МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Миланский Мотосалон EICMA 2025

Ключевые новинки мотоиндустрии и живые фотографии

Эндуро и Ралли
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
16719
22 декабря 2023 в 14:57
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Всё, что нужно знать о ралли Дакар 2024 года

46-я редакция ралли «Дакар» стартует 5 января 2024 года в Саудовской Аравии и сохраняет статус самой большой и трудной многодневной внедорожной гонки в истории: в Дакар-2024 примут участие порядка 800 человек, которым за 12 этапов с прологом предстоит преодолеть 7891 км пути. Здесь всё, что нужно знать о ралли-марафоне - история, факты, интересные нюансы новой редакции и так далее.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 22 декабря 2023 - Ралли Дакар появилось на свет как попытка «пройти не пройденный маршрут». Будущий отец-основатель «Дакара» Тьери Сабин был участником ралли «Côté-Côté» 1975 года, маршрут которого пролегал через всю Северную Африку (из столицы Кот-д’Ивуара Абиджана в "столицу" французского Лазурного берега (Côté a′Azure), Ниццу. Сабин сбился с пути в Сахаре и потерялся. Ему потребовалось много времени, чтобы вернуться к людям. И Тьери решил, что пересечение Сахары само по себе станет суровым испытанием, которое захотят пройти его коллеги. В 1977 году Сабин собрал группу энтузиастов и прошел самый первый, пробный маршрут по Сахаре с финишем на Розовом озере в сенегальском Дакаре. С тех пор, Розовое озеро стало символом достижения цели.

Основатель ралли Дакар Тьери Сабин
Основатель ралли Дакар Тьери Сабин

В том виде, в котором мы его знаем, ралли «Дакар» появилось в 1979 году. С тех пор, гонка не проводилась лишь однажды, в 2008 году. Гонка 2008 года была отменена за день до старта из-за опасений организаторов за безопасность в Мавритании. После, французская компания-промоутер A.S.O. изменила парадигму «Дакара», перебравшись из Африки в благополучную Южную Америку. Южноамериканский маршрут 2009-2019 годов был проложен по Аргентине, Чили и Перу. Участникам ралли впервые пришлось преодолевать Анды, поднимаясь на высоту более 4.5 км, а большая часть маршрута проходила на горных плато и соляных озерах на высоте более 2 км.

С 2020 года Дакар проводится в Саудовской Аравии
С 2020 года Дакар проводится в Саудовской Аравии

В 2020 году история поменялась еще раз, когда A.S.O. приняла приглашение Саудовской Аравии. Эта страна занимает практически весь Аравийский полуостров, 90% которого покрыто пустынями и каменистыми равнинами, но есть и достаточно крутые горы, многочисленные дюны и оазисы. По идее, аравийская история «Дакара» гораздо ближе к изначальной, африканской - это «море песка». Саудиты обеспечили A.S.O. идеальные условия для организации гонки и обеспечения безопасности, поскольку Саудовская Аравия очень закрытая страна, и вся находится под контролем королевской семьи.

Переезд «Дакара» из Африки в Южную Америку принес первую победу африканскому гонщику Жинье Де Виллерсу в 2009. А катарец Нассер Ал-Аттия стал первым победителем ралли «Дакар», родившимся на Ближнем Востоке, выиграв гонку 2011 года в категории джипов.

Мистер Дакар - Стефан Петрансель
Мистер Дакар - Стефан Петрансель

Но основная коллекция золотых Туарегов - в руках французов, среди которых такие легенды, как Дидье Ориоль, Рене Метже и Стефан Петрансель, выигрывавший гонки, как на мотоцикле, так и на джипе (14-ю победу в карьере Петрансель оформил в 2021 году).

Сегодняшняя гонка «Дакара» представляет из себя сложное, чисто спортивное состязание, где пилотаж имеет такое же значение, как умение ориентироваться на местности и следовать «легенде» - роадбуку, где прописаны все точки поворотов, путевые точки и контрольные пункты.

Классический (бумажный) роадбук - легенда этапа ралли Дакар
Классический (бумажный) роадбук - легенда этапа ралли Дакар

Участник гонки должен пройти весь указанный в легенде маршрут, "коснувшись" каждой контрольной точки. Сегодня, это осуществляется автоматически с помощью электронного блока с GPS, установленного на каждом мотоцикле и автомобиле: для зачета точки нужно приблизиться к "чекпоинту" достаточно близко, бортовой маршрутизатор издаст соответствующий сигнал - можно ехать дальше.

