МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Эндуро и Ралли
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
16252
22 декабря 2023 в 14:57
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Всё, что нужно знать о ралли Дакар 2024 года

46-я редакция ралли «Дакар» стартует 5 января 2024 года в Саудовской Аравии и сохраняет статус самой большой и трудной многодневной внедорожной гонки в истории: в Дакар-2024 примут участие порядка 800 человек, которым за 12 этапов с прологом предстоит преодолеть 7891 км пути. Здесь всё, что нужно знать о ралли-марафоне - история, факты, интересные нюансы новой редакции и так далее.

МОТОГОНКИ.РУ, 22 декабря 2023 - Ралли Дакар появилось на свет как попытка «пройти не пройденный маршрут». Будущий отец-основатель «Дакара» Тьери Сабин был участником ралли «Côté-Côté» 1975 года, маршрут которого пролегал через всю Северную Африку (из столицы Кот-д’Ивуара Абиджана в "столицу" французского Лазурного берега (Côté a′Azure), Ниццу. Сабин сбился с пути в Сахаре и потерялся. Ему потребовалось много времени, чтобы вернуться к людям. И Тьери решил, что пересечение Сахары само по себе станет суровым испытанием, которое захотят пройти его коллеги. В 1977 году Сабин собрал группу энтузиастов и прошел самый первый, пробный маршрут по Сахаре с финишем на Розовом озере в сенегальском Дакаре. С тех пор, Розовое озеро стало символом достижения цели.

Основатель ралли Дакар Тьери Сабин
Основатель ралли Дакар Тьери Сабин

В том виде, в котором мы его знаем, ралли «Дакар» появилось в 1979 году. С тех пор, гонка не проводилась лишь однажды, в 2008 году. Гонка 2008 года была отменена за день до старта из-за опасений организаторов за безопасность в Мавритании. После, французская компания-промоутер A.S.O. изменила парадигму «Дакара», перебравшись из Африки в благополучную Южную Америку. Южноамериканский маршрут 2009-2019 годов был проложен по Аргентине, Чили и Перу. Участникам ралли впервые пришлось преодолевать Анды, поднимаясь на высоту более 4.5 км, а большая часть маршрута проходила на горных плато и соляных озерах на высоте более 2 км.

С 2020 года Дакар проводится в Саудовской Аравии
С 2020 года Дакар проводится в Саудовской Аравии

В 2020 году история поменялась еще раз, когда A.S.O. приняла приглашение Саудовской Аравии. Эта страна занимает практически весь Аравийский полуостров, 90% которого покрыто пустынями и каменистыми равнинами, но есть и достаточно крутые горы, многочисленные дюны и оазисы. По идее, аравийская история «Дакара» гораздо ближе к изначальной, африканской - это «море песка». Саудиты обеспечили A.S.O. идеальные условия для организации гонки и обеспечения безопасности, поскольку Саудовская Аравия очень закрытая страна, и вся находится под контролем королевской семьи.

Переезд «Дакара» из Африки в Южную Америку принес первую победу африканскому гонщику Жинье Де Виллерсу в 2009. А катарец Нассер Ал-Аттия стал первым победителем ралли «Дакар», родившимся на Ближнем Востоке, выиграв гонку 2011 года в категории джипов.

Мистер Дакар - Стефан Петрансель
Мистер Дакар - Стефан Петрансель

Но основная коллекция золотых Туарегов - в руках французов, среди которых такие легенды, как Дидье Ориоль, Рене Метже и Стефан Петрансель, выигрывавший гонки, как на мотоцикле, так и на джипе (14-ю победу в карьере Петрансель оформил в 2021 году).

Сегодняшняя гонка «Дакара» представляет из себя сложное, чисто спортивное состязание, где пилотаж имеет такое же значение, как умение ориентироваться на местности и следовать «легенде» - роадбуку, где прописаны все точки поворотов, путевые точки и контрольные пункты.

Классический (бумажный) роадбук - легенда этапа ралли Дакар
Классический (бумажный) роадбук - легенда этапа ралли Дакар

Участник гонки должен пройти весь указанный в легенде маршрут, "коснувшись" каждой контрольной точки. Сегодня, это осуществляется автоматически с помощью электронного блока с GPS, установленного на каждом мотоцикле и автомобиле: для зачета точки нужно приблизиться к "чекпоинту" достаточно близко, бортовой маршрутизатор издаст соответствующий сигнал - можно ехать дальше.

