МОТОГОНКИ.РУ, 15 декабря 2021 - Но на #ItalianGP произошел и другой важный разворот в истории борьбы за титул #MotoGP.
Autodromo Internazionale del Mugello
Ducati и Yamaha на пути к самоопределению
Победа в Ле-Мане помогла Джеку Миллеру сохранить место в заводской команде: непосредственно перед Муджелло Ducati Corse объявила о продлении контракта с ним на 2022 год. Джеку дали понять, что ему не надо думать о будущем, а следует вплотную заняться работой - борьбой за титул в MotoGP. Это продление также стало сигналом для Жоана Зарко: француз думал, что ему удастся запрыгнуть на место Миллера в Ducati Lenovo Team, но продвижения он не получил.
Джек Миллер и Жоан Зарко получили предложения, от которых не отказываются
Критическим положение Зарко назвать тоже сложно: он оказался на подиуме в 3 из 5 первых гонок сезон, показав результат лучше, чем Баньяя. Говорить о расставании Ducati с Зарко было, как минимум, преждевременно - ему предложили остаться в Pramac еще на год, и Жоан согласился. Все эти маневры Ducati Corse говорили именно о том, что у Даль′Иньи и Чьабатти даже после Гран-При Франции не было четкого понимания - кто из тройки топовых пилотов готов к битве за титул. Это должно было определиться именно на Гран-При Италии.
Валентино Росси оказался на 21 позиции после FP3
Перед Валентино Росси тоже стоял серьезный выбор. Все ждали, что свой анонс по поводу будущего в MotoGP он сделает именно в Муджелло. Но Росси к тому моменту еще не определился: он всерьез вел переговоры с Petronas и Yamaha о возможном продлении отношений; также, у Росси появился новый шанс - перезапустить свою команду VR46 Racing Team во всех классах в сотрудничестве с саудовцами. Слишком много вопросов предстояло решить для самого себя, прежде чем давать ответы. Ну, и конечно, результаты Гран-При Италии - они должны были натолкнуть Валентино на эти ответы. К сожалению, он получил их, оказавшись на 21-й позиции после FP3...
Франко Морбиделли, порвавший связки колена во Франции, прибыл в Муджелло в ослабленном состоянии. Травма мешала ему работать. Он прошел обследование, врачи рекомендовали ему пойти на операцию, восстановление после которой могло бы занять до 2-х месяцев. Морбиделли, один из трех результативных гонщиков Yamaha, по сути выбыл из схватки за призы - и очки в Кубок конструкторов.
В Муджелло на мотоцикле Маверика Виньялеса появилось имя его дочери - Нины
Но куда важнее для Yamaha и всего чемпионата было событие, случившееся практически сразу после Гран-При Франции - рождение дочери у Маверика Виньялеса. Это произвело на гонщика такое впечатление, что он целиком переключил свое сознание на семью, отдалившись от чемпионата. В Италию Маверик прибыл счастливым отцом, однако, не слишком сконцентрированным на работе. Уикенд в Муджелло стал одной из определяющих точек в карьере Виньялеса и поставил точку в большой совместной работе, которую они сделали с Yamaha с 2017 года. После Муджелло у заводского проекта в действительности остался только один результативный гонщик - Куартараро.
Переменчивая погода не мешает новым рекордам
В субботу в Муджелло сложилась очень сложная обстановка, когда дождь и солнце сменяли друг друга в разгар дня. Но утро выдалось сухим. После FP2 многие топовые пилоты не попали в Q2, так что на FP3, глядя на прогноз погоды, они рванули вперед с удвоенной силой.
Брад Биндер разогнал KTM RC16 до 362.4 км/ч в Муджелло
Брад Биндер на заводском KTM RC16 прошел в ТОП-3 объединенного протокола перед квалификацией, заодно, установив новый абсолютный рекорд скорости MotoGP - 362.4 км/ч в знаменитой скоростной ловушке Autodromo Internazionale del Mugello.
Но больше всех продвинулся вперед Пекко Баньяя, которому удалось сместить Фабио Куартараро на 2-ю строчку по итогам свободных практик. Пилоты Yamaha испытывали колоссальную нехватку скорости на прямых: она доходила до 20 км/ч. Куартараро и Виньялес могли бороться с соперниками, опережая Ducati и Suzuki в скоростных дугах и выискивая другие возможности, но настроения им это не добавляло.
