МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Фристайл
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
51398
22 октября 2009 в 13:58
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

FMX: История мирового мотофристайла с 1980 по 2009

Мотофристайл или Фристайл Мотокросс (FMX, Freestyle Motocross) зародился в 90-х годах в Америке. Кто первым решил отделить гонки от прыжков с трюковыми элементами, сегодня сказать уже сложно. Однозначно, на появление нового спорта повлияли столь популярные в США мотоциклетные каскадеры-трюкачи или «летающие дьяволы», такие как легендарный Ивел Нивел, не раз бросавший вызов гравитации. Но то были обычные рискованные прыжки на большие расстояния, где все решал тривиальный расчет ускорения, массы и скорости отрыва от рампы.

МОТОГОНКИ.РУ, 22 октября 2009 - Изначально, о том, что исполнение зрелищных трюков в воздухе может стать настоящим искусством, отдельным видом мотоциклетного спорта, никто не задумывался. Кроссмены всегда использовали некоторые «трюки» для того, чтобы изменить траекторию полета мотоцикла при прыжке через кроссовый стол. Так называемый Whip («кнут») – первый трюк, вошедший в арсенал фристайлеров. Также как перегазовкой или сбросом газа во время прыжка можно повлиять на мотоцикл (задрать переднее колесо или наоборот, опустить его), выносом заднего колеса в сторону, гонщики влияли на скорость полета и «выбирали» точку приземления. Ну и конечно же, невероятные прыжки под клетчатыми флагами – работа на публику, часть шоу любой суперкроссовой гонки не только в Штатах, но и по всему миру.

Суперкросс, Anaheim 3 - Джеймс Стюарт выигрывает гонку

Во второй половине 90-х, часть профессиональных кроссменов оставила гонки ради оттачивания навыков трюковых прыжков. Локальные шоу со временем переросли в национальные контесты, на которые собиралось до пятнадцати «трюкачей». Была сформирована и методология судейства, найдена формула «пяти канонов фристайла»: техничность, сложность, зрелищность, разнообразие и реакция публики – все это влияет на оценку и общий результат выступления.

Вскоре райдеры стали использовать искусственные рампы с заданными характеристиками. Появилась возможность задавать угол и дальность полета, с четко рассчитанной скоростью и точкой приземления. Шоу перебрались в закрытые помещения. Наконец, зимой 1998 года, в Сан-Диего группа энтузиастов устроила показательные выступления на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games. Рождение нового вида спорта было предопределено.

Спустя несколько месяцев образовалась Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA). Две ее задачи - добиться признания FMX отдельным видом спорта и подготовить почву для проведения официальных мировых чемпионатов. С 1999, мотофристайл прочно обосновался в национальных и международных контестах экстремальщиков - ESPN X Games, Gravity Games, LG Action Sports. Чуть позднее, появились специализированные соревнования Dew Tour и Red Bull X Fighters.

Майк Метцгер ставит рекорд самого длинного бэкфлипа

Пять лет потребовалось, чтобы убедить FIM ввести мотофристайл в список признанных видов спорта. В 2005, FMX попал в каталог, а в 2006, в рамках ежегодного контеста Night of the Jumps прошел первый мировой чемпионат.

Ассортимент FMX-трюков достаточно велик. Большинство из них предусматривает изменение положения райдера относительно мотоцикла. Но на совершенно иной уровень фристайл вышел, когда мотоциклисты научились "крутить" backflip - сальто назад вместе с мотоциклом с приземлением на колеса. С момента первого публичного исполнения salto mortale в 2000 году появилось множество гораздо более сложных трюков и комбинаций, однако бэкфлип остается "пропуском" в мир профессионального фристайла.

Американские кроссмены, стоявшие у истоков FMX, сегодня выступают мало, однако их опыт ценен для начинающих. Имена Майка Джонса, Джереми МакГрафа, Браена Дигана, Майка Метцгера, Нейта Адамса и Тревиса Пастраны золотыми буквами вписаны в историю мирового спорта. Новое поколение наступает, и эта волна интернациональна. Первым официальным чемпионом мира по FMX стал швейцарец Мэт Рибо, множеством Кубков (в том числе и неофициальных) награжден норвежец Айло Гауп, обладатель множества рекордов Робби Мэддисон из Австралии, Ронни Реннер из Штатов... На одну сцену с европейцами и американцами выходят и наши райдеры. Первым из них был Алексей Колесников, который впервые в России смог сделать бэкфлип. Сегодня, "Леха №13" делает множество более сложных трюков, чем итальянцы, с которыми он постоянно тренируется в Европе.

Браен Диган исполняет Whip

Собственную школу фристайла представляют воспитанники московского клуба "Ферзь". Подготовка райдеров в СТК ведется на базе оригинальной методики, сочетающей в себе лучшие наработки отечественного мотокросса, мирового фристайла и даже цирковой школы. Владимир Ярыгин - сильнейший из "ферзей", он исполнил бэкфлип в январе 2007.

