МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты

TT Circuit Assen в деталях: что делает старейшую трассу MotoGP особенной

MotoGP
Лента новостей
»
23 июня 2022 | 7318
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Гран-При Нидерландов в это воскресенье будет 73-м по счету в истории чемпионата мира по Мото Гран-При: TT Circuit Assen принимал участие абсолютно во всех сезонах с 1949 года, и единственной отменой за всё эти годы стал сезон-2020 из-за пандемии Covid-19. Нет такой второй трассы в календаре, как TT Circuit! Она горячо любима абсолютно всеми гонщиками MotoGP и World Superbike, благодаря нескольким особенностям.

МОТОГОНКИ.РУ, 23 июня 2022 - За последние 12 лет вы регулярно могли читать на МОТОГОНКИ.РУ технические обзоры этой исторической трассы, здесь можно найти полную историю TT Circuit, мой рассказы о гонках, которые здесь состоялись с 2010 года, причем, не только в MotoGP и World Superbike, но также и в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, мы ездили на Мотокросс Наций MXoN-2019, где вместе со Сборной Командой России утопали в зыбучих песках искусственной гоночной трассы, созданной поверх исторического асфальтового кольца...

TT Circuit Assen
TT Circuit Assen

Автодром TT Circuit

Закрытый Ассенский Автодром появился на месте исторического паддока Dutch TT d 1954 году. К тому моменту уже было принято решение убрать из конфигурации длинного кольца большой сектор на севере, сократив длину круга до 16.5 км, а в 1955 он окончательно стал замкнутым внутри территории нынешнего автодрома. Первая конфигурация TT Circuit составляла 7.7 км, но в 1984 году ее сократили до 6.1 км. В нынешнем виде трек пребывает с 2006 года, когда Ассен решил скроить знаменитую Северную петлю ради строительства новой большой парковки и гостиницы, что имело смысл в виду бурного роста зрительской активности.

TT Circuit настолько крут, что...

Это действительно уникальный случай в истории MotoGP: с 1949 года Ассен ни разу не пропустил сезон Больших Призов. Он бы мог продолжить свою рекордную линию и в 2020 году, когда в Нидерландах были объявлены феноменальные по жесткости ограничительные меры из-за пандемии Covid-19. Но даже в этом локдауне Dorna предложила Ассену провести гонки, но не в июле, а в сентябре. Единственным жестким требованием властей и ковидного протокола Dorna в паддоке было - никаких зрителей.

В Ассене оценили предложение промоутера, но... отказались!

Добро пожаловать домой, MotoGP!
Добро пожаловать домой, MotoGP!

Формулировка TT Circuit была следующей: Dutch TT проводится более 85 лет и всегда это было шоу для зрителей, которые стекаются в Ассен со всех концов Европы и мира на этот уикенд; проведение Гран-При без зрителей - нонсенс; и если один раз TT Circuit не проведет гонки, его репутация от этого пострадает меньше, чем от фотографий с пустыми трибунами. В 2019 году Dutch TT пришли посмотреть 110000 человек.

Летом 2021 года, несмотря на всё еще витавшие над Европой последствия пандемии, TT Circuit настоял, чтобы на гонку допустили зрителей - минимум 10% общей вместимости трибун, то есть 11500 человек. Dutch TT состоялся только на этом условии.

Так Dutch TT или DutchGP?

У этого события огромная история, которая началась задолго до рождения Мото Гран-При. Чтобы не повторяться, думаю, лучше сразу дать ссылку на один из обзоров, который я делал в 2019 году, когда TT Circuit Assen принял юбилейный, 70-й DutchGP по MotoGP.

Гранитные буквы TT установлены недалеко от съезда с автострады А28 к автодрому
Гранитные буквы TT установлены недалеко от съезда с автострады А28 к автодрому

Но как все-таки правильно называть событие - Dutch TT или все же DutchGP?

Любительские гонки по дорогам общего пользования в регионе Дренте стали проводить в 1934 году по субботам, потому что по воскресеньем протестантская община Ассена (очень многочисленная в те годы) проводила большую ярмарку, а гонки оттягивали на себя всю публику. Конфликт интересов был улажен. Больше подробностей и история DutchTT в деталях - здесь: почему Ассен всегда особенный?

