МОТОГОНКИ.РУ, 30 ноября 2009 - Стоунер, которому в октябре исполнилось 24 года, вне всяких сомнений, уже давно и окончательно сложился как личность и спортсмен. Через всю эту статью слово "спорт" будет проходить красной линией, так что не удивляйтесь. Да, именно спортсмен. Ведь всего два года назад, когда уроженец Куинсленда пришел в команду Marlboro Ducati, никто не рассматривал его как реального претендента на чемпионский титул, кроме менеджера заводской бригады Ливио Суппо. Однако, 2007 год стал годом "№27", годом Ducati в конце концов, и на Стоунере лежит весь груз ответственности за это "недоразумение".
В Саутпорте, где вырос Кейси, шоссейно-кольцевые гонки не в фаворе, несмотря на то, что 5-кратный чемпион GP500/MotoGP Мик Дуэйн родом из тех же мест. Поэтому, отец определил своего сына заниматься гаревыми гонками. Первый выход Стоунера-младшего на трек состоялся в 4 года. Следующие пять лет своей жизни Кейси провел в седле dirt-треккера, и к девяти годам записал на свой счет первую победу. Опыт, полученный в эти годы очень пригодился спустя десятилетие.
К 14 годам, в багаже у Кейси было столько побед, что отец решил развить его талант в Европе. Семейный экипаж переехал на время в Великобританию. Кейси продолжал тренироваться, и потихоньку осваивал шоссейный байк, а Колин взял на себя роль менеджера. Кстати, именно Колин Стоунер и по сей день выполняет эту непростую работу.
Как и большинство юниоров, Стоунер начал свою кольцевую карьеру на борту 125-кубового мотоцикла Aprilia. За два сезона, он успешно дебютировал сразу в двух национальных чемпионатах GP125 (в Англии и Испании), выиграл британский монокубок Aprilia 125 Cup, там-то его и присмотрел Лючио Чеккинелло, владелец команды LCR в 250-кубовом классе Больших Призов. Дебют в GP250 оказался неважнецким: в 2002 году не удалось заработать ни одного подиума. Лючио не унывал. Он предложил Кейси повременить с 250-кубовым мотором, а для начала вкататься в мощный 125-кубовый байк. Стоунер оказался в своей тарелке! 2003 год отметился первой победой на Гран-При Валенсии, еще тремя подиумами и 8-м местом по итогам сезона. Чтобы убедиться, что это не случайность, Стоунеры решили "сменить колеса": после гостеприимной, но все же частной LCR Aprilia, Колин сделал ставку на приглашение заводской Red Bull KTM. Вместе с австрийской бригадой Кейси дотянулся до 5-й позиции в чемпионате, выиграв еще одну гонку и пять раз взойдя на подиум. На горизонте вновь появился Лючио, с радостью взявший окрепшего гранприйца Стоунера к себе и дав ему быстрый Aprilia RSA250 в комплектации Factory. Поняв, что у него в команде наконец-то появился по-настоящему результативный, стабильный пилот, Чеккинелло устремился в MotoGP. В конце-концов итальянскому менеджеру удалось договориться с HRC и получить для Кейси два Honda RC211V. К тому моменту, Стоунер уже поигрывал серебряным кубком мира. Переход в Королевский класс обещал массу преимуществ...
Но, как это обычно бывает, блестящего дебюта на мотоцикле Honda не получилось. Год 2006 отметился большим количеством падений, его лучшими результатами стали 2 место в Турции и поул в Катаре. Однако, 21-летний гонщик доказал, что в Кури-Кури не зря любят гаревые гонки, и что просто так местные пилоты на мировой уровень не выходят: он научился ездить на "большом мотоцикле" быстрее, чем многие его соперники, пришедшие годом ранее. Это не осталось незамеченным со стороны Ducati. Так появился новый супергонщик в красном, чемпион мира, доминатор сезона 2007 года Кейси Стоунер.
Еще одна сага о "спорте отцов" и парне из "инкубатора"? Возможно, но в этой истории есть пара нюансов. Стоунеры не сразу вышли на "кольцевой" путь, сперва накопив массу знаний и навыков в кроссовой и гаревой школах. Кейси с удовольствием вспоминает об этом, когда речь заходит о его мастерском пилотировании Ducati Desmosedici - "на грани". Когда заднее колесо уже обгоняет переднее, когда оба колеса уходят в глубокий занос, Кейси невозмутим и буквально летит к финишу.
"Да, все эти навыки у меня с детства, я очень любил большие овалы Кури-Кури, - признается австралиец, - Отец часто ставил меня на стартовую решетку с парнями, которым было по 16-17 лет, а мне - 12. Но, иногда выходило, что и я приезжал первым. Езда на гранприйном байке не похожа на dirt-track, но когда заднее колесо уходит в сторону, некоторые паникуют. Для меня это будничная ситуация."
