МОТОГОНКИ.РУ, 20 ноября 2009 - 990-кубовые 4-тактные моторы заменили 500-кубовые 2-тактники в 2002 году, правда, их история была недолгой: всего через 4 сезона на смену им пришли 800-кубовые движки. Сделано это было ради "снижения мощностей и скоростей", согласно стратегии FIM. Но, как выяснилось, медленней мотоциклы из Гран-При ездить от этого не стали. Зато стали чаще ломаться.
Решение перейти на меньшую кубатуру не приветствовалось ни в паддоках Больших Призов, ни среди производителей. Такие люди, как 9-кратный чемпион мира Валентино Росси и долгоиграющий менеджер заводской команды Ducati MotoGP Ливио Суппо единогласно назвали идею "кастрации" двигателей "величайшей ошибкой MotoGP за последние 15 лет".
Гонщики с радостью вспоминают годы, когда им приходилось обуздывать литровые спортбайки - с дымом из-под колес, мощными пауэр-слайдами, управляемыми заносами и минимумом контролирующей электроники. Именно электронику многие называют "убийцей MotoGP" как спорта людей, а не машин. Собственно, сегодня, многие новички успешно справляются с заряженными высокотехнологичными 800-кубовыми болидами - стоит только переключить нужный тумблер, как мотоцикл перестает вставать в свечу или делать стоппи, блокировать заднее колесо и делать многое, чего бы никогда не сделал опытный пилот. Тогда, в те "золотые" четыре года, на подиуме чаще появлялись пилоты частных команд, у которых не было доступа к последним новинкам электронной промышленности. Где они сейчас?
Количество гонщиков уменьшается, команды не могут позволить себе купить новые дорогостоящие мотоциклы, двигатели и так далее. А когда они были дешевле? Никогда! Но, в 2003 они были гораздо доступней.
По сообществу поползли слухи, что по окончании 5-летнего соглашения на поставки 800-кубовых двигателей для MotoGP (этот момент настанет в 2011 году), заводы с удовольствием вернулись бы к производству 990-кубовых. Уже в 2010 году на свет могут появиться 1000-кубовые "мутанты" на базе серийных заводских моторов, и это скорее всего станет переходом к "старым добрым" гранприйным "литрам".
Первым, кто дал комментарий на эту тему, стал пилот заводской команды Repsol Honda Дани Педроса: "2006 год стал первым в моей гранприйной карьере, он же оказался последним в жизни 990-кубовых мотоциклов. Те байки были совершенно другими, чем мы пилотируем сейчас. Это правда: они были гораздо прикольней, насколько мне говорит мой опыт. Было интересней ездить на них. Сейчас, когда множество электронных настроек мешает тебе совершать глупости, ты не можешь по-настоящему контролировать свой мотоцикл. Все зависит от того, хорошо ли тебе его "прокачали" перед стартом. Было бы классно, чтобы 990 вернулись! Я - за!"
Ассоциация производителей, MSMA изучает пути внедрения литровых мотоциклов в чемпионат мира, так, чтобы это не пересекалось с другим чемпионатом мира - World Superbike. Первые новости о том, что это возможно, мы узнали еще в мае 2009, когда Dorna выступила с инициативой о введении "параллельного" класса и зачета чемпионата среди 1000-кубовых мотоциклов.