МОТОГОНКИ.РУ, 13 июня 2022 - История не знает сослагательного наклонения, но в случае с Марком Маркесом никаких оговорок - он был, есть и, вероятно, останется навсегда Истинным Королем Sachsenring, самым успешным мотогонщиком в истории трассы в Оберлунгвице.
Подобных рекордов всех времен в чемпионате Гран-При найдется немного, а если точнее, только один: речь про доминирование Джакомо Агостини на уличной трассе в Иматре (Гран-При Финляндии), где Великой Ago выиграл 13 гонок подряд в классах 350 и 500 куб.см. (включая победные дубли за один день) с 1966 по 1973 год. Но Маркес доминировал во всех классах, в которых выступал, и на 3 года дольше во временном интервале, так что их достижения, определенно, равны.
Марк Маркес сделал 4-ю операцию на правой плечевой кости и ушел на 4-месячную реабилитацию
Но вот, Марк решил выйти из игры, как минимум, до конца 2022 года, чтобы сделать важную операцию и успеть восстановить форму к следующему сезону. Он рискнул броситься в бой, не успев полностью восстановиться в 2021 году, но всё равно выиграл гонку на Sachsenring, проехав ее, будто соперников за спиной не было вовсе.
Кто посмеет занять трон Короля в его отсутствие?
Это сложный вопрос, поскольку ни один другой пилот MotoGP за последние 10 лет не показывал аналогичной стабильности на Sachsenring, включая Кейси Стоунера. Из присутствующих на стартовой решетке в 2022 году, претендентов указать можно много, и никого конкретно.
Особенности Кольца
Прежде всего, Саксонское Кольцо - это самый короткий трек в календаре MotoGP: длина круга составляет всего 3.67 км, но состоит из 13-ти поворотов, что делает ее одной из самых физических требовательных схем. И самых прикольных для зрителя. Потому что заезд состоит из 30 кругов, и с трибун просматривается целый сектор - много шоу!
Схема Sachsenring
Каждый год я публикую этот обзор технических особенностей Кольца, и каждый раз он удается по-разному. Я работаю на Sachsenring с 2010 года и каждый раз, возвращаюсь туда, как "домой" - такой знакомый со всех точек зрения этот трек. И - разный, потому что погода делает его непредсказуемым.
Два нюанса делают Sachsenring тяжелым для пилотов. Первая, невероятный перепад высот на протяжении круга. Вторая, ярко выраженная асимметричная конфигурация поворотов.
Sachsenring построен на горе и вокруг горы. Пит-лейн и стартовая прямая - высшая точка холма, все остальные находятся существенно ниже. Начиная с 1-го поворота и до 3-го пелетон едет по хитрой змейке из правых-левых поворотов вниз под горку, затем, круто поднимается обратно, и с 6-го по 8-й поворот снова летит вниз, чтобы затем подняться на самый верх, к 11-му повороту.
Хитрость секции с 4-го по 11-й повороты заключается в том, что это по сути 2-километровая левосторонняя дуга, где мотоцикл едет в полный газ, то под горку, то в горку на самой кромке покрышки, а затем совершает резкий рывок вправо - и вниз, на 42 метра в обрыв, по очень крутому склону к основанию холма. После спуска по «Водопаду» (а именно так называется 12-й поворот - Wasserfal) снова начинается крутая левосторонняя дуга с подъемом на самый верх.
Германия - последнее прибежище любителей скорости! Историческое мероприятие в преддверии 9-го этапа MotoGP: Сандро Кортези, Алеич Эспаргаро и Штефан Брадль в классической коже и шлемах 50-х
перейти в фотогалерею
Критическим моментом на Sachsenring является перманентное охлаждение правой стороны покрышек, из-за чего 11-й, 1-й и 3-й повороты регулярно ловят в свои гостеприимные объятия зазевавшихся райдеров. 1-й поворот особенно "гостеприимен". Так, в 2013 году именно этот поворот определил судьбу титула чемпиона MotoGP: сначала, Дани Педроса, а затем и Хорхе Лоренцо вылетели там и получили травмы, освободив путь наверх новобранцу Repsol Honda Марку Маркесу.
