МОТОГОНКИ.РУ, 5 февраля 2023 - История Enduropale в Ле-Туке потрясающая. Это такой маленький «Дакар» по своей сути и философии, и не мудрено, что родился он именно во Франции! А организовал его никто иной, как сам Тьерри Сабин, отец-основатель ралли-марафона «Дакар». Он "открыл" пляжи Ле-Туке для мировой общественности, будучи сотрудником пресс-службы города после посещения одной из традиционных пляжных гонок в США, на Daytona Beach. Почему бы не провести свою такую же? - подумал Сабин в 1975... и провел!
Подробнее о гонке 2023 года:
результаты Enduropale du Touquet 2023
видео обзор Enduropale du Touquet 2023

Конвой участников 47-го Enduropale du Touquet 2023 года проезжает через город
Великие гонщики прославили Enduropale
Поучаствовать в Enduropale было особым событием для многих великих гонщиков чемпионата мира по мотокроссу, суперкроссу и эндуро, для легенд ралли «Дакар». Здесь побеждали Эрик Гебоерс, Кис Ван дер Вен, Микель Пишон, Адриен Ван Беверен, Стив Рамон, Жан-Клод Муссе. Боролись за подиум Стефан Эвертс, Натан Уотсон, Танель Леок, россиянин Александр Иванютин и его брат Сергей (в классе QUAD).

Гонщик Monster Energy Honda Team Адриен Ван Беверен - многократный победитель Enduropale du Touquet
Для некоторых райдеров из заводских команд выход на старт был своего рода повинностью - PR-акцией, но для Адриена Ван Беверена - просто в кайф! Видимо, именно поэтому француз из Monster Energy Honda выиграл три гонки в недавнем прошлом, а сегодня - гонку ветеранов. Но об этом позднее.
Особенное место
Пляжи, годные для подобных гонок есть в Англии и Нидерландах, но именно линия пляжей на Ла-Манше, от Данкерка до нацпарка Маркентер ежегодно привлекает до 2000 участников и более 250000 зрителей. Благодаря усилиям Сабина и европейских СМИ, конечно, но также из-за необычных суперспособностей Ле-Туке. Летом - это респектабельный курорт, куда стремится весь бомонд Франции. Но зимой город буквально вымирает. Сабин спас целый регион!
Нормальное февральское утро в Ле-Туке
Нашлась одна особенность. Сила этой береговой линии обусловлена тем, что в начале февраля в районе Ле-Туке наблюдается самый сильный отлив на Атлантике - на неделю оголяется более 200 метров ровного песчаного пляжа, а теплый Гольфстрим обеспечивает здесь погодные условия, как в апреле - до +15-17 градусов в разгар дня.
В 2012 году море замерзло, что является абсолютным нонсенсом для Туке
Конечно, если повезет. Например, в 2012в Туке было так холодно, что рыбаки не смогли выйти в море (рестораны остались без морепродуктов до конца уикенда) - на прибрежной линии образовалась ледяная корка. Пляж промерз на глубину в 10 см, и его боронили тракторами - это был бетон. С 2013 года погода еще несколько раз преподносила французам сюпризы, но прошло без трагических инцидентов.

Трасса Enduropale - затишье перед бурей
Трасса Enduropale
Для гонки используется сплошной отрезок песчаных пляжей от Сен-Клер (в самом Ле-Туке) до Стеллы. Трассу прокладывают за неделю до события. Сотни часов работы для двух десятков погрузчиков и бульдозеров. Ничего особенного в дизайне нет, трассу кое-как пытаются сделать непохожей на прошлогоднюю: просто песок, ничего лишнего - никаких разрывных трамплинов и тому подобных изысков, только небольшие насыпи по 1.5-2 м высотой, достаточно ровные - и без них у участников силы кончаются. S-образные изгибы делают, чтобы было не скучно нарезать круги.
Старт тысячи мотогонщиков
Старт дается на самой широкой части пляжа Ле-Туке, где ширина линии может достигать 300 метров. Но в основном, это 150-200. Стартовая решетка выстраивается в линии по 50 человек. Стартующих запускают группами по 100 человек, чтобы они не посшибали друг друга.
