МОТОГОНКИ.РУ, 31 августа 2021 - Если вы не следите за событиями в Формуле-1, в двух словах, ситуация в Спа: сильнейшие ливни накрыли Бельгию накануне уикенда, на практиках и в квалификациях произошло много аварий; гонка стартовала, как дождевая, но практически сразу после старта Дирекция выкинула красные флаги - гонку остановили на 3 часа в ожидании улучшения ситуации на треке. Затем, заезд проводился под Safety Car′ом, но после 3-х кругов остановлен снова. Макс Ферстаппен из Red Bull Racing объявлен победителем, а участникам заезда, которые решились выйти на старт (потому что ряд заводских команд отказался это делать), начислили половинные очки.
Феттель назвал гонку «полной чушью», а начисление очков за 3 круга - «плохой шуткой». Льюис Хэмилтон назвал Гран-При Бельгии «фарсом», хотя сам заработал очки в заезде и даже взошел на подиум.

Гран-При Бельгии стало самым коротким событием в истории Формулы-1 - всего 3 круга
Многим эта «гонка за сейфти-каром» напомнила о самом странном заезде Формулы-1 всех времен - Гран-При Соединенных Штатов Америки 2005 года, когда из соображений безопасности и в знак протеста против решения Дирекции на старт не вышли пилоты большинства команд. На решетке собрались только 6 машин 3-х команд. Гонка из шести болидов, впрочем, состоялась в полном объеме и результаты ее были признаны FIA.
Самой короткой гонкой в истории Формулы-1 до сего момента было Гран-При Австралии 1991 года в Аделаиде: заезд был остановлен из-за неприемлемых погодных условий и минимальной видимости после 14 кругов, гонщики также получили половинные очки, включая победителя, Аиртона Сенну.
В Сильверстоуне 2018 года подобные условия и обилие воды на треке привели к отмене всех трех гонок - MotoGP, Moto2 и Moto3, а Silverstone Circuit был вынужден вернуть деньги за билеты зрителям. Желающих вернуть деньги оказалось примерно 2/3 от собравшихся на трибунах. Зрители ждали гонок на протяжении 3-х часов, пока маршалы Сильверстоуна боролись с водой на асфальте, а Dorna и Дирекция вместе с командами решали, допустимо ли проводить заезд в условиях стоячей воды. В итоге, решили, что неприемлемо - и слишком опасно. Зрители простили Silverstone, к тому же, автодром затем получил страховку за отмену события, поскольку было признано нарушение технологии укладки асфальта подрядчиком. На полученные средства Silverstone Circuit провел полную реконструкцию, и в 2019 году гонки MotoGP стали самыми быстрыми и зрелищными в истории автодрома.
Circuit de Spa-Francorchamps всеми силами хочет вернуть Гран-При Бельгии по MotoGP. Но Спа необычный трек. Это самый длинный из действующих треков Европы, имеющих омологацию FIA Grade 1: длина кольца составляет ровно 7 км, но время прохождения круга очень небольшое - 1:46.3, что говорит о чрезвычайно высоких скоростях. Это обстоятельство всегда было причиной отказа Dorna Sports возвращаться в Спа: зоны вылета здесь совершенно не соответствуют скоростям в поворотах, а стальные отбойники находятся на расстоянии всего в 25-30 метров от полотна! Для мотоспорта с уровнем скоростей World Superbike и MotoGP - свыше 330 км/ч для гонщиков это равноценно самоубийству.

Дождевые гонки в Спа - это классика! Но в 80-х они были чуть безопасней...
Погодные условия также являются большим вопросом, из-за которого возвращение Гран-При Бельгии MotoGP может никогда не состояться. Если подобные инциденты, как в минувшее воскресенье, случаются в таких сериях, как Формула-1, FIA GT и LMS, риск отмены гонок MotoGP и WSBK в подобных условиях - почти 100%.
Тем не менее, FIM и Eurosport Events уже подписали контракт с Circuit de Spa-Francorchamps на проведение в 2022 году гонки «24H Spa Motos» - 24-часовой гонки на выносливость, этапа FIM Endurance World Championship, запланированного на начало июня. Гонки World Endurance уже проводились в Спа много лет назад, но затем чемпионат покинул трассу по тем же самым соображениям безопасности, по которым Dorna пока не хочет возвращаться.
Июньский этап FIM EWC в Спа мог бы стать своеобразным тестом и показательным выступлением для FIM и Dorna: если все пройдет отлично, Dorna сделает следующий шаг - попробует заключить с автодромом контракт на этап World Superbike.
Однако...

Circuit de Spa-Francorchamps был затоплен из-за дождей в июле 2021 года
Старожилы журналистского корпуса MotoGP тут же припомнили «Хаос 24 часов Спа» - гонки, стартовавшей 21 августа 1995 года и завершившейся в тот же день победой Suzuki Endurance Racing Team. Однако, назвать тот заезд полноценной «гонкой» сложно: из-за сильнейшего тумана большая часть ее прошла под сейфти-каром, а затем Дирекция была вынуждена выкинуть красные флаги - видимость оказалась просто нулевой.
И это нормальная погода для региона в середине-конце лета! 15 июля 2021 года Центральную и Западную Европу накрыли ливни, и это привело к невиданным наводнениям в Германии, а также на востоке Бельгии, Нидерландов. В частности, в Спа. Потоки воды полностью затопили часть Circuit de Spa-Francorchamps, на очистку трассы потребовалась неделя.
Единственная реальная возможность, куда можно впихнуть еще один этап MotoGP, как раз, конец июля - август. Другие месяцы в календарях World Superbike и MotoGP очень плотно расписаны. И это тоже может стать причиной для отказа Dorna от возвращения в Бельгию в ближайшие 5-7 лет.