МОТОГОНКИ.РУ, 28 декабря 2022 - Yamaha планирует включить эту систему в будущие разработки электромотоциклов, доступных каждому.
Yamaha Motobot на тестах в Америке
В 2015 году R&D департамент Yamaha показал публике робота-мотоциклиста Motobot, способного управлять мотоциклом на замкнутом гоночном треке и действовать в рамках некой заданной программы. Ради PR даже провели виртуальную гонку по одному из американских гоночных треков, где соперником МотоДроида выступил легендарный гонщик MotoGP Валентино Росси: эксперимент показал, что человек по-прежнему быстрее робота даже на замкнутом треке, но дроид отстал не так сильно из-за способности штамповать круги по "идеальной" траектории. Преимущество Валентино Росси был в его способности "резать углы", то есть проходить повороты по более скоростным траекториям, отличным от "идеальных".
Спустя 2 года на Токийском Мотошоу Президент Yamaha Motor представил публике следующую итерацию - футуристический концепт электромотоцикла Motodroid, способный балансировать на месте. Правда, с тех пор Ивата не предоставила ничего более-менее серийного.
Президент Yamaha демонстирует некоторые возможности Motoroid
Поэтому, это всё были просто прикольные картинки, не более.
А вот разработка системы стабилизации мотоцикла при околонулевой скорости, когда перестает действовать гироскопический эффект, - это тема для будущего. Инженеры Yamaha из Японии показали прототип такой системы, установленный на YZF-R3.
Система называется AMSAS (Advanced Motorcycle Stability Assist System) и по заявлению Yamaha начинает работать, когда скорость движения падает ниже 5 км/ч. Блок системы установлен в самой нижней точке мотоцикла и действует, как вспомогательный элемент баланса. Основная функция - возможность подруливать, благодаря актуаторам, установленным на вилке переднего колеса. На видео ясно, что AMSAS работает: райдер в седле без рук движется сверхмедленно по прямой, мотоцикл может совершать небольшие маневры на низких скоростях и "замирать" в вертикальном положении при полной остановке:
Основной целью AMSAS является создание идеально безопасной системы движения мотоцикла, способной обеспечить баланс в начальной точке движения и в конечной точке торможения. Большинство падений (особенно, у новичков) происходят именно в эти моменты, когда балансировка нарушена из-за отсутствия гироскопического эффекта от вращения колес.
На видео, которые представлял R&D Honda, самобалансирующий мотоцикл (создавался на базе шасси NC750) был способен не просто двигаться вперед, но даже рулить на сверхнизких скоростях и выписывать "восьмерку" на тестовой площадке, двигаться следом за хозяином. Yamaha пока не анонсировала реальных планов по внедрению подобных систем, а просто показала свои наработки на данный момент.