Скорость на прямиках достигает 140 км/ч
По этой широкой полосе песка им предстоит преодолеть милю до первого поворота, первый достигший ее уже победитель - взял Holeshot! Но что важнее, лидеры поедут по совершенно свежему, ровному песку. За спиной у них начнется настоящий хаос... Обычно, в лидирующей группе едут самые быстрые прорайдеры и легенды мотокросса, эндуро и ралли «Дакар».
Бешеный старт Enduropale du Touquet, когда 100 человек хотя впихнуться в 1-й поворот
Адреналиновый хаос
Скорость на стартовой миле на 450-кубовом кроссовом мотоцикле достигает 140 км/ч. Такую же гонщики развивают на обратной прямой около Стеллы, где песок из-за отлива делается очень ровным.
Впихнуть невпихуемое: несколько сотен мотогонов пытаются внедриться в 1-й поворот Enduropale
Те, кто зазевался и не успел пройти первый поворот до прилива из любителей, считай, потеряли от 20 до 40 минут: первое же падение в толпе в самой узкой части - сразу после поворота - вызывает грандиозную пробку. Конечно, французы стараются не давить соперников так явно, но прецедентов хватает. В 2012 году я пытался сосчитать, сколько мотоциклов одновременно пытаются втиснуться в 4-метровый трек после стартовой прямой, и получилось что-то вроде 25. Считайте сами, насколько они умудряются уплотняться!!! Ну и, конечно, пробка образуется знатная.
Очередного клиента травматалогии отправляют срочным рейсом прямо с пляжа
Первые 10 минут после старта Enduropale du Touquet вся местная армия спасателей, скорых помощей и жарндармерии, а также не менее трех дежурных вертолетов встают на уши, а три специально отведенных палаты в травматологии местного госпиталя заполняются пациентами на «эн... дё... труа!» (т.е. на раз-два-три). В гонке 2012 года, как мне рассказывали, на заполнение первой палаты ушло 5 минут - первые 6 клиентов образовались сразу после старта на промерзшем песке. Местные даже делают ставки... ну и так далее.
Гонки на выживание
Гонка продолжается 3 часа и представляет из себя не мотокросс, и не эндуро, а нечто среднее - гонку на выживание. Победит не просто физически сильнейший, а и тот, у кого мотоцикл не сломается. Пит-стопы с дозаправками здесь такая же обязательная процедура, как и замена оторванных глушителей, а иногда и колес. Команды ждут своих райдеров с замиранием сердца, считают круги и время.
Уставшие мотогоны пытаются добраться до финиша Enduropale
Песок в Ле-Туке очень вязкий из-за влаги, так что моторы дохнут на раз. По статистике, из 1500 стартующих 10% не доезжают и одного круга (это где-то 13 км). По всей длине пляжа спасатели и эвакуаторы устраивают в безопасных местах "складбища" мотоциклов - такие островки техники, по 3-6 байков, аккуратно составленных вместе.
Работа эвакуаторов кипит!
После гонки их увозят в закрытый парк, откуда владельцы обязаны из забрать в течение недели. Ведь нередко водитель байка это время проводит в местной больничке.
Зажги или сдохни
Я считаю, что в 2010 году мне удалось сделать идеальную фотографию, которая описывала бы общее настроение на Enduropale - в лагере зрителей, конечно же. Вот именно - «зажги или сдохни!»:
Жги или сдохни!
Французы вообще народ безбашенный, а мотоциклисты втройне. Их даже можно назвать офигевшими на всю голову, особенно, если посмотреть, как они ездят по дорогам общего пользования, пинают автомобили и отламывают им зеркала в пробках. Думаете, это московская фишка? Нет, просто москвичи насмотрелись этого в Париже - и научились плохому. В Туке мотобратва приезжает выпустить пар и посмотреть шоу.
Для участников гонки уже через час после старта зрители перестают существовать. На самом деле, у них одно на уме - вот бы и в правду, не сдохнуть!.. Но от старта и до самого финиша их будут подбадривать, и некоторым это действительно помогает финишировать. В буквально смысле из последних сил.
Очередного гонщика в обморочном состоянии сняли с мотоцикла на финише Enduropale
Я лично многократно наблюдал, как любителей (не одного или двух!) после пересечения финишных ворот буквально снимали с мотоциклов в полуобморочном состоянии, а некоторых затем грузили в кареты скорой помощи и отправляли отдыхать.