Собственно, формат мотогонок по ДОП зовется исторически турист-трофи, то есть, трофейные гонки для любителей. Причем, зачастую такие гонки проводятся не очно, а в формате time attack, за сечкой времени от старта до финиша - у кого будет лучший круг. Но в Ассене они стали проводиться и очно. И с 1949 года, когда появился чемпионат мира, первые шесть Гран-При Нидерландов были разыграны на дорогах общего пользования, по старой трассе в 28 км. И это было мегапопулярное событие. В 30-х его назвали просто - «TT», но чтобы люди не путали с Isle of Man TT, переименовали в «Dutch TT» - и вот это имя сопровождало событие более полувека.

В когда Dorna Sports стала активно осваивать просторы Интернета в 2000-ных, для Гран-При Нидерландов нужно было придумать что-то более созвучное «GP» - «DutchGP». В этом формате название события стали использовать только в 2010-х, когда появилась мода на хэштеги в соцсетях. Так что DutchGP - это ничто иное, как хэштег. Но Dutch TT настолько узнаваемый бренд, что их постоянно используют в паре, в том числе, те же сотрудники MotoGP.

Дуэль Барри Шина и Джакомо Агостини в Ассене (1975)
Дуэль Барри Шина и Джакомо Агостини в Ассене (1975)

Голландская чистота с немецкой точностью

Немногие знают, что именно на TT Circuit FIM и ее официальному хронометражу впервые пришлось столкнуться с феноменом абсолютно равного финиша двух гонщиков. Это произошло на Dutch TT 1975 года в Королевском классе, когда Барри Шин и Джакомо Агостини пересекли линию буквально синхронно. Фотофиниш того времени не позволил четко определить победителя. Точность хронометража в то время также оставляла желать лучшего - он был ручной и округлялся до 0.1 секунды, таким образом, у обоих время гонки оказалось равным - 48:01.000. Рассмотрев все обстоятельства финиша и вооружившись показаниями свидетелей, представители FIM отдали победу Барри Шину, тогда как Аго "назначили" 2-м. Разница в счете тогда составляла всего 3 очка - 15 за 1-е и 12 за 2-е место. Впрочем, 2-е место в Ассене не помешало Агостини принести титул Yamaha по итогам сезона.

Хронометристы Dorna вместе со специалистами AMB/MyLAPS на Гран-При Нидерландов MotoGP
Хронометристы Dorna вместе со специалистами AMB/MyLAPS на Гран-При Нидерландов MotoGP


Теперь же, за точность определения результата гонки на финише отвечают сразу 3 независимых (технически) службы: голландская компания AMB i.t., которую вы лучше знаете под именем MYLAPS (в 2008 году произошло их слияние) с 1992 года обслуживает Мото Гран-При и ее технология с начала 2000-ных является стандартом для всех гонок титульного уровня под эгидой FIM - она ведет непосредственно хронометраж события; зона финиша также оснащена двумя устройствами фото- и видео-финиша, работающими независимо друг от друга. Финиш фиксируется камерой со скоростью съемки 1500 кадров в секунду. Таким образом, точности съемки достаточно для создания статичной картинки, даже если мотоциклы пересекают линию на скорости 280 км/ч. Наконец, в системе хронометража есть чисто аналоговая система логофикации, которая фиксирует каждое пересечение линии финиша каждым мотоциклом и выводит бумажный лог в печатном виде, так что в случае глобального сбоя системы, даже в случае падения сервера или отключения электричества, Дирекция всегда может восстановить хронологию событий и определить победителя гонки без лишних споров. К счастью, с 2010 года, когда эту систему впервые применили в полном объеме (именно в Ассене!), она еще ни разу не потребовалась. Но с 2020 года точность хронометража пришлось увеличить до 0.0001 из-за слишком плотных финишей.

