МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Календарь Энциклопедия Контакты

MotoGP Tech: Анализ от Марка Маркеса - Что не так с Honda RC213V в 2022 году

MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
30 октября 2022 | 15718
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Третий год подряд Honda не борется за титулы в MotoGP: в 2020 это была катастрофа из-за локдауна по всему миру и травмы Маркеса, а в 2021 - из-за обнаруженного в шасси RC213V недостатка и длительной работы по перестройке прототипа; наконец, в 2022 Маркесу пришлось всё бросить посреди сезона ради 4-й операции. Что изменилось за эти три года, когда Марк не участвовал в непосредственной разработке RC213V?

МОТОГОНКИ.РУ, 30 октября 2022 - После возвращения в паддок MotoGP Маркес заявил публично, что Honda Racing нужно срочно поменять свой подход и принципы разработки прототипа, чтобы окончательно не отстать от технологических лидеров, таких как Ducati. Можно ли было представить еще в 2019 году, что Ducati окажется далеко впереди Honda и Yamaha! Как это вообще произошло?

MotoGP-2022 - ThaiGP - Гран-При Таиланда
MotoGP-2022 - ThaiGP - Гран-При Таиланда
перейти в фотогалерею

Что не так в японской кухне


Последние 20-25 лет японцы были традиционно впереди, благодаря высокой концентрации технологий и инноваций в их производстве, тогда как европейские компании были в глубоком кризисе и не могли себе позволить развивать R&D - им просто не хватало денег. Японцы использовали сверхдоходы от продаж премиальных продуктов (у Honda это были дорогие автомобили и мотоциклы типа Gold Wing; у Yamaha был широкий спектр продукции для активного отдыха, особенно популярного на американском рынке). У европейцев не было ничего, кроме производства мотоциклов. Благодаря росту японской экономики и производства, Honda и Yamaha могли себе позволить сконцентрировать всё в одном месте - в японских R&D, новинки тестировались в Японии круглый год, разработки многократно перепроверялись, и только после длительного цикла тестирования попадали в руки команд MotoGP. Обычно, это было готовое решение, с которым пилотам просто предстояло работать, как есть. Они лишь вносили небольшие изменения и настраивали прототипы.

MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
перейти в фотогалерею

Но в середине 2010-х произошло несколько революционных изменений в идеях спортивного девелопмента у европейских производителей. Прежде всего, гоночные R&D стали неотъемлемой частью всей программы в MotoGP и фактически слились с Race Opearations (непосредственной деятельностью команд в ходе этапов чемпионата). Иными словами, R&D осуществлялся прямо по ходу гонок, и многие обновления испытывались не на тестовых треках, а рабочей обстановке. Там же пилоты решали вопросы изменения тех или иных элементов с топовыми инженерами заводов. Иными словами, перестал существовать разрыв во времени между разработкой и внедрением. Вот почему Ducati удалось за 2-3 года (2017-2019) радикально поменять Desmosedici, внедрив и испытав столько инноваций, о которых японцы прежде даже не задумывались. В общем, это не трудно было подметить! И не надо быть Маркесом, чтобы узреть истину. Он только во всеуслышание об этом заявил (еще раз). Скажем так, достаточно громко, чтобы японцы, наконец, прислушались.

По мнению Маркеса, проблема заключается в принципиальном различии подходов R&D между японскими и европейскими заводами, и что японский подход перестал работать

До него об этом говорили почти все. На самом деле, первый камень в огород разработчиков был брошен еще в 2011 году и кем? Валентино Росси! Именно тогда великий итальянец разворошил гнездо Ducati Corse, призывая Филиппо Прециози к пересмотру принципов оторванности R&D Борго-Панигале от гоночного трека. Ему удалось добиться кое-чего, но не того, о чем Росси говорил. Ему просто дали принципиально новый прототип, а проблемы с доработкой остались. После 2012 года прошли еще 2-3 года, прежде чем Луиджи Даль′Инья волевым решением снес стену между R&D и RO. На это Джиджи потребовался целый год, но зато на второй сезон его правления всё уже работало, как должно было бы.

Где европейцы обогнал флагманов MotoGP


Росси пытался инициировать те же реформы, вернувшись в Yamaha. В 2017 он первым отметил, что японские инженеры оторваны от реальности чуть более, чем полностью. Инженеры могли выслушать Валентино, но всё равно принимали решения, исходя из собственных соображений. В итоге, 3 года Yamaha YZR-M1 если не деградировал, то точно не улучшался. В Yamaha просто не поспевали за технологическими вызовами: новой электроникой, меняющимся дизайном покрышек, новыми трендами - аэродинамикой и так далее.

