МОТОГОНКИ.РУ, 11 января 2011 - Не трудно представить, что производство телевизионной программы для мирового рынка, а тем более такого события, как MotoGP - нетривиальная задача. И никто лучше директора дорновского департамента по освещению чемпионата не сможет рассказать, как же Dorna Sports TV Production с этим справляется.
Сержи - человек очень приветливый и открытый, даже в момент подготовки к финальному раунду чемпионата мира 2010 года в Валенсии. Логистика презентации мирового спортивного шедевра выверена, словно швейцарский часы. Мобильная телестудия следует за передвижным цирком MotoGP по всему миру и еще ни разу не давала сбоев. Когда узнаешь, сколько всего здесь собрано - мозг просто взрывается! Но за несколько лет технология прошла шлифовку. Всего в процессе обеспечения, сбора информации, подготовки и вывода ее в эфир занято 120 человек. Они обеспечивают самое высокое качество спортивного продукта в мире.
"Надо отметить, что в это число не входят сотрудники эфирных компаний по всему миру, которые готовят свою часть программы - комментарии, эфир! - уточняет Сержи. - 120 человек - это режиссеры, технический персонал, операторы, журналисты... все, кто готовит материал и облекает его в форму передачи. Все они - сотрудники Dorna, которая и делает MotoGP доступным для всего мира.
Все началось в 1992 году. Лет через 7 мы смогли выйти на должны мировой уровень и стали давать картинку в эфир. Это значит, что эти 120 человек побывали и в Малайзии, и в Арагоне, и в Валенсии - везде. Концепция очень важна, потому что она подразумевает, что над продуктом работает одна и та же команда, и мы не зависим от местных бродкастеров ни на секунду. Это ключевой элемент: учиться на собственных ошибках и расширять собственный опыт с каждым стартом Гран-При."
В сезон основной нагрузкой на команду ложится сборка и разборка оборудования. Особенно тяжело приходится, когда между этапами всего неделя. В понедельник весь скарб прибывает на новое место. Во вторник и среду идет настройка, потому что четверг - последний день для испытаний, ну и пресс-конференции нельзя забывать! С пятницы по воскресенье все без исключения заняты в освещении Гран-При, плюс, до утра воскресенья идет тонкая настройка по месту. В воскресенье вечером все оборудование должно быть собрано и погружено в трейлер, чтобы выдвинуться на новую трассу.
Разумеется, каждое событие - уникально. В чем-то, телевизионщики Dorna подобны гоночной команде, которая должна подготовить свои мотоциклы и настроить их под условия послезавтрашней гонки. Только количество камер превышает количество мотоциклов в 50 раз! Сержи предлагает рассмотреть рабочую схему в таком ключе: "Система базируется на двух мобильных центрах OB (outside broadcast - вывода в эфир). Одни OB мы называет "Эфиром на треке", он демонстрирует предфинальную картинку, [в частности, на мониторы в пресс-центре, - прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Финальная картинка поступает в эфир из второго мобильного центра, этот автобус мы зовем "Международным эфиром". Мы работаем с различным числом камер. Все зависит от длины трека. Так, в Валенсии их более 100 штук, и это не самый большой трек, около 4 км. Мы можем работать с треками длиной от 3 до 6 км. На самой трассе работает порядка 20 камер. Например, в Индианаполисе или Японии их больше - 22.
В футболе вы можете использовать сколько угодно камер, но на самом деле, вам нужно всего 3, чтобы показать игру: одна для общего плана, две для деталей. В нашем деле, мы имеем 50 футбольных полей, соединенных в одно кольцо. И множество, множество мотоциклов и пилотов - миллион деталей, которые все время в движении. Большую часть информации мы передаем без проводов. С 2002 года мы тесно сотрудничаем с британской компанией Gigawave. Они поставляют нам все оборудование и технологии передачи данных, включая потоков с мотоциклов. Для Gigawave, MotoGP - это невероятный испытательный полигон, мы постоянно что-то внедряем и тестируем, и так мы очень успешно кооперируемся."
Подробности работы систем Gigawave вы можете узнать в статье на МОТОГОНКИ.РУ "Бортовые камеры: сколько стоит стать Гострайдером?".