FMX в датах.

1980. В кинопрокате появилась лента "Профи тренируются и играют" с участием известных кроссменов. В фильме Мики Даймонд совершил на мотоцикле невероятные и опасные прыжки со скалы на скалу.

1985. Гай Купер изобрел первый FMX-трюк - Whip ("кнут") и продемонстрировал его зрителям в одной из гонок AMA Supercross.

1990. Майк Джонс после финиша гонок чемпионата Европы по суперкроссу демонстрировал на публике несколько невероятных прыжков. Майк Метцгер и Джереми МакГраф адаптировали для кроссового мотоцикла несколько трюков из арсенала BMX ("бэ-эм-иксеры" - фристайлеры на велосипедах).

1995. Майк Джонс впервые исполнил на кроссовом мотоцикле приземление без рук. МагГраф удивил публику невероятным трюком Superman Air - пролетел несколько метров рядом с мотоциклом, держась за руль, а потом вернулся в седло и успешно приземлился на приемник.

1998. Первое шоу мотофристайла на стадионе Sam Boyd в Лас-Вегасе. Основана международная ассоциация фристайл мотокросса (IFMA)

Дани Торрес из Испании - победитель контеста в Олимпийском

2000. Кэри Харт впервые исполнил бэкфлип публично на полноразмерном мотоцикле. Хотя после приземления Харт упал, именно его считают первооткрывателем ключевого элемента FMX.

2003-2005. "Золотая пора" мотофристайла: трюки изобретают и адаптируют десятками, правда, не все из них выполнимы. К числу "невыполнимых" относится и двойной бэкфлип.

2006. Тревис Пастрана развеял миф о невыполнимости double backflip на XXII летних X Games в Лос-Анжелесе. Правда, этот прыжок, заслуживший высшую награду контеста "The Best Ever", Пастрана больше никогда не рисковал демонстрировать на публике.

2007. Бэкфлип выполнили сразу два россиянина. В январе, его на 85-кубовом мотоцикле исполнил Ярыгин, спустя несколько месяцев, на "полноразмерном" 250-кубовом мотоцикле - Колесников.

2008. Неудачная попытка сделать сверхсложный frontflip - кувырок вперед. Джим ДеЧамп получил травму при неудачном приземлении после frontflip на XIV X Games. Награду за лучший трюк забрал Кайл Коза за свой невероятный трюк Electric Death. Однако, большинство райдеров не оценили возможности молодого фристайлера, назвав его "мастером одного трюка".

Осенью того же года, в Москве на глазах 15 тысяч зрителей СК "Олимпийский" проходит первый международный фристайл-контест FMX Masters, в котором принимают участие 14 сильнейших райдеров из Италии, Испании, Франции, США, Японии, Скандинавии и России. В числе участников сражения братья Паже из Франции.

2009. В мае, французским фристайлерам Чарльзу и Томасу Паже удалось завершить работу над frontflip: Чарльз успешно приземлился на грунтовый приемник, крутанув вперед свой Suzuki RM250.

Томас Паже выпускает пар - FMX Masters, Москва

P.S. Кажется, здесь все просто: разгон, заезд на рампу, прыжок в пустоту и приземление на грунтовый или песчаный приемник. Ни давления со стороны соперников, ни ограничения по времени, ни клетчатых флагов, ни стартовых машин. Однако зарождающийся мотофристайл потребовал от энтузиастов большего – прежде всего, железного здоровья, терпения и массу выдумки. Ведь никаких методик и школ по подготовке мотоциклетных трюкачей на тот момент не было! Кстати, нет их и сейчас. Ценный опыт передается от одного райдера другому при личном общении. К тому же, подготовка трюков связана с серьезной угрозой получить увечье из-за какой-то минимальной недоработки, ошибки, просчета.

Кирилл Чернышев. Авторский вариант.
В сокращенном виде опубликован в журнале МОТО 1/2009

Фото: Кирилл Чернышев, Вячеслав Ларкин и Дмитрий Тищенко

Важные новости
 
Марк Маркес и Макс Ферстаппен вновь номинированы на спортивный Оскар - Laureus World Sports Awards 2025
Марк Маркес и Макс Ферстаппен вновь номинированы на спортивный Оскар - Laureus World Sports Awards 2025

Они встречались и будут встречаться, как за кулисами, так и на высших подиумах! 6-кратный чемпион MotoGP Марк Маркес (Marc Marquez) и 4-кратный чемпион Формулы-1 Макс Ферстаппен (Max Verstappen) вновь номинированы на спортивный "Оскар" - Laureus World Sports Awards 2025, но в разных номинациях, что дает им шанс встретиться в общей группе победителей.
Расписание и трансляции 3 этапа MotoGP 2025 AmericasGP - Гран-При Америк
Расписание и трансляции 3 этапа MotoGP 2025 AmericasGP - Гран-При Америк