Оформление туннеля в паддок - Туннель Славы TT Circuit Assen
Оформление туннеля в паддок - Туннель Славы TT Circuit Assen

Ассенский Туннель славы

Паддок TT Circuit расположен внутри гоночного трека, и чтобы в него попасть, нужно проехать по туннелю с внешней стороны, от большой парковки. Это единственный путь, открытый для зрителей и представителей команд в ходе уикенда. Грузовики попадают на трассу через сервисный въезд, открытый только в начале недели.

Марк Маркес на презентации Туннеля Славы Ассена в 2016
Марк Маркес на презентации Туннеля Славы Ассена в 2016

Администрация TT Circuit решила даже туннель сделать аттракционом для посетителей: в 2016 году туннель был полностью перекрашен, на его стенах появились квадраты с годами и именами победителей Dutch TT. В церемонии "открытия" Assen′s Tunnel of Fame принимали участие все действующие пилоты MotoGP, кто хотя бы раз выиграл Гран-При, в первую очередь, конечно, лидер чемпионата MotoGP Марк Маркес и чемпион 2015 года Хорхе Лоренцо, а Росси стоял скромно поодаль.

Новые звезды

С 2019 года Ассен взял новую моду - закладывать в центре города плитки звезд мотоспорта в честь победителей Гран-При. Сегодня свою звезду получил победитель 2021 года Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP.

Звезда Фабио Куартараро появилась на Аллее славы в Ассене
Звезда Фабио Куартараро появилась на Аллее славы в Ассене

Почему TT Circuit так нежно любим именно мотогонщиками?

Поскольку Dutch TT с годами стало иметь большое значение именно в мире мотогонок, конфигурация кольца Ассенского автодрома гораздо больше заточена под мотогонки, нежели под авто. Да и весь дизайн TT Circuit ориентирован на «классичность» мотогонок турист-трофи, где зрители расположены предельно близко к трассе, в живом контакте с гонщиками и их мотоциклами. Итак, есть две составляющие - это дизайн кольца и близость трибун - вот, что делает Ассен истинной Меккой европейского мотоспорта, и за что его прозвали Кафедральным Собором мотоспорта.

Валентино Росси в 2021 году был назван Почетным гражданином Ассена
Валентино Росси в 2021 году был назван Почетным гражданином Ассена

Конфигурация трассы максимально ориентирована на мотоциклы: она очень плавная, но при этом быстрая; радиусы поворотов либо достаточно большие, либо "разворачиваются" наружу, что позволяет выезжать из виражей в полный газ. Также, в Ассене практически нет зон жесткого торможения, что делает езду в полный газ особенно приятной и будоражащей сознание. Вообще, вся трасса представляет из себя связку плавных дуг, что позволяет разгоняться до 265-280 км/ч относительно безопасно, несмотря на ограниченное пространство.

Схема TT Circuit Assen
Схема TT Circuit Assen

Но есть и такая особенность, как закрытые повороты и своя «дуга мужества»: собственно, известный вираж Moscow Raceway из 4-го - через 5-й - в 6-й поворот, ведущий с холма вниз, так именуют в честь дуги Mandeeven от 10-го до 12-го поворота TT Circuit, где надо ехать в полном наклоне и в полный газ, чтобы не потерять ход!

Финальный сектор, в зоне Ramshoek (от 13 до 15 поворотов) имеет небольшой перепад высот, который делает заход на дугу абсолютно слепым. Пилот должен собрать волю в кулак и ни при каких обстоятельствах не закрывать газ в этом месте: он должен занять правильную позицию на траектории и совершить «прыжок веры». Со временем, конечно, к этому привыкают. Но новобранцев в Ассене всегда можно отличить именно по резкому снижению темпа в финальном секторе круга.

Гран-При Нидерландов MotoGP 2019
Гран-При Нидерландов MotoGP 2019

Для зрителей TT Circuit также является находкой, ибо трасса расположена в своеобразном амфитеатре из трибун и двух насыпных холмов с доступом без обозначенных мест (general admission). Практически с любой возвышенности (а трибуны подняты над автодромом на 5 метров и выше), видно большую часть круга.

И ключ ко всему - это ТОРЖЕСТВО ПИЛОТАЖА!

Продолжение

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 23 июня 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2022 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2022 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1169584
годовая
аудитория
129932
читателей
за месяц
6577
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2022

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message