Самым большим изменением в правилах ралли «Дакар» с 2022 года стала выдача роадбуков непосредственно перед стартом каждого этапа. Таким образом, гонщики не знаю предстоящий маршрут и должны следовать только указаниям в легенде, что существенно усложняет задачу, но решает проблему со срезками: не знаешь пути - не можешь мухлевать. В 2023 году произошло еще одно революционное нововведение - электронные роадбуки. Но на практике организаторы и гонщики столкнулись с проблемами эксплуатации их, например, на мотоциклах, и мотогонщикам разрешили пользоваться традиционными, бумажными версиями. Но джипперы и остальные участники ралли Дакар-2023 проехали гонку с планшетами в кабинах.

В 2023 году были введены электронные роадбуки, но не все заработали
В 2023 году были введены электронные роадбуки, но не все заработали

Часть пути проходит по лиазонам, дорогам общего пользования, которые связывают между собой бивуак (базовый лагерь) с точкой старта, а затем ведут караван после финиша к следующему бивуаку. Также, есть маршруты, где спецучастки (хронометрируемые части пути) связываются между собой лиазонами, на них хронометраж останавливается. Лиазоны могут превышать по продолжительности спецучастки, но езда по ним - просто часть путешествия, это не часть гонки, так что спортсмены на лиазонах стараются отдыхать и наслаждаться видами.

Дизайнеры маршрута - профессиональные гонщики в прошлом, с огромным опытом участия в подобных гонках. Цель их - создать максимально сложный маршрут, не повторяя прошлогодний, чтобы у участников не было преимуществ. Зачастую, самые коварные участки маршрута - скоростные жесткие долины и каменистые дороги в пустыне, где мотогонщики могут разгоняться до 160-180 км/ч. Именно в таких местах их могут подкарауливать скрытые под песком камни и ямы.

Hero Motorsport на ралли Дакар 2023: профессиональная гоночная команда индийского гиганта Hero
Hero Motorsport на ралли Дакар 2023: профессиональная гоночная команда индийского гиганта Hero

Ралли «Дакар» сегодня в меньшей степени - приключение, поскольку является этапом чемпионата мира по ралли-рейдам FIA/FIM World Rally Raid Championship (W2RC). Прежде, «Дакар» всегда был любительским соревнованием, где участвовали и заводские команды, но 80% участников были частными лицами, либо арендовали мотоциклы и гоночный сервис у частных команд, специализирующихся на предоставлении подобных услуг. Главной целью для каждого было - доехать до финиша, стараясь получить удовольствие от участия, и лишь затем показать результат.

Сейчас, «Дакар» проводится по очень жестким правилам, ориентированным на результат и по техническому регламенту, ограничивающему использование мотоциклов только одним форм-фактором двигателя (1-цилиндровые) и кубатурой 450 куб.см.

Original by Motul, где каждый сам себе и механик, и гонщик, и пресс-менеджер
Original by Motul, где каждый сам себе и механик, и гонщик, и пресс-менеджер

Часть участников выходит на старт как бы вне зачета на мотоциклах, не вписывающихся в Регламент FIM. Для частников, борющихся за результат в индивидуальном зачете, создан класс «Original by Motul», ранее именовавшийся «Malle Moto». Суть этого зачета в том, что у каждого участника есть только мотоцикл и чемодан с вещами (инструментами и пр.) - и больше ничего. Эти чемоданы перемещаются с бивуака на бивуак и доступны гонщикам только в лагере; кроме вещей, которые участник взял с собой в путь, у него ничего нет. Производить ремонт и обслуживание мотоциклов можно только в специально отведенной зоне, причем, нельзя пользоваться помощью механиков, только самостоятельно. Но есть разрешение гонщикам помогать друг другу.

Маршрут ралли Дакар-2024 будет состоять из пролога, 12 этапов и дня отдыха, старт - 5 января в Аль-Уле, финиш - 19 января в Янбу. Гонка сделает большую петлю с побережья Красного моря по диагонали - к грандиозной пустыне на юго-востоке полуострова, которую называют «Empty Quarter» (Мертвый квартал).