Черная квалификация
Квалификации Гран-При Италии прошли напряженно. Смена состояния асфальта не способствовала стабильности в целом. Перед FP4 MotoGP состоялась квала Moto3, остановленная красными флагами после страшной массовой аварии, в результате которой на скорой в больницу уехали сразу три гонщика. Все видели повторы аварии по MotoGP TV и медиков, склонившихся над упавшими пилотами, и вся эта задержка - всё это накалило атмосферу в паддоке.
Старт квалификации Гран-При Италии
Хотя асфальт успел высохнуть после предыдущего ливня, над трассой висела огромная черная туча. Установка быстрых кругов была делом случая. Начав уикенд явным лидером, на асфальте, который быстро менял свои свойства, Маверик Виньялес приуныл. Он оказался среди тех, кто не попал в Q2 с первой попытки и не смог выйти в квалификацию через Q1. Эта сессия породила один из странных скандалов, ведущую роль в котором сыграл Марк Маркес.
Маркес преследует Виньялеса на Q1 в Муджелло
Маркес тоже оказался в Q1 и использовал все возможности и техники, чтобы совершить рывок вперед. Одной из техник, которую он использовал, был слипстрим. Для того, чтобы воспользоваться им, Маркесу нужно было зацепиться за самого быстрого пилота сессии и под конец круга использовать его для разгона на прямой. Так он действовал на FP3, никто не жаловался. Перед Q1, изучив статистику, Маркес сделал вывод, что быстрейшим будет именно Виньялес. И он был таковым до определенного момента, после которого всё пошло не так...
По одной из версий, Виньялес нарочно сбросил темп в решающий момент Q1, чтобы Марк Маркес не смог использовать его слипстрим. А второй попытки у Виньялеса просто не оказалось - и это было фиаско!
Марк Маркес прессует Виньялеса на квалификации Q1 в Муджелло
По другой, Виньялес не выдержал давления, которое на него оказал Марк, и допустил две большие ошибки, которые сломали ему темп и убили настроение бороться.
Что же делал Маркес на самом деле? Марк еще перед началом Гран-При Италии сказал, что ему не хватает сил для 100% борьбы. И он намекнул, что «будет делать всё, что в его силах». Он использовал для своих целей не только Виньялеса, но и других пилотов MotoGP. Но в случае с Виньялесом оказался слишком настойчив, и Маверика это смутило. Настроенный слишком эмоционально Виньялес просто психанул. В конце дня Маркес все же пошел в бокс Yamaha и поговорил с Мавериком, принес ему свои извинения.
Маверик Виньялес приуныл
Команда обратилась к Дирекции с просьбой рассмотреть поведение Маркеса повнимательней, Стюарды отказали - Маркес не делал ничего противозаконного. Хотя Мерегалли совершил официальный визит в Дирекцию, Виньялес был расстроен и ему казалось, что команда не хочет нагнетать ситуацию: ведь Куартараро уже был на поул-позиции, всё внимание Yamaha Racing было сосредоточено на нем. В конце концов, для СМИ Виньялес сделал заявление о том, что не прошел в Q2 «просто потому, что не был достаточно быстрым». И все же, после этого Виньялес заговорил о нехватке внимания к своей персоне со стороны инженерного состава завода. А в Yamaha решили, что немаловажную роль в этих настроениях играет шеф команды. В общем, процесс разрушения отношений между пилотом и командой, был запущен.
Тройка лидеров квалификации Гран-При Италии
Куартараро и Баньяя вновь встретились за заглавной линии решетки, компанию им после Q2 составил Жоан Зарко.
Трагедия, которой не ждали от Муджелло
Гоночный день Гран-При Италии начался непоправимой бедой: в результате аварии на квалификации Moto3 критические для здоровья травмы получил Джейсон Дюпаскье. Он был переведен в реанимацию, где на утро воскресенья скончался. Dorna Sports до последнего пыталась оттянуть печальный анонс, но информация из госпиталя просочилась в СМИ, и скрыть факт не удалось.
Минута молчания в память о Джейсоне Дюпаскье перед Гран-При Италии MotoGP
Гонщики Королевского класса признали, что с трудом заставили себя выйти на старт после того, как узнали правду. Довольно тяжелым испытанием для них стала официальная минута молчания перед стартом Гран-При Италии. Но это была такая работа, и ее следовало выполнить до конца. Естественно, что плохое настроение сказалось на итогах сражения.