Для кого Sachsenring подходит хорошо, а кому не заходит?
Считается, что Honda RC213V является наиболее подходящим прототипом для Sachsenring. Однако, здесь необходимо говорить не об одном лишь мотоцикле, сколько о комбинации с гонщиком: Дани Педроса доминировал в гонках с 2010 по 2012 год, с 2013 по 2021 - Маркес. Иными словами, пилоты Honda забрали все Большие Призы Германии за последние 11 лет. С точки зрения Sachsenring, шасси RC213V в комплекте с мощнейшим V4 идеально подходят для того, чтобы быстро переваливать мотоцикл из поворота в поворот. Для Маркеса левосторонняя направленность трека - просто кайф: в этом направлении он чувствует себя особенно комфортно, и всегда чувствовал, даже до травмы. В 2021 году это была первая трасса, где Марк мог реализовать почти весь свой физический потенциал, поскольку ему не требовалось долгое время виснуть на правой руке. Как он показал еще в Хересе, в левосторонних поворотах он уже мог «ехать, как прежний Марк».
До начала доминирования Маркеса и Honda, темп гонкам в Саксонии задавали разные пилоты на разных мотоциклах. Дани Педроса выиграл гонку 2007 года на Honda, Кейси Стоунер выиграл у Росси и Вермюлена на Ducati в 2008, наконец, в 2009 линию финиша почти синхронно пересекли напарники по FIAT Yamaha - Росси и Хорхе Лоренцо. По иронии судьбы, Валентино обогнал своего напарника ровно на 0.099 секунды.
Но Honda всегда были предельно близки к топу: Педроса взошел на подиум вместе с Лоренцо и Росси в 2009, а Алекс де Анжелис на саттелите Gresini Honda составил компанию Стоунеру и Росси в 2008. Наконец, в 2019 Кэл Кратчлоу на LCR Honda RC213V пожал руку Маркесу и поприветствовал Маверика Виньялес из заводской Yamaha.
Что изменилось за последние 3-4 года, и особенно, в 2022?
Гонка 2021 года была особенной по ряду причин, поскольку в бой пошли заводские пилоты KTM. RC16 оказался в близкой к идеальной конфигурации для Sachsenring - такой же жесткий и V-образный, как Honda! Мигель Оливера поднялся на подиум следом за Маркесом, а Брад Биндер до последнего преследовать Фабио Куартараро, и все же, исчерпав запас резины, уступил французу порядка 1.2 секунды.
Надо посмотреть, насколько удастся подготовить байк к гонкам Полу Эспаргаро из Repsol Honda, но если не он, то HRC в эти выходные впервые за декаду не будет диктовать соперникам свой темп. И тогда, пилоты KTM могут оказаться в выгодном положении.
Для Ducati эти стремительные подъемы и спуски, но особенно, левосторонние дуги всегда были костью в горле. Слишком многое зависело от погодных условий и уровня держака, и как только баланс нарушался, Ducati вылетали направо и налево.
Но в эти выходные по предварительным прогнозам в Оберлунгвице ожидается сухая и очень жаркая погода с температурой воздуха до +29, а асфальт в этих условиях прогреется до +45, как минимум. Что это значит? Значит, что Ducati смогут использовать свое wunderwaffe - мягкие передние слики, которые гарантировали Баньяе, Миллеру и Мартину превосходный темп и сверхчеткое торможение. Пилоты Ducati в конце 2021 года научились использовать гибкость передней покрышки Michelin для компенсации жесткости шасси и полностью решили вопрос с незначительной нехваткой поворачиваемости. В Арагоне Пекко Баньяя показал, что может сдерживать даже такого аса, как Марк Маркес.