Маршрут ралли Дакар 2024
Маршрут ралли Дакар 2024

Все подробности маршрута ралли Дакар 2024

Общая дистанция хронометрируемых спецучастков составит 4727 км, включая совершенно новый этап в формате ралли-марафона, 48-часовой нон-стоп. Это новый формат "марафонского" этапа, однако, зачет времени идет от старта первого дня до финиша второго с паузой на отдых на промежуточном бивуаке. Самой интересной частью 48-часового этапа являет то, что бивуак на этом маршруте не единственный: их - восемь, расположенных на разных локациях от старта до финиша; гонщик может выбрать именно тот лагерь, до которого он сможет добраться. Соответственно, чем дальше гонщик проезжает в первый день, тем меньше сил ему придется потратить во второй.

В ралли «Дакар» - 8 категорий: Bike (мотоциклы), Quad (квадроциклы), SSV (легкие багги side-by-side), Car (джипы), Truck (грузовики), M1000 (Mission 1000) и Classic (зачет классических мотоциклов и джипов).

AUDI RS Q E-Tron - первый полностью электрический джип на ралли Дакар
AUDI RS Q E-Tron - первый полностью электрический джип на ралли Дакар

Mission 1000 - новый зачет для экологически чистых транспортных средств на водородных, гибридных или 100% электрических двигателях, целью которого является вызов производителям. M1000 будет проводиться по отдельному маршруту общей длиной в 1000 км: гонка будет проводиться по 100-километровым СУ, разделенным на 3 зачетных секции в 48 и 96 км. Цель участников - заработать 100 очков, за каждый незавершенный (по любой причине) этап они будут терять до 50% очков. Но также будут и бонусы. Организаторы обозначат определенное контрольное время для каждого СУ, являющегося эталонным. Прохождение всего СУ быстрее контрольного времени в "спортивном режиме" (в полный газ) даст 10 очков прибавки к результату; прохождение всего СУ в рамках контрольного времени в стабильном "нормальном режиме" - 5 очков; допускается отставание на 10% от контрольного времени.

Мотоциклы (BIKE) - чего ожидать


В категории мотоциклов «BIKE» наметилась большая битва между объединенной группировкой KTM Group с заводской командой Monster Energy Honda Team.

KTM Factory Rally Team: Беньявидес и Прайс минус Валькнер
KTM Factory Rally Team: Беньявидес и Прайс минус Валькнер

За месяц до старта гонки заводская команда KTM, на счету которой 232 победы на спецучастках и 19 побед в ралли «Дакар», из-за травмы на тренировочном выезде выбывает один из трех пилотов - Маттиас Валькнер (победитель гонки 2018 года). Red Bull KTM Rally Team не успевает выставить замену, так что будет представлена в гонке только двумя райдерами - победителем гонки 2023 года Кевином Беньявидесом и 2-кратным чемпионом «Дакара» Тоби Прайсом.

Лусиано Беньявидес, Husqvarna Factory Racing
Лусиано Беньявидес, Husqvarna Factory Racing

Группа KTM делает ставку на два других заводских коллектива - Husqvarna и GASGAS, которые едут по сути на точно таких же KTM 450 Rally, но перекрашенным в новые цвета. По сути, Маттигхофен разбросал своих сильнейших пилотов из команды KTM в "саттелиты", сократив общее количество пилотов до шести, но из-за травмы Валькнера, их в итоге будет пятеро.

Сэм Сандерленд, GASGAS Factory Racing
Сэм Сандерленд, GASGAS Factory Racing

Red Bull GASGAS Factory Racing будет представлена чемпионом «Дакара» из заводской KTM - Сэмом Сандерлендом, а также молодым участником гонки Даниэлем Сандерсом, который в 2021 году едва упустил подиум. За Husqvarna Factory Racing поедет только один гонщик - Лусиано Беньявидес, родной брат Кевина.

Monster Energy Honda Rally Team на Дакаре 2024
Monster Energy Honda Rally Team на Дакаре 2024

В противовес разноцветной группировке KTM, Monster Energy Honda Team выставляет самую большую заводскую команду за все годы - шесть гонщиков: Пабло Кинтанилья, Рики Брабек, Скайлер Хаус, Хорхе Игнасио Корнехо, Адриен Ван Беверен и Тоша Шарейра.

Рики Брабек - первый чемпион Honda на Дакаре после возвращения в 2018 году
Рики Брабек - первый чемпион Honda на Дакаре после возвращения в 2018 году

Рики Брабек - первый чемпион Honda на «Дакаре» с момента возвращения завода в ралли-рейды в 2018 году. Пабло Кинтанилья чемпионом мира по ралли стал с Husqvarna, но затем был рекрутирован HRC. Андриен Ван Беверен прибыл в команду Honda из закрывшегося в прошлом году проекта Yamaha. Скайлер Хаус вступил в Honda после департации из заводского проекта Husqvarna.