Бросив вызов Валентино Росси в 2007, Кейси нарвался на ожесточенный ответный огонь в следующем сезоне. Vale не собирался мириться с конкуренцией молодого выскочки. Страсти накалялись до тех пор, пока стержень, державший Кейси все эти годы, не надломился. Случилось это в Laguna Seca. Валентино вынудил преследователя выехать в гравий ... ну, или "просто так получилось", - скажут другие, не менее внимательные зрители. Пусть так! Но после этого момента, Стоунер стал допускать ошибки. Валентино понял, что его тактика постоянного давления сработала и спокойно забрал 8-й чемпионский титул. Кейси финишировал вторым, пропустив из-за падений две ключевые гонки в Чехии и Сан-Марино. Обе аварии произошли по его вине - ошибки были вызваны напряжением на старте и общим душевным состоянием Стоунера. После переломного этапа в Калифорнии, Кейси подошел к Валентино и, что называется, поговорил с ним как мужчина с мужчиной. Стоунер признался позже, что сказал Валентино такие слова: "Я бы не хотел закончить свою карьеру, как Сет [Жибернау]". Австралиец дал понять, что к Росси у него ничего личного, но как спортсмен, он будет бороться до последнего. Чемпионы поняли друг друга и подобных "инцидентов" больше не случалось. Стоунер выиграл домашнее Гран-При Австралии и финал в Валенсии, стартовав в обоих случаях с поул-позиции, пообещав вернуться к разговору о титуле в 2009.
Зрелищная битва, повторение звенящих от напряжения дуэлей 2007-2008 года Росси-Стоунер были неминуемы. Кейси, вернувший №27 на свой Desmo, начал сезон с тройной победы. Сначала выиграл ключи от BMW 135i "Sauber F1 Team Edition" на квалификационной "перестрелке" в Хересе, затем поул-позицию и само ночное Гран-При Катара. Невероятное совпадение? Нет, полная готовность команды Marlboro Ducati к сезону и отличная форма призового пилота.
Однако, реальность начала сезона 2009 года превзошла все ожидания. Вместо противостояния двух топовых пилотов, зритель получил трехстороннюю битву Стоунера с напарниками по Fiat Yamaha Росси и Лоренцо. Вторая гонка, состоявшаяся в Мотеги, показала, что Кейси готов бороться за место на подиуме даже в самых неудобных для себя и своего мотоцикла ситуациях. Проиграв старт, не рискуя опасными атаками на Криса Вермюлена, надолго заблокировавшего своего соотечественника, Кейси вынужден был догонять пары Yamaha и Honda в конце гонки. Ему это практически удалось, за несколько десятков метров до финиша, он отобрал 4 позицию у Довициозо, едущего "паровозиком" за своим напарником по Repsol Honda Дани Педросой.
В Ле Мане развернулась самая необычная в этом сезоне драма с многочисленными ошибками, белыми флагами, дождем и прочими нюансами. Колоду претендентов на победу перетасовывали несколько раз. Росси, успевший за пять минут допустить два нарушения правил, отправился в самый конец пелетона. Лоренцо, неожиданно поймавший удачу за хвост, устремился к финишу, готовый застолбить за собой очередной участок "Lorenzo‘s Land"... Не самая удачная гонка для Кейси: сначала пилот Ducati потерял время на пит-лейне, затем попал в плотный трафик, выбрался из него, атаковал, стараясь не делать ошибок, подобных тем, что совершил Валентино, и финишировал пятым. Замечено: гонки, где Хорхе вырывается в лидеры, Стоунер завершает за пределами подиума, и наоборот. Мугелло - обратная ситуация, истинный бриллиант в короне Стоунера, великолепная битва за выживание в гонке с дождем и без него, расчет и грамотная стратегия, доскональное знание своего мотоцикла и покрышек. Вновь соперником экс-чемпиона становится Лоренцо, а не Росси.
Пиковый момент - шестая гонка, Гран-При Каталонии. В чемпионате настоящее троевластие: Росси, Лоренцо и Стоунер поделили первую строчку абсолютного зачета, за спиной треть сезона, а их очки сравнялись! Каждый из трио претендентов на титул готов изменить ход истории... Но в дело вмешался Его Величество Случай. В Испании Кейси умудрился подхватить "загадочный вирус", который буквально за месяц высосал из полного жизни атлета все соки. На каждой квалификации и в каждой гонке, Стоунеру приходилось бороться не с соперниками, а с самим собой: финишировать на призовых местах, едва в силах подняться на подиум, без сил падать в кресло гостиничного номера, пытаясь хотя бы чуть-чуть выспаться и отдохнуть. В Голландии Стоунер выиграл подиум, затем две гонки провел, превозмогая слабость. Наступил момент, после которого нужно было принимать решение - Гран-При Великобритании в Донингтоне, которое оба пилота Ducati завершили... круговыми.
"Я не понимал, что со мной происходит, - рассказывает Кейси, - Мы не понимали, что со мной происходит. Командный врач не понимал, что со мной происходит. Даже доктор Коста развел руками. Конечно, переутомление могло вызвать ослабление организма, но ни один физиотерапевт не мог поставить четкого диагноза и дать указание к действию."
