МОТОГОНКИ.РУ, 3 июня 2021 - Реальных историй успеха, когда юный пилот без имени и истории пришел в Мото Гран-При с нуля и дослужился до Королевского класса - их совсем не так много. Мы знаем, каким путем попали в MotoGP такие гонщики, как Жоан Зарко, Лука Марини, Дани Педроса, Марк Маркес. Но также нам известны истории пяти австралийцев - Мика Дуэйна, Уйэна Гарднера, Джека Миллера и Реми Гарднера.
Последние наиболее интересны, поскольку демонстрируют грандиозную разницу между миром профессионального мотоспорта 80-х и 90-х, и сегодня - во второй декаде XXI века. Что Мик, что Уэйн - оба попали в MotoGP по случаю. Им невероятно повезло, что их талант был замечен в нужный момент. И каждый раз, это произошло без всякого предварительного планирования: в Европу Мик и Уэйн попали с парой грошей в кармане, и денег им хватило буквально только на билет на самолет. Но если в 80-х и 90-х перспективного гонщика можно было просто взять - и посадить на прототип, дать ему шанс в гонке, то сегодня это невозможно по целому ряду причин. Поэтому, путь в Большие Призы стал таким дорогим в наши дни. Выстроена целая индустрия производства будущих звезд, где каждая ступенька просчитана с точки зрения получения дохода с десятков претендентов: за все платит гонщик и его семья!
Сколько стоит входной билет в MotoGP?
Уэйн Гарднер рассказал, сколько вложил в своего сына Реми, чтобы тот получил шанс - добраться до высшей ступеньки развития, и сколько лет на это ушло. Для этого Уэйн продал свою собственность в Австралии и переехал с сыновьями - Лукой и Реми в Европу на ПМЖ. Т.е. первоначальные вложения в Реми оказались сразу высокими, но иначе не было никакого шанса. Чемпион мира 1987 года прикинул, что к тому моменту, как Реми получил свой первый профессиональный контракт с зарплатой в Moto2, он вложил в сына порядка 1.7 млн евро.
Джек Миллер приехал в Европу с пустым карманом и долгое время жил буквально на задворках гоночного трека в маленьком домике на колесах. У семьи Миллеров не было денег, чтобы обеспечить сыну необходимые условия, но помогли друзья-австралийцы, угнездившиеся в Европе, в частности, в Германии. Благодаря им, Джеку удалось сменить статус бомжа на более-менее приличный - и даже выиграть чемпионат IDM GP125! И все равно, единственными средствами для выступлений на международном уровне были деньги, которые присылал отец из Австралии. Джек подсчитал, что к тому моменту, как он получил первый контракт с зарплатой (в KTM Factory Racing в Moto3), семья и друзья вложили в него 1 млн. евро.
Итак, вопрос: сколько лет надо, чтобы окупить эти вложения и получить прибыль?
Расчет сложный, поскольку даже самый щедрый контракт с пилотом MotoGP - это не просто сумма, указанная в Appendix «a» договора. Это сумма, которая поступит на счет пилота до вычета налогов. Далее, затраты самого пилота на проживание, питание и тренировочный процесс ложатся исключительно на плечи пилота! И таких статей достаточно. Посчитаем?
Что-почем
Логистические расходы пилотов команды покрывают за свой счет. Это, наверное, самая высокая статья расходов. К счастью, это бремя на плечах пилота не лежит... только если он не путешествует за чемпионатом, например, на машине, как делают Джек Миллер и Жоан Зарко! Но тут... только стоимость бензина, поскольку автомобили, которые используют пилоты Ducati, выдаются им в длительное пользование партнером завода - Audi, так что пилоты Ducati по контракту обеспечены колесами на весь сезон и могут не париться по этому поводу.
