МОТОГОНКИ.РУ, 11 апреля 2024 - Так, что же - Хорхе Мартин и Pramac не уникальны? И не так криворуки, как порой хотели бы выставить своих партнеров в Борго-Панигале?!
Колумнист МОТОГОНКИ.РУ, журналист-фрилансер Мэт Оксли в который раз пытается докопаться до сути вещей, и иногда ему открываются сокровенные тайны. То, о чем негоже говорить Пекко Баньяе и Энеа Бастианини, Мартин заявил еще в начале марта. Тогда это восприняли как попытку оправдаться: мол, знаем мы, как осенью механики намутили с настройками шасси Desmosedici GP23 в Катаре, а затем на квалификации в Валенсии - всё то вы врете!
Но нет, проблема существует, она актуальна и возникла у всех пилотов Ducati с заводскими контрактами - у всех, у кого есть GP24. И проблему пока не удалось устранить полностью, согласно информации, полученной от инженеров по подвеске. Потому что они пока не нашли связи между всеми элементами паззла.
Побочные эффекты прижимного усилия
Вот, что сказал Хорхе Мартин после тестов в Лусаиле и затем дополнил в начале уикенда Гран-При Катара MotoGP 2024 года:
«У нас сильный чаттеринг на входе в повороты, также в середине дуги и затем, когда я открываю газ. Худшая ситуация именно на входе, потому что эти вибрации просто парализуют тебя - ты ничего не можешь сделать! Чтобы избавиться от чаттеринга, можно сделать только одно - поднять байк и проехать поворот по прямой» - говорил Хорхе Мартин в Катаре.
А после спринтовой гонки в Катаре он добавил: «Проблема в Портимао возникла вновь и усиливалась каждый раз, когда мы переходили на Soft. Весь уикенд я страдал из-за массивных вибраций на заднем колесе. Поскольку у нас большая нагрузка приходится именно на заднее колесо, то с каждым новым кругом чаттеринг становится сильнее. Начиная с Катара, и теперь, в Португалии мы пытаемся бороться с этим. Нам срочно нужно решить проблему. Иначе, мы будем испытывать ее весь сезон. Другие заводы не страдают от этого, и потому, мы не можем понять причины».
«Чаттеринг по ощущениям, это как если бы вы ехали по стиральной доске»
Пекко Баньяя был вынужден признать, что уже в Катаре у него тоже начался нестерпимый чаттеринг: «После 3-4 кругов [спринтовой гонки в Катаре] на заднем колесе начались эти вибрации. И сегодня, [речь шла о спринте в Портимао] опять повторилась эта ситуация. Мы не ожидали этого! Но с более мягкими шинами это, похоже, становится проблемой».
Баньяя не комментировал причины своего замедления во второй половине Гран-При Португалии, когда его прошли Педро Акоста и Марк Маркес. Но очевидно, что Баньяя физически не мог держать прежний темп из-за чаттеринга. Замедление перед Т5, где его обогнали - того же поля ягода. Мартин после финиша признал, что едва доехал до финиша из-за этих вибраций - держался до конца из последних сил, так что у него даже зуд в руках появился.
Очевидно, что избыточный держак, который инженеры Ducati обеспечили своим пилотам с помощью новых гаджетов и аэродинамики, теперь играет против них самих
Избыточный держак - это палка о двух концах. С одной стороны, да, отсутствует просказывание заднего колеса, а трекшн (т.е. передача крутящего момента асфальту) такой высокий, что мотоцикл едет, буквально как по рельсам - это помогает сберечь покрышку на несколько кругов дольше, обеспечивает более высокую скорость, лучшую динамику на выходе из поворотов... и так далее. С другой стороны, вероятность допуска критической ошибки для пилота Ducati теперь в разы выше, чем у Honda и Yamaha, которые борются со скольжением заднего колеса всеми известными способами.
Чаттеринг - следствие нарушения баланса шасси при избытке держака, когда любое минимальное отклонение от идеальной настройки вылезает и становится слишком явным.