Джипы (CARS)


Экипаж Нассера Аль-Аттьи возвращается на старт, чтобы бороться за победный хет-трик в 2024 году. Нассер в 2023 году победил легенду WRC Себастьяна Лёба с преимуществом в 1 час 20 минут, что бросает французу вызов и намекает на продолжение их многолетнего противостояния в категории Т1+ (зачет чемпионата мира W2RC).

Себастьян Лёб и Нассер Ал-Аттия теперь напарники по заводской программе Prodrive Hunter
Себастьян Лёб и Нассер Ал-Аттия теперь напарники по заводской программе Prodrive Hunter

Интригой 2024 года будет партнерство Лёба и Ал-Аттьии в заводской программе Prodrive Hunter. Катарец, много лет выступавший на Toyota, пересаживается на прототип, а Себастьян Лёб займет место за рулем такого же внедорожника. Prodrive Hunter - это рамный прототип с шасси из легких стальных труб с центральным размещением 3.5-литрового двигателя V6 Twin Turbo мощностью более 600 л.с. и крутящим моментом 700 Нм. Топливный бак вмещает 480 л.

Семь прототипов Prodrive Hunter готовы к старту ралли Дакар 2024
Семь прототипов Prodrive Hunter готовы к старту ралли Дакар 2024

Лёб также продолжит развивать свою собственную команду в классе SSV - Sébastien Loeb Racing Team, за которую поедут Ксавье де Султре и Флоран Вайссад, они будут пилотировать заводской side-by-side RZR Pro R Factory.

AUDI ждет реванша
AUDI ждет реванша

AUDI Motorsport жаждет реванша в новом сезоне. Стефан Петрансель возвращается на старт «Дакара» с TEAM AUDI SPORT после победы в 2021 и двух последовавших досадных поражений в 2022 и 2023. Партнером Мистера Дакара будет еще одна легенда ралли - Карлос Сайнс, так же не добравшийся до финиша в 2023 году.

TRUCKS (Грузовики)


Без команд «КАМАЗ-МАСТЕР» и «МАЗ-СПОРТавто» на старте за победу на «Дакаре» борются преимущественно представители завода IVECO, а также его партнерской команды De Rooy с командами, создающими прототипы.

Без российских КАМАЗов Дакар здорово обеднел и интерес к гонке значительно снизился
Без российских КАМАЗов Дакар здорово обеднел и интерес к гонке значительно снизился

Победителем гонки 2023 года вышел экипаж Team de Rooy под управлением Ван Кастерена, вторым - Мартин Масик на MM TECHNOLOGY TEAM (то же IVECO), подиум замкнул чешский экипаж Loprais Praga под управлением Алеша Лопраиша.

Важные новости
 
Энциклопедия Zontes 703F TOUR - туристический эндуро глазами инженера
Энциклопедия Zontes 703F TOUR - туристический эндуро глазами инженера

Еще одна тысяча километров пройдена в ходе длинного испытания туристического эндуро Zontes 703F TOUR, но на этот раз мы передали его в заботливые руки гоночного инженера QTM Motorsport Вячеслава Горбунова, который не остановился просто лишь на обкатке мотоцикла. Залезем вместе с ним под капот Zontes, чтобы узнать это чудо техники получше!
Накануне финала Супермото 2025: самые жаркие дуэли - в детских и юниорских MiniGP, минимото и Supermoto
Накануне финала Супермото 2025: самые жаркие дуэли - в детских и юниорских MiniGP, минимото и Supermoto

Традиционный чемпионат по Супермото и минимотарду едет на финал сезона в Рязань, где в эти выходные, 20-21 сентября разыграют 7 основных комплектов призов и еще столько же дополнительных. Из всех гоночных категорий победитель досрочно определен лишь в одной. Поэтому, ожидается шесть очень близких дуэлей. А самые бескомпромиссные - в юниорских классах! Как складывается обстановка в каждом зачете?
Обзор рынка мотошлемов: настоящие карбоновые интегралы в бюджете 20000 рублей
Обзор рынка мотошлемов: настоящие карбоновые интегралы в бюджете 20000 рублей