Самым большим изменением в правилах ралли «Дакар» с 2022 года стала выдача роадбуков непосредственно перед стартом каждого этапа. Таким образом, гонщики не знаю предстоящий маршрут и должны следовать только указаниям в легенде, что существенно усложняет задачу, но решает проблему со срезками: не знаешь пути - не можешь мухлевать. В 2023 году произошло еще одно революционное нововведение - электронные роадбуки. Но на практике организаторы и гонщики столкнулись с проблемами эксплуатации их, например, на мотоциклах, и мотогонщикам разрешили пользоваться традиционными, бумажными версиями. Но джипперы и остальные участники ралли Дакар-2023 проехали гонку с планшетами в кабинах.

В 2023 году были введены электронные роадбуки, но не все заработали
В 2023 году были введены электронные роадбуки, но не все заработали

Часть пути проходит по лиазонам, дорогам общего пользования, которые связывают между собой бивуак (базовый лагерь) с точкой старта, а затем ведут караван после финиша к следующему бивуаку. Также, есть маршруты, где спецучастки (хронометрируемые части пути) связываются между собой лиазонами, на них хронометраж останавливается. Лиазоны могут превышать по продолжительности спецучастки, но езда по ним - просто часть путешествия, это не часть гонки, так что спортсмены на лиазонах стараются отдыхать и наслаждаться видами.

Дизайнеры маршрута - профессиональные гонщики в прошлом, с огромным опытом участия в подобных гонках. Цель их - создать максимально сложный маршрут, не повторяя прошлогодний, чтобы у участников не было преимуществ. Зачастую, самые коварные участки маршрута - скоростные жесткие долины и каменистые дороги в пустыне, где мотогонщики могут разгоняться до 160-180 км/ч. Именно в таких местах их могут подкарауливать скрытые под песком камни и ямы.

Hero Motorsport на ралли Дакар 2023: профессиональная гоночная команда индийского гиганта Hero
Hero Motorsport на ралли Дакар 2023: профессиональная гоночная команда индийского гиганта Hero

Ралли «Дакар» сегодня в меньшей степени - приключение, поскольку является этапом чемпионата мира по ралли-рейдам FIA/FIM World Rally Raid Championship (W2RC). Прежде, «Дакар» всегда был любительским соревнованием, где участвовали и заводские команды, но 80% участников были частными лицами, либо арендовали мотоциклы и гоночный сервис у частных команд, специализирующихся на предоставлении подобных услуг. Главной целью для каждого было - доехать до финиша, стараясь получить удовольствие от участия, и лишь затем показать результат.

Сейчас, «Дакар» проводится по очень жестким правилам, ориентированным на результат и по техническому регламенту, ограничивающему использование мотоциклов только одним форм-фактором двигателя (1-цилиндровые) и кубатурой 450 куб.см.

Original by Motul, где каждый сам себе и механик, и гонщик, и пресс-менеджер
Original by Motul, где каждый сам себе и механик, и гонщик, и пресс-менеджер

Часть участников выходит на старт как бы вне зачета на мотоциклах, не вписывающихся в Регламент FIM. Для частников, борющихся за результат в индивидуальном зачете, создан класс «Original by Motul», ранее именовавшийся «Malle Moto». Суть этого зачета в том, что у каждого участника есть только мотоцикл и чемодан с вещами (инструментами и пр.) - и больше ничего. Эти чемоданы перемещаются с бивуака на бивуак и доступны гонщикам только в лагере; кроме вещей, которые участник взял с собой в путь, у него ничего нет. Производить ремонт и обслуживание мотоциклов можно только в специально отведенной зоне, причем, нельзя пользоваться помощью механиков, только самостоятельно. Но есть разрешение гонщикам помогать друг другу.

Маршрут ралли Дакар-2024 будет состоять из пролога, 12 этапов и дня отдыха, старт - 5 января в Аль-Уле, финиш - 19 января в Янбу. Гонка сделает большую петлю с побережья Красного моря по диагонали - к грандиозной пустыне на юго-востоке полуострова, которую называют «Empty Quarter» (Мертвый квартал).