Что происходило в Honda? Почти то же самое. Главное, что упускали японские разработчики, было время. В запасе у японцев его было много, потому что европейские производители физически не могли сделать что-то быстрее и лучше. Но затем Ducati, KTM и Aprilia сменили концепцию, ликвидировав лаги по времени, что позволило им прогрессировать не от тестов к тестам, а от этапа к этапу.

Маркес принес Honda несколько Тройных Корон, включая 2019 год
Маркес принес Honda несколько Тройных Корон, включая 2019 год

Разрыв во времени между созданием инновации в Японии, ее тестированием и внедрением достигал 2-3 месяцев. А в некоторых областях, как например, в аэродинамике, полгода. Японцы всегда действовали с осторожностью: работает - не трогай. Пока Марк выигрывал гонки и титулы на RC213V, его только слегка полировали в деталях: улучшалась развесовка, отдача двигателя, повышалась стабильность - по-чуть-чуть, год за годом. С тех пор, как проектом RC213V руководит Такео Йокояма, инженер-шассист, он изменил подход R&D от наращивания мускулов (двигателя) к более совершенным ездовым характеристикам. Его священным граалем была централизация масс, о чем просил Маркес. Но многие другие элементы были упущены, а когда потребовалось их внедрить и испытать, мир погрузился в тень Covid-19, было потеряно много времени в 2020-21 годах. А Ducati и Aprilia внедряли новые компоненты на каждой новой гонке...

MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
перейти в фотогалерею

Ключевой промах HRC


Разработка вернулась к доковидным масштабам только в конце 2021 года. Но Маркес в ней практически не участвовал - он восстанавливался! Поэтому, в Honda создали целое поколение RC213V, которое основывалось на соображениях тех, кто даже Большого Приза MotoGP в руках не держал. Лаг в разработке по-прежнему составлял полгода, поэтому на тестах в Мизано Марк получил лишь общие впечатления о новом прототипе, а осенняя травма лишила его возможности поработать с ним в Валенсии. Поэтому, вернувшись в 2021 году, Марк обнаружил ряд серьезных ошибок в шасси, которые мог почувствовать и найти только он. Алекс, Пол и Штефан Брадль просто не обладали должным уровнем чуйки для этого, да и заставить байк ехать на 101% им не дано. Единственным, кто более-менее смог раскусить суть нового прототипа, кроме Марка, оказался Такааки Накагами. Но японцу не хватало таланта Маркеса, а также везения, чтобы выехать на этом прототипе на подиум. Итого, минус сезон. Но на самом деле, минус два!

Пилоты Honda не могут понять суть проблем прототипа 2022 года, потому что по мнению Пола Эспаргаро на предсезонных тестах в Сепанге и Катаре всё работало великолепно. И тот же Пол конкурировал с Ducati и KTM за победу и места на подиуме Гран-При Катара. Но лишь в этой гонке! После Портимао настроение Эспаргаро резко ухудшилось, у него начала настоящая депрессия: 9-я позиция - максимум, которого он мог достичь!

MotoGP-2022: Презентация Repsol Honda
MotoGP-2022: Презентация Repsol Honda
перейти в фотогалерею

Пол Эспаргаро, на которого сделали ставку в отсутствие Марка в 2021, говорил в середине сезона-2022: «Марк начала работу на тестах в Сепанге с шасси 2021 года, а затем пересел на новое и совершенно точно поехал быстрее - все это отметили. Поэтому, мы выбрали новый байк. И на всех предсезонных тестах он был гораздо быстрее на одном круге, чем соперники. Но он мог также держать и высокий темп. Мы не меняли его после Катара, но вдруг, на остальных трассах столкнулись с рядом проблем. Главное, что никто не жаловался на отсутствие держака сзади. Но теперь проблема есть в целом, и она велика».

Проблемы, с которыми столкнулись пилоты Honda (а также Aprilia) по прибытию в Мандалику, стали основным маркером: резкий перепад держака приводил к неожиданным срывам, электроника не успевала купировать взрывной рост крутящего момента на заднем колесе, что приводило к хайсайдам.

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

Первое предположение, которое высказал Маркес после обнаружения проблем с Honda в Индонезии, он связал с огромной разницей в уровне держака между официальными тестами и реальным гоночным уикендом.