Шериф Техасский возвращается, чтобы осмотреть свои владения! Гран-При Америк, 3 этап чемпионата мира по Мото Гран-При сезона 2025 года состоится в последние выходные, 28-30 марта, на автодроме Circuit of the Amricas. Расписание AmericasGP MotoGP 2025, трансляции.
Лучший дебют Moto2: что делает Дани Ольгадо быстрейшим и мешает вчерашним фаворитам Moto3
Лучший дебют Moto2: что делает Дани Ольгадо быстрейшим и мешает вчерашним фаворитам Moto3

После пары гонок Мото Гран-При сезона 2025 года среди достаточно серьезного десанта сильнейших пилотов Moto3, включая нового чемпиона мира Давида Алонсо, прорыв совершил другое - его напарник по CFMOTO Aspar Moto2 Даниэль Ольгадо. Что сделало Дани более успешным в среднекубатурном классе и какие перспективы у его сверстников?
Клаудио Доменикали: MotoGP и Марк Маркес - часть глобальной стратегии Ducati, но лишь часть
Клаудио Доменикали: MotoGP и Марк Маркес - часть глобальной стратегии Ducati, но лишь часть

Руководство Ducati уже много раз подтверждало, что настоящий мужчина - хозяин своего слова: если дал слово, то и назад вернуть может. Так было в отношениях с топовыми пилотами MotoGP, причем, самыми лояльными из них. «Ничего личного, просто бизнес» - это девиз Клаудио Доменикали, президента холдинга, который еще раз напомнил, что Ducati это не только гоночная команда в Мото Гран-При, а один из известнейших бизнесов.
Американский суперкросс 2025: кто стал Королем с Тройной Короной в Бирмингеме
Американский суперкросс 2025: кто стал Королем с Тройной Короной в Бирмингеме

В Бирмингеме (Алабама) завершился розыгрыш финальной «Тройной Короны» чемпионата Америки по Суперкроссу - Birmingham Supercross Triple Crown, которая не решала исхода чемпионата AMA Supercross 2025, но назвала нового Короля. И это не Купер Уэбб. На подиум за победителем поднялся гонщик, шансы которого на победу аналитики оценивали как наихудшие.
KTM AG плавно переходит под контроль CFMOTO, а проект в MotoGP может быть продан
KTM AG плавно переходит под контроль CFMOTO, а проект в MotoGP может быть продан

Европейские инсайдеры сообщают, что китайский партнер KTM - CFMOTO ведет переговоры о полном или частичном выкупе пакета акций Pierer Mobility Group Штефана Пирера с последующей полной реструктуризацией австрийской компании.
MotoGP 2025: Лаверти и Ходжсон анализируют Маркеса - он реальный мутант!
MotoGP 2025: Лаверти и Ходжсон анализируют Маркеса - он реальный мутант!

Эксперты TNT Sports, гонщики Мото Гран-При и Супербайка с огромным опытом - Нил Ходжсон и Майкл Лаверти проанализировали Марка Маркеса образца 2025 года: что же делает его таким уникальным и недосягаемым для Пекко Баньяи?
Окончательный анализ после Аргентины: Yamaha не добилась прорыва в MotoGP 2025
Окончательный анализ после Аргентины: Yamaha не добилась прорыва в MotoGP 2025

Чемпион MotoGP 2021 года, единственный чемпион Yamaha после Валентино Росси и Хорхе Лоренцо с 2015 года - Фабио Куартараро считает, что обе гонки Гран-При Аргентины были «полным провалом», и даже контакт с Беццекки на старте гонки не сильно усугубил ситуацию.
MotoGP 2025: Унижение Баньяи не будет длиться вечно - Ducati ищет решение странной проблемы
MotoGP 2025: Унижение Баньяи не будет длиться вечно - Ducati ищет решение странной проблемы

Пекко Баньяя не догоняет. В буквальном смысле. Проблемы, появившиеся на тестах MotoGP 2025 в Сепанге и не решенные в Бурираме, теперь влияют на производительность 2-кратного чемпиона Ducati: в чем заключаются эти проблемы и как Ducati Corse их решает? Одно ясно, что вечно эта ситуация длиться не может.
Мотоциклы Honda Africa Twin оснастят радарными системами ADAS одновременно с Gold Wing
Мотоциклы Honda Africa Twin оснастят радарными системами ADAS одновременно с Gold Wing

В Японии показали действующий прототип мотоцикла Honda Africa Twin «с глазами на спине» - встроенной радарной системой ADAS, ранее разрабатывавшейся Honda совместно с Hitachi для флагманской модели Gold Wing. Ожидается, что расширенная система помощи при вождении Honda может быть представлена уже на EICMA-2025 или раньше.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 22 октября 2009
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


3.27 МЛН
годовая
аудитория
772016
посетителей
в месяц
72014
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island