МОТОГОНКИ.РУ, 1 ноября 2022 - Оба претендента внезапно оказались в положении Джека Миллера, когда тот боролся за титул чемпиона Moto3 в 2014 году: казалось, что корона уже на голове у австралийца, но всего одно падение изменило расклад сил, и вот, Алекс Маркес уже возглавляет финал чемпионата мира. Аналогия простая: и тогда, в 2014 году, и сейчас, между лидерами примерно одна дистанция - в 9 очков.
Что представляют из себя 9 очков? А ведь это всего-лишь разница между 1-м (25 очков) и 3-м местом (16 очков)!
В 2021 году спор за титул шел между двумя пилотами Red Bull KTM Ajo - Раулем Фернандесом (не родственник, а лишь однофамилец Августо) и Реми Гарднером, и Гарднер стал чемпионом. Августо Фернандес тогда выступал за Marc VDS Racing и в финале на Ricardo Tormo Circuit взошел на подиум. Огура не участвовал в той гонке из-за травмы левой ноги после падения в Арагоне, поэтому сравнить темп двух лидеров 2022 года не удастся. Но опыта борьбы в Валенсии больше у Фернандеса!
Августо Фернандес, Red Bull KTM Ajo Moto2
Аи и Августо в последних гонках успели напортачить. Фернандес допустил падение на Phillip Island, что дало Огуре небольшое преимущество в 3.5 очка. Но покинул Малайзию Аи с большим дефицитом. Поэтому, в Валенсию они едут примерно в той же ситуации, что Маркес-мл. и Миллер: Фернандес - на подъеме после успеха, Огура - в легком дауне после падения на последнем круге в Сепанге.
«Выбор у меня был небольшой. Финишировав 2-м, я бы не стал чемпионом и не получил достаточного преимущества над Августо в финале. Нужна была только победа. Но в конце концов, это привело к падению. К сожалению, в гонках это бывает. Но чемпионат не закончился для меня. Теперь у меня та же задача - только победа в Валенсии, и нам нужно сконцентрироваться на ней. То, что произошло [в Сепанге] - уже история» - сказал Аи Огура после Малайзии.
Аи Огура, Honda Asia Team, Гран-При Малайзии
Учитывая преимущество Фернандеса в опыте и очках, Огуре предстоит очень трудная задача в это воскресенье: ему нужна победа, да так, чтобы Августо оказался ниже 3-го места. Потому что разницы в 9 очков Огуре не хватит.
Лишь второй раз в истории мотоспорта начинает играть ставка всего в 0.5 очка!..
История равных споров за титул
В среднекубатурном классе Мото Гран-При (GP250 и Moto2) зафиксировано совсем немного сверх близких чемпионатов. В самом начале истории, когда гонок было мало, очки присуждались только за первые 5 мест по принципу (10-8-7-6-5), плюс, бонусное 1 очко за быстрый круг. Но затем систему пришлось изменить из-за увеличения количества гонщиков и гонок. Была введена новая система счета в ТОП-6 (8-6-4-3-2-1). Эта система показала свою неэффективность, потому что привела к двум казусам с равным счетом в финале.
В 1967 был зафиксирован первый случай, когда Майк Хейлвуд (Honda) сравнялся с Филом Ридом (Yamaha) в финальной гонке на Фиджи - оба завершили сезон с 50 очками. Тогда в FIM не существовало четких сценариев, как в таком случае определить чемпиона. Хейлвуда назвали чемпионом по большему числу побед - 5 против 4 у Рида. Теперь этот принцип используется во всех гоночных сериях по правилам FIM.
Фил Рид и Бил Айви, GP250, 1968
В 1968 Рид и Бил Айви оказались в аналогичной, но еще более сложной ситуации, когда их счет и количество одержанных побед оказались равными - по 5. FIM пришлось придумать процедуру определения чемпиона: взяли результаты 4-х гонок, в которых оба претендента на титул успешно финишировали, и сложили разницу во времени между ними на финише. Фил Рид оказался успешнее Айви на 2:05.3 - ему и присудили титул.
В последующие годы, когда этапов в календаре становилось больше и больше, очков в зачете по итогам сезона также прирастало - и разница между лидерами росла. Есть лишь два известных случая, когда претендентов на титул разделило только 1 очко: в 1972 году Ярно Сааринен одержал победу в чемпионате GP250 над Ренцо Пазолини с минимальным преимуществом 94 против 93; а в 1982 Жан-Луи Турнадр взял верх над Антоном Мангом при 118 против 117.
Но всей истории мотоспорта есть только один случай, когда судьбу чемпионского титула решила половина очка. Это произошло в 2012 году в World Superbike, на французском автодроме Magny-Cours, когда лидер чемпионата Макс Бьяджи из Aprilia Racing грохнулся в первом заезде и мгновенно потерял половину преимущества перед Томом Сайксом из Kawasaki.
