МОТОГОНКИ.РУ, 1 мая 2022 - Когда подали заявки на вступление в MotoGP два новых производителя - Aprilia и Suzuki, поначалу у них были общие гоночные программы со всеми другими марками (Honda, Yamaha и Ducati). Aprilia Racing даже не имела прямого заводского статуса, поскольку получила возможность вступить в чемпионат в сотрудничестве с одной из частных команд (Gresini Racing). Suzuki вступила сразу полноценно, подписав с Dorna и MSMA 5-летний контракт. Затем, в 2016 в чемпионат заявился и 6-й производитель - KTM Factory Racing.
Понимая, что они не могут бороться с Honda, Yamaha и Ducati на равных из-за отсутствия готовых технологий, заводы-новобранцы обратились в MSMA с просьбой о ряде привилегий. В результате, Dorna, FIM и MSMA приняли программу концессий (поблажек) для трех новых участников чемпионата. Они получил дополнительные тестовые дни, возможность тестировать прототипы с участием призовых пилотов, получили расширенную квоту по двигателям на каждого пилота, право на вскрытие моторов по ходу сезона и еще ряд преференций, которыми не могли пользоваться Honda, Yamaha и Ducati.
Как определить, что завод достиг нужного уровня для признания себя «полноценным»? Был определен некий рейтинг - концессионные баллы за достижения (победы и подиумы в сухих гонках): 3 балла за победу, 2 балла за 2-е место и 1 балл за 3-е место. Если в течение 2 сезонов производитель зарабатывал 6 концессионных баллов, его участие в программе преференций автоматически прекращалось.
С одной стороны, производителям было выгодно тянуть до последнего с выходом из программы Dorna (ведь можно было пользоваться всеми ништяками, не думая о последствия). На деле, заводы-«новобранцы» старались выйти из этой программы, как можно скорее - это была своего рода внутренняя цель, первой которой достигли в Team Suzuki Ecstar. Кроме того, пилот Suzuki Жоан Мир в 2020 году взял титул чемпиона, а сама команда выиграла командный чемпионат.
Второй заводской командой, успешно вышедшей из программы преференций по окончании 2020 года, стала KTM Factory Racing.
Aprilia Racing до сегодняшнего дня сохраняла статус «новичка», но 3-е место Алеша Эспаргаро поставило точку в вопросе полноценности проекта из Ноале.
Первый концессионный балл Алеш Эспаргаро заработал для Aprilia в Сильверстоуне осенью 2021 года (3 место). Дебютная победа Aprilia в MotoGP была взята на гонке в Аргентине в апреле (1 место - 3 балла), а в Портимао и Хересе Эспаргаро еще дважды взошел на пьедестал (2 раза 3 место) и добил концессионный счет до 6 баллов.
Исторический момент настал: теперь в MotoGP шесть полноправных завода-участника, которые будут играть на равных условиях!