МОТОГОНКИ.РУ, 22 ноября 2023 - Итак, на данный момент есть три варианта ответа: команда не попала в сетап; проблема с электроникой и проблема с конкретной задней покрышкой Michelin. И есть еще одна - это диверсия, а именно замена главной рабочей карты в мотоцикле перед самым стартом. Что из этого реальней всего?
Хорхе Мартин не мог противостоять атакам Фабио Куартараро на гонке в Катаре
Сильвейн Гуинтоли и Нил Ходжсон, репортеры TNT Sports в Катаре предположили два варианта "неисправности", обсуждая итоги Гран-При Катара в прямом эфире:
Гуинтоли: «Определенно, задний держак был не на должном уровне. Было видно, что с самого старта покрышка вела себя, как каменная, и Хорхе не мог контролировать байк в поворотах. Сравните его езду со спринтом - два разных мотоцикла. Что-то явно пошло не так».
Ведущие TNT Sports MotoGP - Сюзи Перри, Нил Ходжсон и Сильвейн Гуинтоли на Гран-При Катара
Ходжсон: «Как я предположил, это бракованная покрышка. Очевидно на видео - пробуксовка на старте началась только у Мартина, ни у кого, кроме него. Байк не поворачивал нормально - посмотрите за ним в гонке, он очень затруднялся с этим. Отсутствие держака на заднем колесе. Он играет важную роль. Открываешь газ, но никакого ускорения, потому что колесо тут же уходит в пробуксовку, и электроника начинает это обрубать. Похоже на "кривую" карту двигателя. Или на покрышку, когда один баллон отличается от всех остальных... чем-то. Это иногда случается, но становится большим расстройством, когда это происходит вот так, в ответственный момент сезона с одним из претендентов».
Гуинтоли: «Я не говорю, что это так или нет, но мне не кажется, что намеренная диверсия. Обычно, если что-то идет не так, гонщик всегда начинает обвинять покрышки. Все покрышки под контролем, все посчитаны и учтены в базе, производитель точно знает, когда она вышла с конвейера, поступила на склад и была выдана команде. И команды точно знают, что покрышки нельзя греть слишком долго на грелках между сессиями; они знают, какое количество прогревов критично. По-моему, версия с намеренной выдачей Мартину конкретной бракованной покрышки - это не похоже на правду».
Ходжсон: «Если не покрышка, тогда что?»
Старт Гран-При Катара MotoGP
Гуинтоли: «Мог полететь датчик. В общем, проблема с контролирующей электроникой. Возможно, проблема с картой зажигания в ECU. Трудно что-то еще представить. Даже подумать об этом трудно, но это не невозможно в принципе».
Ходжсон: «Нет причин не доверять гонщику. Мартин обладает огромным опытом, и он знает, как ощущается езда на "не той" покрышке, потому что у него такие проблемы раньше бывали».
Всё это было бы странным, если бы уже не происходило в Лусаиле с Мартином на тренировках в пятницу! У него точно так же не было никакого держака на более жестких шинах. Он точно так же не мог провести тренировку старта на наборе покрышек, включавших в себя заднюю Hard. Держак и уверенность Мартин нащупал только в конце пятничной зачетной практики, когда команда поставила набор Soft/Soft. Тогда, Хорхе более-менее уверенно вошел в ТОП-10 для квалификации Q2.
Хорхе Мартин оказался на уровне пилотов Honda и Yamaha в главной гонке Гран-При Катара
Погодные условия в спринте и главной гонке были схожими - одна температура асфальта, одна влажность воздуха. Но состояние трека отличалось даже от предшествовавшей гонке разминке, где лучший темп смог снова развить пилот Aprilia Racing (как в пятницу). В пятницу 3 пилота Aprilia оказались в ТОП-5 по итогам дня, потому что более длинное шасси RS-GP обеспечило лучший уровень держака на заднем колесе, чем был у всей группировки Ducati.
Наиболее вероятной версией является ошибка инженеров команды в настройке сетапа для конкретной гонки. Ошибка заключается в том, что они не учли актуальное состояние трека, положившись на данные, полученные в MotoGP Sprint Race, где Мартин доминировал.
Дата-инженер Pramac Racing Кристиан Батталья на старте Гран-При Америк 2018 года с Данило Петруччи
Версия с "диверсией" со стороны инженеров Ducati Corse, «что-то отключивших на мотоцикле Мартина» прямо перед стартом - это из области фантастики, хотя возвращение командных приказов в субботнем спринте мы уже видели. Для заливки "косячной" прошивки в ECU требуется прямой доступ к мотоциклу и конкретный ноутбук, доступ к которому есть у гоночного инженера Pramac Racing Кристиана Баттальи, с которым команда сотрудничает уже 6 лет после перехода в Pramac из Yamaha Racing. Он работал с Петруччи, затем, с Жоаном Зарко, а теперь с Мартином. Это заслуженный и максимально лояльный команде инженер.
Пекко Баньяя приехал на старт на убитом комплекте, и команда заменила его на новый прямо на решетке
Выбор резины на гонку делали прямо на стартовой решетке. Многие команды выехали на старт на сильно бэушных комплектах, чтобы сделать выбор шины прямо на решетке. Среди таких команд были Gresini Racing и Pramac Racing. Pramac поставила жесткий комплект резины в последний момент, очевидно, заранее хорошенько прогрев его в боксе на грелках.
Pramac Racing произвела замену резины прямо перед стартом Гран-При Катара
Версия с намеренной выдачей Мартину заведомо "кривой" покрышки еще более сказочная, хотя сам факт того, что покрышка могла быть бракованной, до завершения исследований, начатых Michelin во вторник, официально не отрицается ни одной из сторон.