Спор за титул между Максом Бьяджи и Томом Сайксом в 2012 году: всего 0.5 очка разделили их!
Как вообще появились половинные очки? Это часть "ручного управления" гонками со стороны Дирекции, когда сценарий гонки не завершен, то есть не пройдено нужное количество кругов, определенных FIM для того, чтобы гонка была признана состоявшейся. Есть только два варианта развития событий - это перезаезд на оставшуюся дистанцию или выдача половинных очков за уже пройденную дистанцию, решение принимает Директор гонки в зависимости от ситуации. Половину от заработанных очков пилотам Мирового Супербайка Дирекция выдала за сорванную гонку в Монце: первый заезд был остановлен красными флагами на полпути к финишу, второй так и не состоялся из-за погодных условий.
После падения в утреннем заезде в Маньи-Куре, во второй гонке Бьяджи оказался так далеко от лидеров, что мысленно попрощался с титулом, который он уже держал в руках: Том Сайкс рвался к победе изо всех сил! Сайкс выиграл финал во Франции, сделав всё, что зависело от него. Но и Макс взял себя в руки. Римлянину удалось прорвать оборону Карлоса Чеки и Давиде Джулиано, пройти с 10-й позиции на первом круге на 5-е место и заработать 11 очков. Этого хватило, чтобы опередить Сайкса на те самые 0.5 очка (358 против 357.5). Бьяджи стал 2-кратным чемпионом WorldSBK, но затем объявил о завершении карьеры из-за сильнейшего стресса на финале во Франции.
Цифры не врут
Статистика Августо Фернандеса с начала сезона 2022 года: 2 поул-позиции, 4 победы, 1 второе место и 3 третьих; он заработал 251.5 очков в 16 гонках, то есть, в среднем по 15.7 очков за этап. Пилот Red Bull KTM Ajo упал 3 раза. Средняя позиция на финише в удачных гонках - 3.7. За идеальный сезон без сходов, Фернандес бы заработал 314 очков.
Статистика Аи Огуры: 3 поул-позиции, 3 победы, 2 вторых места, 2 третьих; в 17 гонках он заработал 242 очка (14.2 очка за этап). Главный ставленник Honda допустил всего 2 падения, меньше, чем Фернандес, но и финишировал в среднем ниже - 4.4. Поэтому, без падений Огура мог бы заработать за сезон только 284 очка.
Августо Фернандес станет партнером Пола Эспаргро в GASGAS Factory Team MotoGP
И снова у Фернандеса преимущество. Чисто математическое. Но наша математика сильно усложняется из-за одержимости Ао Огуры вероятной победой, а также теми самыми 0.5 очками у его оппонента.
Вот сценарии, по которым Августо Фернандес может стать чемпионом Moto2 в 2022 году:
1. Если Августо финиширует на подиуме, результат Огуры не будет иметь значения;
2. Августо финиширует 4-5, а Огура не выиграет гонку (заработает менее 25 очков);
3. Фернандес 6-7-8-9, Огура оказывается 3-м или ниже;
4. Фернандес 10-12, а Огура не попадает на подиум.
Если Фернандес не выйдет на старт или допустит ошибку в гонке на Ricardo Tormo, Аи Огуре всё равно нужно заработать не менее 10 очков, то есть оказаться не ниже ТОП-6.
Задача Огуры в целом сложнее
Японцу необходим старт с поул-позиции, чтобы обеспечить себе преимущество в Валенсии. Но это «не его» трасса. В целом, давление на обоих претендентов удвоится, потому что в бой за подиум пойдут их постоянные соперники - Алонсо Лопес из заводской команды Speed Up, здорово ускорившийся осенью; Педро Акоста, партнер Фернандеса по KTM Ajo; Арон Канет, для которого это домашний трек; Джейк Диксон и Тони Арболино. Не стоит забывать Челестино Виетти из VR46 Racing, который навязал борьбу Фернандесу в Валенсии в прошлом году!
1. Аи станет чемпионом, если выиграет Гран-При Валенсии, а Фернандес не попадет на подиум (4 место или ниже);
2. Аи 2-й, Фернандес должен оказаться ниже 6-й позиции;
3. Аи 3-й, Фернандес не выше 10-й;
4. Аи 4-й, Фернандес не выше 13-й;
5. Аи 5-й, Фернандес не выше 15-й.
На подиуме в Мотеги: Фернандес и Огура - их дальнейшая судьба уже определена, независимо от титула
Возможно, по накалу страстей эта гонка превзойдет финал MotoGP. Но судьбы обоих пилотов определены: Фернандес переходит в Королевский класс, он станет напарником Пола Эспаргаро в новой квази-заводской команде GASGAS Factory Racing, тогда как Аи Огура остается в Moto2, чтобы либо защищать титул, либо бороться за него в 2023 году, чтобы вступить в MotoGP в статусе действующего чемпиона.