Особая публика
Зрителей на этот уикенд Enduropale приезжает немерено. Поток их начинает стекаться в Ле-Туке и окрестности (они заполняют всё жилое и нежилое пространство до самой Стеллы) в пятницу, после завершения рабочего дня. Поэтому, в отель лучше заселиться заранее, и ужин заказать до 18:00... На самом деле, весь номерной фонд Ле-Туке, Этапля, Кука, Стеллы, Берка и Мерлимона рассчитан на 25-30000 человек.
Участники гонки приветствуют фанатов на въезде в город
Но уже в 2010, когда я впервые лично работал на Enduropale, организаторы гордо отчитались о почти 150 тысячах (!) проданных билетов - это был первый рекорд всех времен, но через несколько лет был установлен новый, почти в 250 тысяч. Но как, Холмс?!..
Добро пожаловать в Туке!
На следующий, 2011 год я взял в прокат легкую кавалерию, чтобы вечером субботы разузнать, где вся эта банда умудряется разместиться (ведь в самом Туке жителей-то всего-ничего - чуть больше 4000 человек). Оказалось, что организаторы выделяют для шумной (и не самой мирной) аудитории - десятков тысяч байкеров со всей Европы несколько огромных колхозных полей в Куке, это помимо трех обширных кемпингов в самом Ле-Туке.
Фанаты съезжаются в Ле-Туке, чтобы еще больше съехать с катушек накануне Enduropale
Всю эту территорию обносят забором, и с 22:00 выезд за пределы этого бедлама строго-настрого запрещается. Что там творится в ночь с субботы на воскресенье, трудно передать на словах... К счастью, силушка (и специальные лекарства) у французских фанатов мотогонок иссякают естественным образом часам к двум ночи. Вот, почему этот адский лагерь вынесен далеко за пределы городской черты! В кемпингах Лу-Туке, тех, что внутри города, места резервируют загодя - там селятся зажиточные бузотеры, у которых свои моторхоумы с мотиками внутри или на прицепах. Но и они резину и моторы жгут где-то до полуночи... Их слышно даже из отелей на 1-2-й линии. Пиво, виски, всякое курево и более тяжелые вещи льются, сыплются и текут рекой. Но на следующее утро все веселы и свежи, а местная жандармерия выглядит совершенно расслабленной - удивительный феномен!
Это в целом уникальная атмосфера, которую трудно описать словами, не будучи там. В России вы такого не увидите.
Что нового в 2023?
Прежде всего, FIM решила обилетить и этот праздник жизни, следом за ралли-марафоном «Дакар». Теперь, оба детища Тьери Сабина - официальные соревнования, где можно стать «настоящим чемпионом». Ничего, что 45 лет победитель Enduropale сам по себе вставал в один ряд с величайшими кроссменами и раллийными гонщиками мира! С 47-й редакции победитель будет прописан в анналах на официальной основе.
Enduropale du Touquet 2023 станет 1-м этапом первого в истории Кубка Мира по пляжному мотокроссу (FIM Sand Races World Cup). 2-й этап запланирован на 24 февраля в Аргентине, на пляже Верано.
Кто туда решится полететь, вопрос другой. В списках заявленных в Кубок Мира всего 38 имен, в основном, французских. Есть пара аргентинцев, британцев и голландцев, даже швед. При 1300 заявках на старт в воскресенье в Туке!..
Участие в Кубке Мира накладывает большие ограничения на участков Enduropale. Во-первых, теперь не попьешь с пацанами пивка вечером накануне старта гонки - надо пройти мед.освидетельствование! Участники гонки не имеют права отказывать в интервью журналистам и телекомпаниям, освещающим событие, в каком бы настроении и состоянии они не находились.
Новые ништяки
FIM тоже надо отдать должное: Федерация нашла неплохой призовой фонд, чтобы компенсировать издержки официоза. Первым ТОП-5 финишировавших в Туке получат денежные призы на общую сумму 18500 евро.
Победителю вручат чек на 10000, второму - на 4000, третьему - на 2000, четвертому - на 1000, пятому - утешительный на 500 евро. Победителю Holeshot - призовая 1000 евро от местного Burger King!
Особая пометка в Регламенте: денежные призы будут только на Enduropale, а в Аргентине - нет.
Результаты и отчет с гонки 2023 года
Отчет с гонки этого сезона и подтвержденные результаты - в середине воскресенья.
Фото: Кирилл Чернышев (С) 2010, 2011, 2012, 2013