Прежде всего, если гонщик проживает в Европе, он будет платить европейский налог на доходы физлиц, который составляет 30-35% в зависимости от суммы годового дохода (прогрессивная шкала). В Германии эта шкала доходит до 45%, а суммы пилотов MotoGP значительно превышают среднестатистические зарплаты граждан, так что они платят по полной программе. Почему многие живут в Андорре? К уходом от налогов это никак не связано, потому что они будут теми же, что и в Испании с Италией - 35%. Это связано с тем, что в Андорре лучше условия для подготовки спортсменов: экология, возможность тренировать выносливость на высокогорье, гораздо меньше плотность населения, больше уединенность и так далее. Примерно, как в Монако, но гораздо дешевле в целом.
Второй постоянный расход - это аренда недвижимости для проживания или ее покупка в ипотеку или в кредит. Например, Жоан Зарко с первого крупного гонорара (при заключении контракта с KTM) первым делом взял ипотеку на собственный дом. Сам гонорар ушел в оплату первоначального взноса. Так что практически все деньги, которые француз получил от Маттигхофена за провальный сезон 2019 года, он потратил без остатка. Стоимость долгосрочной аренды квартиры в Барселоне (и других городах Испании) обойдется от 1000 до 2500 евро в месяц, то есть более 25000 евро в год. Проживание в собственном коттедже в Андорре, Франции или Испании - от 1500 до 6500 евро в месяц, а полноценный семейный дом с гаражом и несколькими спальнями - это уже 6000-12000 евро в месяц. Поэтому, покупка своего собственного дома становится актуальной в долгосрочной перспективе.
Третий постоянный расход - необходимость поддержания своей физической формы 12 месяцев в году. На самом деле, это колоссальные расходы. Помимо необходимости заниматься в лучших залах, есть необходимость оплачивать услуги персонального фитнес-тренера, а также физиотерапевта. Эти расходы можно усреднить до 5000 евро ежемесячно.
Медицинские услуги покрываются страховкой, которая входит в контракт с командой, но экстренные (но не обязательные) операции, которые мотогонщики могут делать по ходу сезона (например, коррекция предплечья для устранения последствий карпального синдрома), они делают за свой счет. Такая операция в Европе стоит порядка 3500-4000 евро. К счастью, это редкий случай.
Наконец, штрафные санкции за порчу имущества команды. Да, каждое падение пилотов из не заводских команд покрывается за счет самого гонщика. Не всякое падение является таковым, но серьезные расколбасы, когда ущерб достигает несколько десятков тысяч евро, запросто может быть покрыт, в том числе, из гонорара гонщика. Это незапланированные расходы на 50000-150000 евро за сезон.
Большинство пилотов MotoGP также содержат персонального помощника (из своего бюджета), который не только следит за программой и графиком, вовремя подносит пилоту бутылочку с изотоническим напитком, но и ведет за него страницы в социальных сетях. Это дополнительные траты от 1500 до 2500 евро ежемесячно.
Итого, даже на первый взгляд, затраты не такие уж и большие. Но в сумме получается «прожиточный минимум» не менее 100-110 тыс. евро чистых расходов, просто чтобы держать себя в форме и качественно восстанавливаться между этапами. Это минимум, на самом деле, бюджет пилота MotoGP в Европе - запросто может достигать и 250 тыс. евро в сезон, в зависимости от аппетитов и запланированной программы. Для пилотов, которые выступают за частные команды, то есть сами платят за свои выступления, к этим 250 тысячам надо прибавить еще столько же в качестве оплаты Racing Services команды (аренду и обслуживание мотоцикла).
Сколько может заработать пилот MotoGP из ТОП-10?
Первые контракты, которые получают пилоты по приглашению команды (с официальной зарплатой, когда за эту работу пилоту платит команда или завод), начинается от 500 тыс.евро - это для новобранцев. Средний гонорар на сезон в 2019-20 годах у пилотов второго эшелона, таких как Мигель Оливера, Франко Морбиделли, Джек Миллер и Такааки Накагами составлял плюс-минус 615000 евро.