Образуется заколдованный круг: больше держака дает гонщиками возможность ехать быстрее, но чаттеринг их замедляет и сводит на нет усилия инженеров, потому что задняя покрышка буквально отскакивает от асфальта вместо того, чтобы где-то «отработать мягко» - то есть, проскользнуть.
Что такое чаттеринг?
Объясняет шеф гоночного департамента Öhlins MotoGP Мэтс Ларссон: «Чаттеринг по ощущениям, это как если бы вы ехали по стиральной доске. Это бывает из-за того, что колесо пытается зацепиться за покрытие, но это сцепление происходит слишком жестко, без проскальзывания, и вызывает отскок покрышки в диапазоне всего на 3-6 мм от асфальта, и нерегулярно».
Мэтс Ларссон, глава гоночного подразделения Ohlins MotoGP
«Покрышки и колесные диски сами по себе имеют определенный запас демпфирующих свойств - т.е. могут "играть" на неровностях. Естественная частота подобных колебаний на переднем колесе составляет 17-19 Гц (или 17-19 колебаний в секунду). Когда эта "игра" происходит постоянно и естественно, вы ее не чувствуете, потому что такая работа колеса является для пилота нормальной - и игнорируется».
«Но когда это происходит непостоянно или колебания усиливаются, вы начинаете чувствовать дисбаланс, беспокоящие вибрации - что-то работает не так. Причем, вибрации могут возникать в разное время, в разных местах, в разных поворотах или даже при каком-то конкретном наклоне мотоцикла. Иными словами, построить систему - что именно приводит к этому, почти невозможно».
Конечно же, в Öhlins в курсе проблемы с самого первого дня и работают над поиском решения. Дело не в новых Michelin, хотя ясно, что чем больше зацепа обеспечивает компаунд, тем сильнее чаттеринг. Даже с Medium у Мартина чаттеринг возникает при определенных условиях.
И ясно, что у пилотов, получивших в свое распоряжение Ducati GP23 нет этой проблемы. Марк Маркес, его брат Алекс, Беццекки и Диджианантонио никогда не упоминали о чаттеринге за последние пару месяцев. Пилоты Honda, Yamaha и KTM вскользь упоминали, что проблема возникала с новыми компаундами Michelin, но была быстро устранена путем перенастройки сетапов.
Но у заводских Ducati, как минимум, тройки быстрейших (Морбиделли пока только учится пользоваться GP24 из-за пропуска предсезонки) чаттеринг стал ключевой проблемой, которая волнует их с начала марта 2024 года.
Как можно устранить чаттеринг?
По иронии судьбы, именно борьбой с чаттерингом было обусловлено внедрение в дизайн Ducati Desmosedici в 2017 году "салатной коробки" - демпфера масс, установленного в самой верхней точке шасси, под "хвостом" мотоцикла. Суть демпфера масс - в создании противодействующей силы (за счет большого постоянно вращающегося маховика), которая создает постоянную статическую нагрузку на заднюю часть прототипа MotoGP.
Ducati Desmosedici GP18 и новый гаджет - коробочка для салата - демпфер масс
Но в 2024 году это устройство вообще никак не влияет на ситуацию, из-за чего возникает новый вопрос: а как с этим бороться?
Чаттеринг был проблемой для гонщиков и их команд последние три десятилетия, как только гоночные мотоциклы (не только прототипы, но и супербайки) обрели современный дизайн шасси, высокопроизводительные покрышки и точнейшие подвески. Некоторые инженерные инновации резко усиливали негативный эффект и приводили к возникновению чаттеринга. Затем проблему решали, конечно же, благодаря чему индустрия совершала новый рывок вперед.
Кейси Стоунер против Хорхе Лоренцо, MotoGP 2012
Например, хорошо известен эпизод из MotoGP 2012 года, когда Bridgestone представила новую переднюю покрышку, что резко изменило расклад сил в схватке Кейси Стоунера (Repsol Honda) и Хорхе Лоренцо (Yamaha Racing) на новых 1000-кубовых прототипах. Лоренцо новая покрышка "зашла" сразу же, и он смог ехать гораздо быстрее. Стоунер же проклял новую цепкую резину, из-за которой его традиционный стиль перестал работать - на front-end появлялся жутчайший чаттеринг, к которому австралиец не мог привыкнуть несколько месяцев.