После шокирующего финала в Великобритании, семья Стоунеров вылетела в Калифорнию, где их ждали лучшие медики, доктора наук Тинг и Туан из Фримонтского Центра Хирургии, в консилиуме приняли участие врачи Мобильной Клиники доктора Катани и Макиагодена, а также личный физиотерапевт Стоунера Фредди Денте. Но и они не пролили свет на ситуацию, лишь поставив промежуточный диагноз: анемия и гастрит средней степени запущенности. Оба заболевания действительно могли стать следствием нервного перенапряжения и физического утомления: все время с начала сезона Кейси продолжал усиленно тренироваться в спортзале, бегал три раза в день и всячески поддерживал спортивную форму, одновременно теряя силы. Долгое время поддержку оказывала семья, но и этой энергии оказалось недостаточно.
Пилот Ducati, чемпион мира 2007 года принял решение, которое еще два месяца после описывалось многочисленными комментаторами как "невероятное". За неделю до Брно, Стоунер сделал заявление о временном выходе из чемпионата. Фактически, он шел на добровольную сдачу позиций Росси и Лоренцо, и возможно, Педросе, который к тому моменту находился в 15 очках позади. Но, проиграв битву (или три, как предполагали Стоунеры), они бы не проиграли войну. Позднее, стратегию, которую приняла команда Ducati, полностью поддержал главный инженер Fiat Yamaha Джереми Бержесс. "Старый лис" доходчиво объяснил, что означал этот демарш: то был точный расчет Marlboro Ducati, жертва малым ради общего результата. Бержесс полностью поддержал позицию команды своего главного соперника: "Мы видели многих гонщиков, пытавшихся выступать с травмами. Однако, чего они добивались? Боролись на грани очковой зоны, рискуя усугубить свое положение. Кейси готов бороться за подиумы и победы, но для этого он должен гарантированно доезжать до финиша. По нему, так лучше одна победа, чем три восьмых результата." Джерри как в воду глядел.
В Австралии Стоунеру удалось найти врачей, четко определивших путь к исцелению, после чего, он забыл [на время] о существовании гонок, тренировок, журналистов, интервью и даже телевизора. Кейси добровольно отошел от дел на два месяца и пропустил три гонки.
"Я перестал смотреть "ящик", а Интернет у меня дома, наверное самый медленный из всех, что вы можете себе представить, - рассказал он на пресс-конференции после Гран-При Португалии, в котором финишировал вторым. - Все, чем мы занимались, был полный релакс и легкая гимнастика. После исследования состава крови, мой лечащий врач назначил несколько препаратов. Спустя три недели после начала курса лечения, наш командный доктор обрадовал моего отца, Колина известием о том, что состав крови значительно улучшился и вскоре я полностью вылечусь. Мы рассчитывали вернуться в Эшториле и оказались правы: последние тесты, которые мы сделали в Швейцарии, перед поездкой в Португалию подтвердили практически полное восстановление организма."
Возвращение Стоунера состоялось, как и опасались в гаражах MotoGP, с великолепного подиума, за которым последовали две победы в стиле "поймай меня, если сможешь". Дани Педроса, поднявшийся в отсутствие австралийца на третью позицию, так же быстро откатился обратно. Доминирование изголодавшегося до гонок австралийца было настолько очевидным, что все заговорили про хет-трик - трех победах подряд. Это также означало, что Кейси мог побороться за второе место в чемпионате: после падения Лоренцо в Австралии, Стоунер подобрался к нему на расстояние одной победы - 220 очков против 245. Зная скверную привычку Хорхе падать в самые неудачные моменты сезона, и то, что Кейси рассчитывал на еще одну победу - в Валенсии, - и такой исход чемпионата уже не выглядел фантастикой!
Но, неожиданный хай-сайд на warm-up в Ricardo Tormo Circuit поставил точку в истории с восхождением.
Почему-то, эпизод с падением в финале Кейси всегда вспоминает с улыбкой. Вернувшись в боксы, уже после начала гонки, он был как-то особенно беспечен - такой исход, казалось, облегчил его душу, снял с плеч обязательство выиграть все, к чему прикасается.
"Странно, ведь я не совершал никаких ошибок в этот раз, - комментирует курьезный случай Стоунер, - То, как я быстро достиг земли, полагаю, стало причиной какого-то дурацкого недоразумения. В момент, когда это произошло, я делал все, как обычно. Мы отлично прикатались к этим покрышкам, и я не выжимал из мотоцикла всех соков - все видели, парни меня легко обгоняли на warm-up. Я просто открыл газ и тут же оказался на асфальте. Невероятное стечение обстоятельств!"
Да уж, для Кейси весь сезон 2009 - это невероятное стечение обстоятельств, и, что гораздо важнее для спортсмена, ничуть не поставившее под сомнение его истинные способности и потенциал. На все разговоры за его спиной и историю о возможной замене, Кейси плевал с высокой колокольни. Его поддержали в команде, в семье и даже соперники! Вот это достижение и демонстрация истинного уважения.
В конце концов, второй ты или четвертый по итогам сезона - не важно, все равно не первый.