Маршрут ралли Дакар 2024
Маршрут ралли Дакар 2024

Все подробности маршрута ралли Дакар 2024

Общая дистанция хронометрируемых спецучастков составит 4727 км, включая совершенно новый этап в формате ралли-марафона, 48-часовой нон-стоп. Это новый формат "марафонского" этапа, однако, зачет времени идет от старта первого дня до финиша второго с паузой на отдых на промежуточном бивуаке. Самой интересной частью 48-часового этапа являет то, что бивуак на этом маршруте не единственный: их - восемь, расположенных на разных локациях от старта до финиша; гонщик может выбрать именно тот лагерь, до которого он сможет добраться. Соответственно, чем дальше гонщик проезжает в первый день, тем меньше сил ему придется потратить во второй.

В ралли «Дакар» - 8 категорий: Bike (мотоциклы), Quad (квадроциклы), SSV (легкие багги side-by-side), Car (джипы), Truck (грузовики), M1000 (Mission 1000) и Classic (зачет классических мотоциклов и джипов).

AUDI RS Q E-Tron - первый полностью электрический джип на ралли Дакар
AUDI RS Q E-Tron - первый полностью электрический джип на ралли Дакар

Mission 1000 - новый зачет для экологически чистых транспортных средств на водородных, гибридных или 100% электрических двигателях, целью которого является вызов производителям. M1000 будет проводиться по отдельному маршруту общей длиной в 1000 км: гонка будет проводиться по 100-километровым СУ, разделенным на 3 зачетных секции в 48 и 96 км. Цель участников - заработать 100 очков, за каждый незавершенный (по любой причине) этап они будут терять до 50% очков. Но также будут и бонусы. Организаторы обозначат определенное контрольное время для каждого СУ, являющегося эталонным. Прохождение всего СУ быстрее контрольного времени в "спортивном режиме" (в полный газ) даст 10 очков прибавки к результату; прохождение всего СУ в рамках контрольного времени в стабильном "нормальном режиме" - 5 очков; допускается отставание на 10% от контрольного времени.

Мотоциклы (BIKE) - чего ожидать


В категории мотоциклов «BIKE» наметилась большая битва между объединенной группировкой KTM Group с заводской командой Monster Energy Honda Team.

KTM Factory Rally Team: Беньявидес и Прайс минус Валькнер
KTM Factory Rally Team: Беньявидес и Прайс минус Валькнер

За месяц до старта гонки заводская команда KTM, на счету которой 232 победы на спецучастках и 19 побед в ралли «Дакар», из-за травмы на тренировочном выезде выбывает один из трех пилотов - Маттиас Валькнер (победитель гонки 2018 года). Red Bull KTM Rally Team не успевает выставить замену, так что будет представлена в гонке только двумя райдерами - победителем гонки 2023 года Кевином Беньявидесом и 2-кратным чемпионом «Дакара» Тоби Прайсом.

Лусиано Беньявидес, Husqvarna Factory Racing
Лусиано Беньявидес, Husqvarna Factory Racing

Группа KTM делает ставку на два других заводских коллектива - Husqvarna и GASGAS, которые едут по сути на точно таких же KTM 450 Rally, но перекрашенным в новые цвета. По сути, Маттигхофен разбросал своих сильнейших пилотов из команды KTM в "саттелиты", сократив общее количество пилотов до шести, но из-за травмы Валькнера, их в итоге будет пятеро.

Сэм Сандерленд, GASGAS Factory Racing
Сэм Сандерленд, GASGAS Factory Racing

Red Bull GASGAS Factory Racing будет представлена чемпионом «Дакара» из заводской KTM - Сэмом Сандерлендом, а также молодым участником гонки Даниэлем Сандерсом, который в 2021 году едва упустил подиум. За Husqvarna Factory Racing поедет только один гонщик - Лусиано Беньявидес, родной брат Кевина.

Monster Energy Honda Rally Team на Дакаре 2024
Monster Energy Honda Rally Team на Дакаре 2024

В противовес разноцветной группировке KTM, Monster Energy Honda Team выставляет самую большую заводскую команду за все годы - шесть гонщиков: Пабло Кинтанилья, Рики Брабек, Скайлер Хаус, Хорхе Игнасио Корнехо, Адриен Ван Беверен и Тоша Шарейра.

