные новости
 
Для сохранения сборки мотоциклов KTM в Австрии детали придется делать в Китае
Для сохранения сборки мотоциклов KTM в Австрии детали придется делать в Китае

С мая 2025 года, когда ситуация вокруг едва не обанкротившегося австрийского производителя мотоциклов KTM, кстати, крупнейшего производителя Европы в численном выражении, было опубликовано много противоречивых соображений и высказываний боссов компании: новый генеральный директор KTM AG Готтфрид Ноймайстер дал очередное интервью, в котором поспешил заверить последователей, что производство в Маттигхофене удастся спасти, как и лейбл Made in Austria, но...
Сошлют в Сибирь убирать снег: новые подробности провала Ducati и Баньяи на ГП Австралии MotoGP 2025
Сошлют в Сибирь убирать снег: новые подробности провала Ducati и Баньяи на ГП Австралии MotoGP 2025

Siberia распахнула свои объятия и приняла в них Пекко Баньяю, который не завершил вторую длинную гонку MotoGP подряд после Индонезии - теперь, в Австралии. Phillip Island, где Ducati доминировали в 2024 году, в 2025 стал едва ли не худшей трассой. Что там произошло, в частности, с Алексом Маркесом, поначалу претендовавшим на подиум, но особенно, с Баньей?
Булега и Софуглу ставят точку в скандале: послание мотоциклетным «ультрас» - на финале WSBK в Хересе всё было по-честному!
Булега и Софуглу ставят точку в скандале: послание мотоциклетным «ультрас» - на финале WSBK в Хересе всё было по-честному!

Николо Булега после инцидента с Топраком Разгатлиоглу в Superpole Race почувствовал на себе крайне негативную реакцию собравшейся в Хересе публики: итальянца эскортировали в отель под охраной полиции, потому что в мотогонках появились свой «ультрас»... даже в 2015 году на финале MotoGP в Валенсии, когда паддок разделился на сторонников Росси и сторонников Маркеса, подобной реакции не наблюдалось! Каждая сторона сказал свои слова.
Баньяя свергнут: Марко Беццекки - новый фаворит в битве за бронзу MotoGP 2025
Баньяя свергнут: Марко Беццекки - новый фаворит в битве за бронзу MotoGP 2025

Итогом австралийского этапа MotoGP стало доминирование Aprilia на трассе, которая раньше принадлежала исключительно пилотам Honda и Ducati. Под натиском со стороны Марко Беццекки сдались Фабио Куартараро, Педро Акоста и Алекса Маркес, далеко сзади остался Лука Марини. Бец провел одну из самых замечательных операций по возвращению в группу лидеров после двойного LLP: ведь в сегодняшнем MotoGP компенсировать потерянные на длинном круге 3 секунды практически невозможно! Награда за труды - выход на 3 место в чемпионате MotoGP 2025 года.
Мировой Супербайк 2025 - Все гонки Гранд-финала WorldSBK в Хересе
Мировой Супербайк 2025 - Все гонки Гранд-финала WorldSBK в Хересе

Все гонки Гранд-финала World Supersport 2025 года на Circuito de Jerez в Испании! Субботняя Race 1, воскресные Superpole Race и Race 2 от старта до финиша.
Рейтинг ТОП-10 стран с самыми высокими и самыми низкими ценами на бензин в мире
Рейтинг ТОП-10 стран с самыми высокими и самыми низкими ценами на бензин в мире

Глядя на то, как подрастают ценники на АИ-95 на московских сетевых заправках, иногда хочется плакать. Но глядя на страдальцев из других стран, становится легко и спокойно на душе! В какой же рейтинг входит Россия - в ТОП-10 с самим дорогим или все-таки с самым дешевым бензином в мире?
Булега и Баутиста сделали все, что могли, но Топрак Разгатлиоглу - 3-кратный чемпион World Superbike!
Булега и Баутиста сделали все, что могли, но Топрак Разгатлиоглу - 3-кратный чемпион World Superbike!

Николо Булега одержал тройную победу на финале World Superbike в Хересе, в том числе, допустив столкновение со своим главным соперником в битве за титул чемпиона мира 2025 года в Superpole Race. Но несмотря на потерю очков и активную помощь напарника по Aruba it Racing Ducati Альваро Баутисты, остановить Турка не удалось! Топрак Разгатлиоглу переходит в MotoGP в статусе 3-кратного чемпиона мира по Супербайку.
Ducati раскрывает карты в MotoGP 2025: причина сломанного носа Даль′Иньи, низвержение Баньяи и сила Альдегера
Ducati раскрывает карты в MotoGP 2025: причина сломанного носа Даль′Иньи, низвержение Баньяи и сила Альдегера

Мир MotoGP слишком многогранен, чтобы... стоять на месте. После Гран-При Японии в Мотеги прошло не так уж много времени, но в Ducati Corse произошли кое-какие серьезные перемены. Какого характера? И почему вдруг боссы Борго-Панигале решили раскрыть все карты и разоткровенничались с человеком, которому они сами 5 лет назад запретили приближаться к заводскому боксу Ducati Lenovo Team?
Фернандес - победитель, Марко Беццекки - герой Гран-При Австралии MotoGP 2025
Фернандес - победитель, Марко Беццекки - герой Гран-При Австралии MotoGP 2025

На старте главной гонки Гран-При Австралии в классе MotoGP перед пилотами, вставшими на первой линии решетки, стояли радикально разные задачи. Трудно сказать, чья была труднее - у поул-ситтера Фабио Куартараро и Джека Миллера на Yamaha или у Марко Беццекки из Aprilia Racing, который заведомо знал, что ему предстоят два LLP... чтобы затем взлететь на 3-ю позицию в чемпионате MotoGP 2025 года.
Чемпион Moto3 оставил австралийца без Большого Приза на Гран-При Австралии - обзор и результаты
Чемпион Moto3 оставил австралийца без Большого Приза на Гран-При Австралии - обзор и результаты

Австралиец Жоэль Кельсо, стартовавший в своей домашней гонке на Phillip Island с поул-позиции, сделал всё, что было в его силах, чтобы противостоять новому чемпиону Moto3 Хосе Антонио Руэде. Но напор Red Bull KTM Ajo был слишком мощным - ведь эта команда кует чемпионов Moto3 с 2012 года! Обзор и результаты ГПАвстралии #AustralianGP
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 23 июня 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


7.23 МЛН
годовая
аудитория
659937
посетителей
в месяц
22756
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island