Ducati неожиданно проваливает домашний этап
Выбор покрышек делали на решетке. Выгодным в Michelin объявили набор Medium-Medium. Пилоты Honda, кроме Марка Маркеса, попросили поставить задние Soft. Маркес-старший сделал самый неожиданный выбор в пользу Hard/Medium. Проверить свою ставку Марк не смог: в самом начале гонки он не поделил траекторию с Брадом Биндером и вылетел с трека.
Бастианини врезался в Зарко в конце прогревочного круга
Главный заезд дня начался инцидентом, который испортил гонку сразу двум Ducati: Энеа Бастианини врезался в Жоана Зарко в конце прогревочного круга, повредив мотоцикл француза. И хотя на старте Баньяя и Зарко вместе с Куартараро составили уверенную тройку лидеров, на подиуме не оказалось ни одного Ducati.
Старт Гран-При Италии MotoGP 2021
В Муджелло героем дня мог и должен был стать Франческо Баньяя. Баньяя вышел в лидеры и намеревался сдерживал Куартараро, но на 2-м круге подскользнулся при входе в Arrabiata. В конце дня, Баньяя признался, что никак не мог выбросить из головы мысли о Дюпаскье и вчерашней аварии на Moto3, это не позволяло ему сконцентрироваться на главном.
Зарко по ходу гонки начал испытывать трудности со стабильностью на торможении из-за повреждения «черного ящика» и потерял 3 позиции.
Фабио Картараро чисто выиграл Гран-При Италии
Стратегией Фабио и его команды было - вырваться в лидеры и уйти в точку от греха подальше. Хотя Фабио тоже был не в духе, ему удалось собрать волю в кулак и реализовать план Yamaha. После, уже никто не мог помешать французу выиграть Гран-При Италии!
Вторым, в 3 секундах позади финишировал Мигель Оливера на KTM. После установки Биндером нового рекорда скорости, Оливере удалось выжать из RC16 все соки для атак на Ducati - его пиковая скорость в гонке достигла 360 км/ч. Зарко стал терять позиции незадолго до финиша: Оливера прошел его без особого риска, а на последних минутах обгон в конце главной прямой совершил и Жоан Мир, чтобы финишировать на подиуме. Алекс Ринс имел неплохие шансы на ТОП-3, но вторую гонку подряд завершил сходом. Брад Биндер догнал Зарко и создал серьезное давление на француза, но пройти Жоана не успел и замкнул ТОП-5.
Лидеры Гран-При Италии общаются с Кармело Эспелетой
Куартараро закрепился в лидерах чемпионата, оторвавшись от пилотов Ducati сразу на 26 очков. Баньяя уступил 2-е место Зарко, а ТОП-4 замыкал Джек Миллер.
Внешне, ситуация выглядела неплохо для Ducati, но план по захвату титула в личном зачете начал сыпался из-за отсутствия единого претендента. Плюс, после победы Куартараро Yamaha вновь вернула себе лидерство в Кубке производителей.
Смена стратегии Ducati
Гран-При Италии демонстрировало, как будет складываться борьба в 2021 году: Красная Армия должна была бы доминировать в чемпионате, но при наличии у Yamaha Куартараро, штамповавшего стабильный результат каждый уикенд, и при отсутствии у него проблем со здоровьем, пилоты Ducati просто обкрадывали друг друга. Минимальные проблемы у Фабио со стабильностью тут же изменили бы ход чемпионата, но законными методами повлиять на это Ducati никак не могли. Нужна была иная стратегия.
По плану Даль′Иньи, если один пилот выбывал из борьбы за победу, другой Ducati должен был подхватывать инициативу. Для борьбы за Кубок конструкторов это была идеальная схема, и она в конце концов сработала. Проблема состояла в том, что чемпионом MotoGP должен был стать только один, тогда как завод мотивировал на борьбу сразу трех разных гонщиков. И вот это казалось ошибкой. Баньяя уже показал, что способен бороться за победу в гонках, ему просто не хватало удачи и чуть-чуть большего внимания со стороны коллектива для предотвращения персональных ошибок, связанных с отсутствием опыта. И Даль'Инья согласился «назначить» лидера, а остальных немного переориентировать. Продление контрактов произошло своевременно: Миллеру и Зарко предстояло стать «частью корабля».