Рики Брабек - первый чемпион Honda на Дакаре после возвращения в 2018 году
Рики Брабек - первый чемпион Honda на Дакаре после возвращения в 2018 году

Рики Брабек - первый чемпион Honda на «Дакаре» с момента возвращения завода в ралли-рейды в 2018 году. Пабло Кинтанилья чемпионом мира по ралли стал с Husqvarna, но затем был рекрутирован HRC. Андриен Ван Беверен прибыл в команду Honda из закрывшегося в прошлом году проекта Yamaha. Скайлер Хаус вступил в Honda после департации из заводского проекта Husqvarna.

Джипы (CARS)


Экипаж Нассера Аль-Аттьи возвращается на старт, чтобы бороться за победный хет-трик в 2024 году. Нассер в 2023 году победил легенду WRC Себастьяна Лёба с преимуществом в 1 час 20 минут, что бросает французу вызов и намекает на продолжение их многолетнего противостояния в категории Т1+ (зачет чемпионата мира W2RC).

Себастьян Лёб и Нассер Ал-Аттия теперь напарники по заводской программе Prodrive Hunter
Себастьян Лёб и Нассер Ал-Аттия теперь напарники по заводской программе Prodrive Hunter

Интригой 2024 года будет партнерство Лёба и Ал-Аттьии в заводской программе Prodrive Hunter. Катарец, много лет выступавший на Toyota, пересаживается на прототип, а Себастьян Лёб займет место за рулем такого же внедорожника. Prodrive Hunter - это рамный прототип с шасси из легких стальных труб с центральным размещением 3.5-литрового двигателя V6 Twin Turbo мощностью более 600 л.с. и крутящим моментом 700 Нм. Топливный бак вмещает 480 л.

Семь прототипов Prodrive Hunter готовы к старту ралли Дакар 2024
Семь прототипов Prodrive Hunter готовы к старту ралли Дакар 2024

Лёб также продолжит развивать свою собственную команду в классе SSV - Sébastien Loeb Racing Team, за которую поедут Ксавье де Султре и Флоран Вайссад, они будут пилотировать заводской side-by-side RZR Pro R Factory.

AUDI ждет реванша
AUDI ждет реванша

AUDI Motorsport жаждет реванша в новом сезоне. Стефан Петрансель возвращается на старт «Дакара» с TEAM AUDI SPORT после победы в 2021 и двух последовавших досадных поражений в 2022 и 2023. Партнером Мистера Дакара будет еще одна легенда ралли - Карлос Сайнс, так же не добравшийся до финиша в 2023 году.

TRUCKS (Грузовики)


Без команд «КАМАЗ-МАСТЕР» и «МАЗ-СПОРТавто» на старте за победу на «Дакаре» борются преимущественно представители завода IVECO, а также его партнерской команды De Rooy с командами, создающими прототипы.

Без российских КАМАЗов Дакар здорово обеднел и интерес к гонке значительно снизился
Без российских КАМАЗов Дакар здорово обеднел и интерес к гонке значительно снизился

Победителем гонки 2023 года вышел экипаж Team de Rooy под управлением Ван Кастерена, вторым - Мартин Масик на MM TECHNOLOGY TEAM (то же IVECO), подиум замкнул чешский экипаж Loprais Praga под управлением Алеша Лопраиша.

Важные новости
 
Новый журнал о мотоциклах и мотоспорте - MOTORING MAG вышел в свет!
Новый журнал о мотоциклах и мотоспорте - MOTORING MAG вышел в свет!

Искали подарок на Новый год? Первый номер MOTORING MAG вышел в свет! Уникальное 124-страничное издание для всех, кто интересуется шоссейно-кольцевыми мотогонками и мотоспортом в целом и не хочет бросать любимое занятие даже зимой.
Итоги квалификации ЛЧР по мотогонкам на льду: список участников чемпионата России 2026 года
Итоги квалификации ЛЧР по мотогонкам на льду: список участников чемпионата России 2026 года

Чемпионат России по мотогонкам на льду (ледовому спидвею) - ЛЧР сезона 2026 года стартует в Вятских Полянах 10 января. Итоги и особенности квалификаций и список прошедших по результатам полуфиналов в Шадринске и Салавате.
Новый календарь чемпионата России по мотогонкам на льду сезона 2025/26
Новый календарь чемпионата России по мотогонкам на льду сезона 2025/26