Высокотехнологичные и современные продукты могут стоить в разы дешевле других таких же, на рекламу которых было потрачено больше денег. Это касается мотошлемов, которые мы нашли в ассортименте очень крупного, но пока еще не слишком засвеченного в эфире импортера. Карбоновые интегралы в стиле MotoGP за 20000? Пожалуйста, и это не ноунейм, а продукт мирового качества с полки европейского мотосалона с сертификатом ECE22.06!
Финал чемпионата мира по эндурансу FIM EWC 2025 - Bol d′Or 24 стартовал на автодроме Paul Ricard
Финал чемпионата мира по эндурансу FIM EWC 2025 - Bol d′Or 24 стартовал на автодроме Paul Ricard

88-я редакция знаменитой 24-часовой мотогонки на выносливость - финальный этап FIM EWC 2025 года, Bol d′Or стартовал на автодроме Paul Ricard: решающая гонка стартует днем в субботу, 20 сентября и финиширует в воскресенье, 21 сентября. Главные вводные и расписание.
Расписание трансляций и особенности финала чемпионата по Супермото и минимотарду в Рязани, АСК Атрон
Расписание трансляций и особенности финала чемпионата по Супермото и минимотарду в Рязани, АСК Атрон

В эти выходные нас ждет финальный, 6-й этап мега зрелищного и напряженного традиционного чемпионата по Супермото и минимотарду от АвтоМотоАльянса в Рязани, на АСК Атрон, одном из лучших международных картодромов с омологацией FIA/РАФ в России. Расписание трансляций - они будут на этот раз!
Супермото: Глеб Алексеев одержал безупречную победу на Лидере, но Мосин возглавляет класс S1
Супермото: Глеб Алексеев одержал безупречную победу на Лидере, но Мосин возглавляет класс S1

Наступил сентябрь, а значит, близится финал традиционного чемпионата по Супермото и Минимотарду, который пройдет 21 сентября на АСК Атрон в Рязани. И перед финалом есть пара очень горячих интриг. В частности, в главном спортивном классе Supermoto S1 - там два явных фаворита, но есть третий, который запросто вмешается в их спор.
Трамповские релоканты: три самых популярных мотоцикла Harley-Davidson больше не производят в Америке
Трамповские релоканты: три самых популярных мотоцикла Harley-Davidson больше не производят в Америке

Harley-Davidson как бренд и явление очень быстро стал частью американской культуры. Поэтому трудно себе представить, что три самых популярных мотоцикла из актуального модельного ряда с середины лета 2025 года не производятся в Америке и не планируют возвращаться. Кто эти релоканты и куда их решили сбагрить?
Электромотоцикл Honda WN7 пополнит модельный ряд японского завода в 2026 году
Электромотоцикл Honda WN7 пополнит модельный ряд японского завода в 2026 году

Honda WN7 - официальное имя одного из трех новых 100% электрических мотоциклов, которые в скором времени пополнят модельный ряд Honda Motor Co., в том числе, в Европе. Представленный на Миланском Мотосалоне EICMA 2024 года концепт, воплощен в жизнь. Его характеристики и потенциал полностью соответствуют реалиям сегодняшнего дня.
MotoGP: Баньяя не сломлен! О происходящем в Ducati, исследовании в Мизано и помощи Стоунера
MotoGP: Баньяя не сломлен! О происходящем в Ducati, исследовании в Мизано и помощи Стоунера

Драма Франческо Баньяи - один из ключевых эпизодов всего чемпионата MotoGP 2025 года: из абсолютного фаворита итальянский флагман вдруг превратился в пилота с посредственными результатами, которые ухудшаются от этапа к этапу. Что вообще происходит? Над чем работают в команде Пекко? Что имел в виду Даль′Инья, посылая месседж о потере терпения? Обо всем по порядку
MotoGP и ДВС побеждают: у электромотоцикла нет  будущего - чемпионат мира по MotoE закрывается
MotoGP и ДВС побеждают: у электромотоцикла нет будущего - чемпионат мира по MotoE закрывается

FIM и Dorna Sports заявили, что у чемпионата мира по MotoE - чемпионата Гран-При среди электромотоциклов нет будущего, и серия прекратит свое существование по завершении сезона MotoGP 2025 года.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 22 декабря 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


6.7 МЛН
годовая
аудитория
676483
посетителей
в месяц
13263
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island