Далее, по совокупности характеристики Sachsenring очень неплох для Suzuki GSX-RR - мотоцикла с очень короткой базой, гибким шасси и легким на подъем мотором. Но это обстоятельство не позволило Алексу Ринсу и Жоану Миру взойти на подиум в последние два сезона. Не фартило им... Особенно, Ринсу в 2021 году - сломать руку по глупости... прямо как сейчас.
Алеич Эспаргаро (NGM Forward Racing) стал сильнейшим - вновь - по итогам FP1 и FP2 в Sachsenring, MotoGP
перейти в фотогалерею
Наконец, Алеш Эспаргаро должен сказать свое слово в новейшей истории Aprilia, поскольку RS-GP теперь также очень хорошо подходит для Sachsenring, весь вопрос, сможет ли Алеш собрать воедино все сильные стороны мотоцикла. В 2014 году, будучи пилотом NGM Forward Racing и выкатывая достаточно странный прототип на базе древнего шасси Yamaha, Алеш преуспевал среди пилотов CRT и обгонял даже заводские саттелиты. В Гран-При Германии 2014 года он занял 6-е место...
Что касается Виньялеса, ему предоставляется уникальная возможность, наконец, подняться на подиум с командой из Ноале. Виньялес очень хорошо осведомлен об особенностях гонок в Саксонии!
Гран-При Германии, Sachsenring, 17/07/2011 - Moto2: дуэль между Маркесом и Брадлем на исходе
перейти в фотогалерею
Есть еще один человек, для которого Sachsenring является истинным домом - это Штефан Брадль, который продолжит подменять Маркеса в Repsol Honda. К сожалению, после того, как Штефан унизил Марка в гонке Moto2 2011 года, немец больше не взял ни одного Гран-При Германии. Лучшей позицией на финише для Штефана стало 4-е место в 2013 году. А в последний раз, когда он выходил на старт на этой трассе, в 2019 году он замкнул ТОП-10.
Всем привет из 2015 года от человека, ради которого Dorna Sports решила переписать Регламент чемпионата мира Moto3 - 15-летний Фабио Куартараро только-только вступил в мир Больших Призов... Встретил его в Sachsenring. Сфотографировал, скажем так, просто для иллюстрации новостей насчет "Правила Куартараро". Кто же знал тогда, что...
Фабио Куартараро может оказаться подходящим претендентом на роль Принца в отсутствие Короля. На стороне француза те же силы, что привели на подиум Росси и Лоренцо в 2009 - это сверхстабильное поведение Yamaha в затяжных и очень быстрых дугах, где Фабио может объезжать даже Ducati. Но я бы не взялся гарантировать его успех на раскаленном до +50 асфальте в это воскресенье! Однако на подиуме он может оказаться и, если команда продолжает следовать стратегии 2021 года, скорее всего, так Фабио и поступит - отложит часть рисков на потом.
Итак, речь идет не о новом Короле, но о Принце! Выстроится целая очередь из них...
На игру будет влиять и такой еще факт: помните, что в прошлые выходные и на этой неделе определится судьба контрактов большинства пилотов MotoGP, и некоторые из них уже получили, что хотели, а другие оказались в пролете. Те, кто получил не то, что хотел, вряд ли будут прыгать через голову в Саксонии. Миллер, например. И интересно, какое коленцо выкинет Оливера...
Напомню, что Куартараро возглавляет чемпионат MotoGP с 22 очками преимущества перед Алешем Эспаргаро. Именно эти двое - самые стабильные в лагере заводских гонщиков, пока не упустили своего шанса... ну, кроме, может быть, зазевавшегося на предпоследнем круге в Барселоне Алеша - эти потерянные 9 очков скажутся, но не сейчас, а в Валенсии. Сейчас у него все очень хорошо и ровно.
Положение в ТОП-5 MotoGP перед Гран-При Германии:
1. Фабио Куартараро (Yamaha) - 147
2. Алеш Эспаргаро (Aprilia) - 125
3. Энеа Бастианини (Gresini Ducati) - 94
4. Жоан Зарко (Pramac Ducati) - 91
5. Пекко Баньяя (Ducati) - 81
...