Важные новости
 
Первое интервью Джека Миллера в цветах KTM: как быть публичным и сохранить «Я» в MotoGP
Первое интервью Джека Миллера в цветах KTM: как быть публичным и сохранить «Я» в MotoGP

Веселый австралиец начал новое приключение, вернувшись в лагерь KTM Factory Racing, откуда его в 2015 году вероломно похитил заводской проект Honda. С тех пор многое изменилось, Миллер прошел большой путь от пилота одной из самых слабых команд до заводского гонщика Ducati MotoGP, став регулярным победителем и призером Гран-При. И вот, он вернулся к тому, с чего мог бы начать. Как бы сложилась его карьера тогда?
MotoGP 2023: Red Bull KTM Factory Racing - презентация команды, фото и комментарии
MotoGP 2023: Red Bull KTM Factory Racing - презентация команды, фото и комментарии

Официальная презентация заводского гоночного проекта MotoGP Red Bull KTM Factory Racing образца 2023 года прошла в режиме он-лайн презентации и последовавшего за ней брифинга для журналистов через Microsoft Teams. Джек Миллер и Брад Биндер впервые предстали перед публикой в новых цветах: небольшое видео, детали и комментарии.
Кто есть кто в заводском проекте KTM Factory Racing MotoGP в 2023 году
Кто есть кто в заводском проекте KTM Factory Racing MotoGP в 2023 году

Кто стоит за спиной стремительного успеха KTM Factory Racing в MotoGP? Обычно, эти люди скрываются по ту сторону пит-волла и в недрах заводского бокса или моторхоумов. Однако, именно они остаются главной движущей силой проекта из Маттигхофена.
Все даты презентаций команд MotoGP 2023
Все даты презентаций команд MotoGP 2023

С Новым Годом! Сезон MotoGP 2023 официально объявляется открытым, и команды Королевского класса уже забронировали даты для своих презентаций, поскольку теперь организацией и координацией этих шоу также занимается Dorna Sports. Регулярно обновляется. Готовьте закладки!
Не MXGP: фильм «Мотокросс через всю жизнь» - где посмотреть в январе-феврале 2023
Не MXGP: фильм «Мотокросс через всю жизнь» - где посмотреть в январе-феврале 2023

Кинопрокатный тур российского фильма «Мотокросс через всю жизнь» продолжается! В январе показы пройдут в кинотеатрах сети «Формула Кино» Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Волгограда и Перми...
Истина MotoGP: Твой напарник - твой главный соперник! Баньяя назвал сценарий битвы 2023 года
Истина MotoGP: Твой напарник - твой главный соперник! Баньяя назвал сценарий битвы 2023 года

Франческо Баньяя признал, что ожидает интенсивную дуэль со своим новым партнером по Ducati Lenovo Team Энеа Бастианини: скорее всего, Энеа будет соперником №1. В заводской команде всегда идет борьба за лидерство - кому завод уделяет больше внимания и кому достанется более щедрый контракт на следующий период.
MotoGP: Даль′Инья - о Ducati Desmosedici GP23 и хорошо усвоенной ошибке прошлого сезона
MotoGP: Даль′Инья - о Ducati Desmosedici GP23 и хорошо усвоенной ошибке прошлого сезона

Босс Ducati Corse Луиджи Даль′Инья провел собственный брифинг с журналистами, на котором ответил на ряд интересующих всех вопросов. На часть из них уже дал ответ чемпион MotoGP Франческо Баньяя, но о технической стороне дела, а также о большой эволюции, а не революции в Desmosedici GP23, - об этом говорил Джиджи.
Проклятие первого номера: Франческо Баньяя возвращает №1 в MotoGP - впервые за десятилетие!
Проклятие первого номера: Франческо Баньяя возвращает №1 в MotoGP - впервые за десятилетие!

Среди мотогонщиков существует поверье, что наличие №1 на мотоцикле приводит к неудаче - мол, слишком большая ответственность и много давления. По этой причине (и по ряду других соображений) в последние 10 лет в MotoGP никто из чемпионов не решался взять себе заветную табличку.
MotoGP: Большой и откровенный разговор с Франческо Баньяей в Мадонне-ди-Компильо
MotoGP: Большой и откровенный разговор с Франческо Баньяей в Мадонне-ди-Компильо

Франческо Баньяя дал свое первое полноразмерное интервью в новом сезоне MotoGP 2023 года после презентации Ducati Lenovo Team в Трентино. Он знает свое слабое место и намерен измениться в новом году, поскольку ему придется носить гордую «1» на борту Desmosedici GP23, а это значит, что никакие оправданий не принимаются!
Чемпионы Ducati в MotoGP и World Superbike начнут сезон 2023 года под номером «1»
Чемпионы Ducati в MotoGP и World Superbike начнут сезон 2023 года под номером «1»

На презентации Ducati Corse в Мадонне-Ди-Компильо заводской гоночный проект итальянской компании официально подтвердил, что чемпионы MotoGP и World Superbike - Франческо Баньяя и Альваро Баутиста выйдут на старт в 2023 году под номером «1».
 