В большинстве случаев, чаттеринг "убивал" переднюю покрышку Стоунера, из-за чего он терял скорость. Босс HRC Сухей Накамото коротко прокомментировал ту ситуацию: «Новая покрышка просто уничтожает нас!»
Кейси Стоунер, Repsol Honda, MotoGP 2012
Инженеры Honda пытались создать миниатюрный гаджет, навешиваемый на маятник прототипа RC213V. Суть его была такой же, как у демпфера масс Ducati, но точка применения усилия и габариты были выбраны некорректно, и это мало помогло. Решением проблемы стал... уход Стоунера в конце 2012 года и приход Марка Маркеса, который водил RC213V совершенно иным образом и никогда не сталкивался с подобными проблемами.
Инженерное решение
В случае с Ducati, решение может быть инженерным.
Принципиальная схема демпфера масс на Ducati Desmosedici
Чаттеринг возникает из-за микроскопического дисбаланса в шасси. К нему может привести даже минимальное отклонение от "идеального сетапа", связанное с поднятием или опусканием вилки в траверсах, даже на 1-2 мм; изменении позиции маятника в эксцентрике (после правки геометрии); в не совсем корректном подборе пружин вилки или амортизатора... и еще 100500 параметров.
Мэтс Ларссон разводит руками: непосредственно от работы подвесочника это уже зависит в меньшей степени, поскольку появились такие нюансы, как воздействие на уровень держака аэродинамики и гаджетов.
Даже дизайн двигателя способен влиять на чаттеринг. В 2020 году Романо Альбезиано представил Aprilia RS-GP с совершенно новым двигателем V4, который получил угол наклона ровно 90 градусов. Позже, он признал это ошибочным решением, поскольку этот двигатель генерировал массу вибраций и сделал RS-GP очень нервным, чаттеринг был самой малой из проблем команды.
Демпфер масс у Ducati работает и действительно может влиять на чаттеринг. Команда Энеа Бастианини нашла настройки, которые минимизируют негативное воздействие вибраций. Остальные - Баньяя и Мартин - нет.
Мэтс Ларссон знает, как устроен демпфер масс и как с его помощью можно уменьшать колебания в шасси, но количество итераций для поиска решения проблемы каждый раз возрастает: «Команды [Ducati] постоянно приходят к нам и просят: сделайте новую настройку демпфера, чтобы он поглощал чаттеринг. Мы делаем. Они меняют какие-то настройки в подвеске, появляется чаттеринг, мы настраиваем демпфер, чаттеринг пропадает, затем пилоту что-то не нравится, они возвращают настройку назад, - и чаттеринг возвращается. Изменение геометрии байка чаще всего влияет на это. Любая мелочь в настройке может сказаться, даже настройки электроники. Например, каким именно образом происходит торможение двигателем, и как и при этом нагружается заднее колесо».
Момент, который делает сильнейших пилотов великими
Есть только один - действительно, решающий - момент: только пилот в состоянии приспособить свой стиль пилотирования, чтобы избежать чаттеринга (и вообще, почти всех проблем с мотоциклом).
За счет более глубокого наклона прототипа в повороте, физической смены развесовки (как работает Фабио Куартараро), игрой тормозов и газа... Иными словами, только гонщик может в полной мере прочувствовать момент, когда возникает чаттеринг, чтобы придумать, как этого избежать. Либо он должен быть таким же гением коммуникации, каким был Валентино Росси, чтобы донести до инженеров самую суть своих ощущений.
Пекко является наследником Росси в ряде моментов. Сможет ли он достичь того же уровня в коммуникации с инженерами Ducati, как его учитель? Гран-При Америк может стать важным событием, где произойдет прорыв в решении проблемы чаттеринга... или она только усугубится, учитывая особенности Circuit of the Americas.