Что означает эта сумма? Это около 400000 евро после уплаты налогов (35%), далее, вычитаем из оставшегося «прожиточный минимум» - те самые 100-110000 евро и получаем некий сухой остаток на счету пилота: "чистая" зарплата мотогонщика MotoGP из ТОП-10 оценивается примерно в 285-290000 евро в год или 24000 евро/месяц.
Но есть еще один нюанс
Без пробивного агента ни один даже самый успешный гонщик не сможет обеспечить себе хорошую карьеру в MotoGP. Таких менеджеров не так много, и все они хорошо известны, поскольку обслуживают одновременно от трех по пяти райдеров - и не бедствуют!!!
А теперь главный вопрос: какой процент с гонорара мотогонщика получает его менеджер? Сколько из этих 24000 евро остаются в кармане у пилота, и сколько по контракту получает его агент?
Это вопрос, который является самой большой загадкой, поскольку относится к коммерческой тайне, на раскрытие которой не пойдет ни один гонщик под угрозой санкций из того же контракта со своим агентом. Можно только догадываться, что речь идет о сумме не менее 20% "грязного" заработка спортсмена, но куда вероятнее более реалистичное соотношение 30% к 70%, если не 40% к 60% в первые годы сотрудничества.
Сколько лет нужно работать Миллеру и Гарднеру, чтобы окупить затраты своей семьи?
Джек Миллер выступает в MotoGP «не за свои» с 2016 года. Но работая в LCR Honda, а затем в Marc VDS Racing, Джек получал еще меньше, чем когда перешел в Pramac Ducati. Можно с определенной степенью уверенности сказать, что Миллер заработал за первые три сезона с Honda порядка 500000 евро. Они позволили ему прикупить себе небольшой домик в Андорре и переехать туда на ПМЖ. Только затем, получив контракт напрямую от Ducati, он, наконец, смог вывести свой баланс к нулю в 2019 году. Таким образом, с 2020 года Джек впервые начал зарабатывать деньги «в плюс».
Для Реми Гарднера, только что получившего свой первый контракт в MotoGP от Tech 3 и KTM Factory Racing, это еще только цель.
Потратив 1.7 млн евро, семья Гарднеров сможет окупить свои вложения не ранее, чем через 5 лет успешных выступлений Реми в Королевском классе. Кое-что Гарднер-младший уже заработал, представляя KTM Factory Racing в Moto2. Но не стоит забывать, что финансовая политика KTM состоит в том, чтобы не переплачивать за большие имена, а взращивать своих собственных гонщиков, вкладывая свои средства в их опыт. Это значит, что первый контракт, который получил Реми Гарднер в MotoGP, принесет ему скромный по меркам чемпионата доход - может быть, те же 150-200000 евро после уплаты налогов. Ему придется хорошо сражаться, чтобы сохранить место в Tech 3, а затем, может быть, перейти в заводской гараж на место Оливеры (ведь контракт с Биндером уже подписан до 2024 года). Возможно, Гарднер получит более щедрое предложение от конкурентов KTM и предпочтет уйти в другую команду, как делали многие его предшественники. В данном случае, все будет зависит от решения семьи и рекомендаций менеджера, который тоже хочет заработать на этом - и заработает, вероятно, даже больше, чем сам гонщик!
P.S. Да, здесь все сложно и «золотого дна» в MotoGP смогли достичь лишь немногие. Из шести десятков пилотов Moto3 и Moto2 в MotoGP в течение следующих 5 лет попадут только 8-10 человек. Остальные никогда не окупят свои вложения в этот спорт и будут вынуждены покинуть сцену с пустыми карманами. Еще несколько десятков юношей стоят в очереди, чтобы пополнить их ряды - это воспитанники многочисленных «юниорских кубков», таких как ATC, NTC, CEV Moto, Red Bull Rookies Cup и так далее. Всем им предстоит найти 250000 евро, чтобы купить себе место в своей первой команде Moto3, а затем еще столько же, чтобы сохранить его на следующий год.
Теперь живите с этим знанием...