«Всегда надо всегда быть осторожным, когда приезжаешь на новую трассу, да и вообще, на любую трассу, где давно не было гонок. На предсезонных тестах традиционно много резины на асфальте, а по пятницам, особенно, на FP1, ее нет вовсе» - как-то прокомментировал Маркес.

Но затем пилоты Repsol столкнулись с похожими и на других треках.

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

И вот, паддок MotoGP вернулся в Сепанг впервые после тестов IRTA в начале 2022 года, где обновленный Honda RC213V блистал. И что? Маркес после гонки заявил, что ему очевидно не хватало скорости для борьбы с Ducati, но не только с ними, потому что даже Куартараро оказался впереди.

Что изменилось?


Маркес начал анализ: «Прежде всего, характер байка. Когда я впервые попробовал его [еще осенью 2021 года], ощущения были, что я пересел на байк другого производителя - это было что-то совершенно иное, новое. В этом году мне пришлось здорово поменять свой стиль, потому что я поначалу искренне полагал, что новый байк хуже старого. Но затем я убедился, что шасси 2022 года позволяет делать лучшее время круга».

Маркес отметил явный парадокс: «Я чувствую себя не так комфортно, хотя при этом еду быстрее. Вот, почему мы выбрали новое шасси [на тестах IRTA]»

«Нам нужно понять суть некоторых вещей. На Phillip Island я провел неплохую гонку, но байк слишком сильно трясло, кроме этого, были другие побочные эффекты, которые усложняли езду на нем. Тебе всегда хочется побольше крутящего момента и поворачиваемости, но ключевым моментом для нас всегда было понимание общей райдабельности мотоцикла. И сегодня RC213V ощущается, как тяжелый мотоцикл. И нам нужно понять, почему я стал ощущать избыточную инерцию, чтобы изменить это. Пока мы не знаем ответа на этот вопрос».

MotoGP-2022 - QatarGP - Гран-При Катара
MotoGP-2022 - QatarGP - Гран-При Катара
перейти в фотогалерею

Маркес также отметил, что команда поняла, почему пилотов Repsol Honda ждал относительный успех в Катаре, и почему на Гран-При Австралии Марк мог бороться за победу и завершил гонку на подиуме: на трассах с меньшим количеством поворотов и жестких зон торможения проблема с избыточной инерцией почти не ощущается, тогда как на треках типа Stop-n-Go ощущается слишком сильно.

«Сильнее всегда лично меня изматывали в этом году торможения в сильном наклоне. Чисто физически. Возможно, я уже восстановился полностью после операции. Но эти нюансы заставляли меня думать, что я еще слаб. Но похоже, это особенность конкретного мотоцикла».

MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
перейти в фотогалерею

Honda на пути к возвращению?


В HRC прислушались к Марку и встали на путь экспериментов, начиная с августа 2022 года. Первым, что мы увидели, стал радикальный отход от принципа «All-in-House-Made» (т.е. вся разработка, сборка и тестирование ведется внутри японского проекта, без привлечения сторонних разработчиков) и проба маятника немецкого тюнингового ателье Kalex, что озадачило и удивило наблюдателей. Также, в Honda сделали альтернативную версию аэродинамики. Поскольку Марк получил карт-бланш на испытательную работу в ходе этапов MotoGP 2022 года, он успел перепробовать все возможные комбинации и вот к какому выводу пришел:

Немецкий маятник Kalex на прототипе Honda RC213V на Гран-При Японии
Немецкий маятник Kalex на прототипе Honda RC213V на Гран-При Японии

«Сейчас у нас более-менее тот же байк, что и на тестах IRTA, а единственное отличие - в аэродинамике и маятнике. Но я не сказал бы, что новый маятник [Kalex] что-то значительно меняет: например, на FP1 в Таиланде мы сравнили его с карбоновым [от Honda], и на карбоне я проехал быстрейший круг. Это нас смутило. Возможно, дело не в маятнике».

MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
MotoGP-2022 - AustralianGP - Гран-При Австралии
перейти в фотогалерею

«Как я уже говорил, нам нужно добиться большей стабильности прототипа по ходу всего сезона, как удалось Ducati. Раньше, они были сильны на одних типах трасс и абсолютно бессильны на других. Но теперь понятия "неудобных" треков для них не существует. Нам нужно добиться того же».

Тесты IRTA после Гран-При Валенсии для HRC будут такими же знаковыми, как и для Yamaha, и начнутся они в пятницу, перед стартом этапа. Маркес продолжит эксперименты, поскольку результат гонки не повлияет на его позицию в чемпионате MotoGP. Но Honda привезет в Валенсию абсолютно новый RC213V модели 2023 года, который можно будет начать пробовать (по частям) уже по ходу уикенда.

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 октября 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2023 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2023 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2023

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message