Чемпионат России по мотогонкам на льду (ледовому спидвею) стартует в Тольятти в декабре 2025 года, пройдет в шесть этапов и завершится в конце февраля 2026 года на стадионе «Зоркий» в Красногорске. Даты Кубка России 2026 года также были подтверждены.
Персональный рейтинг Карло Перната - каждый гонщик MotoGP 2025 получил объективную оценку
Персональный рейтинг Карло Перната - каждый гонщик MotoGP 2025 получил объективную оценку

Карло Пернат вернулся в медийное пространство со своим анализом ситуации в MotoGP - предельно откровенным, без заискиваний (что ему терять?) Кого Карлито превозносит, а кого опустил ниже плинтуса? Вот, его персональный рейтинг пилотов МотоГП 2025 года
Большой мотобизнес Штефана Пирера: история KTM - 35 лет от банкротства до банкротства
Большой мотобизнес Штефана Пирера: история KTM - 35 лет от банкротства до банкротства

Колумнист Speedweek Гюнтер Визингер написал большую историю компании KTM, взлетевшей с самого дна после банкротства 1990 года усилиями и волей Штефана Пирера, а затем, низвергнутой обратно теми же самыми руками. О том, что Пиреру удалось реализовать за 35 лет, а что - нет, а также о страстном желании продаться Harley-Davidson за космическую сумму, которое так и не было реализовано. И к чему это всё привело. Лучшие моменты публикации - здесь.
Crighton CR700W - мотоцикл для гонок с роторным двигателем, который легко бьет прототип MotoGP
Crighton CR700W - мотоцикл для гонок с роторным двигателем, который легко бьет прототип MotoGP

Мы видели много интересных мотоциклов, построенных для гонок и трек-дней. Но такого, с роторным двигателем - еще ни разу! Crighton CR700W является, возможно, лучшим в плане соотношения производительности и массы, а также с точки зрения звучания и выдающейся мощности в 319 л.с. на литр рабочего объема. Но когда он окажется в World Sportbike или MotoGP, чтобы выиграть там всё?
Наследница империи Swarovski и сын основателя Red Bull выйдут на старт ралли Дакар 2026
Наследница империи Swarovski и сын основателя Red Bull выйдут на старт ралли Дакар 2026

Стало известно, что два богатейших наследника Европы - сын покойного основателя Red Bull Дитриха Матешица - Марк Матешиц и Виктория Сваровски намерены принять участие в 48-м ралли-марафоне «Дакар», который стартует 3 января 2026 года в Саудовской Аравии. Инкогнито. Их имена в списке назвали сегодня.
Road to MotoGP: Ярослав Карпушин будет выступать за Aspar Team в юниорском чемпионате мира FIM JuniorGP 2026
Road to MotoGP: Ярослав Карпушин будет выступать за Aspar Team в юниорском чемпионате мира FIM JuniorGP 2026

Крутейшая новость из Испании. Ярослав Карпушин проведет сезон 2026 года в статусе полноправного участника юниорского чемпионата мира FIM JuniorGP (бывший CEV Moto3) вместе с чемпионской командой Aspar Team Junior.
Шесть мотоциклов, которые легко дернут любой супербайк в гонке на 400 метров
Шесть мотоциклов, которые легко дернут любой супербайк в гонке на 400 метров

Супербайк (Superbike) - мотоцикл, ориентированный на участие в гонках. Но мы также привыкли называть так дорожные мотоциклы в пластике с двигателями объемом более 1000 куб.см. и мощностью свыше 160 л.с. Обычно, на них используются особенные сочетания передаточных отношений, чтобы делать стремительный старт с места, и с 0 до 100 км/ч они могут разгоняться за 3.2-3.4 секунды. Но есть ряд мотоциклов чисто дорожного назначения, которые легко уделают любой супербайк в гонке на 400 метров!
Хорхе Мартин - Из рая в ад: самый драматичный инсайд MotoGP на русском
Хорхе Мартин - Из рая в ад: самый драматичный инсайд MotoGP на русском

Документальный фильм «Из рая в ад» Dorna Sports о конфликте, возникшем между чемпионом MotoGP 2024 года Хорхе Мартином и его новой командой Aprilia Racing, раскрыты самые неожиданные подробности того периода, когда Массимо Ривола пытался удержать испанца от совершения ошибки. Весь фильм с полным русским переводом.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 22 декабря 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


7.67 МЛН
годовая
аудитория
231866
посетителей
в месяц
9352
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island