МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Фристайл
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjeQbxVE
22 октября 2009 в 13:58 | 51031
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

FMX: История мирового мотофристайла с 1980 по 2009

Мотофристайл или Фристайл Мотокросс (FMX, Freestyle Motocross) зародился в 90-х годах в Америке. Кто первым решил отделить гонки от прыжков с трюковыми элементами, сегодня сказать уже сложно. Однозначно, на появление нового спорта повлияли столь популярные в США мотоциклетные каскадеры-трюкачи или «летающие дьяволы», такие как легендарный Ивел Нивел, не раз бросавший вызов гравитации. Но то были обычные рискованные прыжки на большие расстояния, где все решал тривиальный расчет ускорения, массы и скорости отрыва от рампы.

МОТОГОНКИ.РУ, 22 октября 2009 - Изначально, о том, что исполнение зрелищных трюков в воздухе может стать настоящим искусством, отдельным видом мотоциклетного спорта, никто не задумывался. Кроссмены всегда использовали некоторые «трюки» для того, чтобы изменить траекторию полета мотоцикла при прыжке через кроссовый стол. Так называемый Whip («кнут») – первый трюк, вошедший в арсенал фристайлеров. Также как перегазовкой или сбросом газа во время прыжка можно повлиять на мотоцикл (задрать переднее колесо или наоборот, опустить его), выносом заднего колеса в сторону, гонщики влияли на скорость полета и «выбирали» точку приземления. Ну и конечно же, невероятные прыжки под клетчатыми флагами – работа на публику, часть шоу любой суперкроссовой гонки не только в Штатах, но и по всему миру.

Суперкросс, Anaheim 3 - Джеймс Стюарт выигрывает гонку

Во второй половине 90-х, часть профессиональных кроссменов оставила гонки ради оттачивания навыков трюковых прыжков. Локальные шоу со временем переросли в национальные контесты, на которые собиралось до пятнадцати «трюкачей». Была сформирована и методология судейства, найдена формула «пяти канонов фристайла»: техничность, сложность, зрелищность, разнообразие и реакция публики – все это влияет на оценку и общий результат выступления.

Вскоре райдеры стали использовать искусственные рампы с заданными характеристиками. Появилась возможность задавать угол и дальность полета, с четко рассчитанной скоростью и точкой приземления. Шоу перебрались в закрытые помещения. Наконец, зимой 1998 года, в Сан-Диего группа энтузиастов устроила показательные выступления на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games. Рождение нового вида спорта было предопределено.

Спустя несколько месяцев образовалась Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA). Две ее задачи - добиться признания FMX отдельным видом спорта и подготовить почву для проведения официальных мировых чемпионатов. С 1999, мотофристайл прочно обосновался в национальных и международных контестах экстремальщиков - ESPN X Games, Gravity Games, LG Action Sports. Чуть позднее, появились специализированные соревнования Dew Tour и Red Bull X Fighters.

Майк Метцгер ставит рекорд самого длинного бэкфлипа

Пять лет потребовалось, чтобы убедить FIM ввести мотофристайл в список признанных видов спорта. В 2005, FMX попал в каталог, а в 2006, в рамках ежегодного контеста Night of the Jumps прошел первый мировой чемпионат.

Ассортимент FMX-трюков достаточно велик. Большинство из них предусматривает изменение положения райдера относительно мотоцикла. Но на совершенно иной уровень фристайл вышел, когда мотоциклисты научились "крутить" backflip - сальто назад вместе с мотоциклом с приземлением на колеса. С момента первого публичного исполнения salto mortale в 2000 году появилось множество гораздо более сложных трюков и комбинаций, однако бэкфлип остается "пропуском" в мир профессионального фристайла.

Американские кроссмены, стоявшие у истоков FMX, сегодня выступают мало, однако их опыт ценен для начинающих. Имена Майка Джонса, Джереми МакГрафа, Браена Дигана, Майка Метцгера, Нейта Адамса и Тревиса Пастраны золотыми буквами вписаны в историю мирового спорта. Новое поколение наступает, и эта волна интернациональна. Первым официальным чемпионом мира по FMX стал швейцарец Мэт Рибо, множеством Кубков (в том числе и неофициальных) награжден норвежец Айло Гауп, обладатель множества рекордов Робби Мэддисон из Австралии, Ронни Реннер из Штатов... На одну сцену с европейцами и американцами выходят и наши райдеры. Первым из них был Алексей Колесников, который впервые в России смог сделать бэкфлип. Сегодня, "Леха №13" делает множество более сложных трюков, чем итальянцы, с которыми он постоянно тренируется в Европе.

Браен Диган исполняет Whip

Собственную школу фристайла представляют воспитанники московского клуба "Ферзь". Подготовка райдеров в СТК ведется на базе оригинальной методики, сочетающей в себе лучшие наработки отечественного мотокросса, мирового фристайла и даже цирковой школы. Владимир Ярыгин - сильнейший из "ферзей", он исполнил бэкфлип в январе 2007.

FMX в датах.

1980. В кинопрокате появилась лента "Профи тренируются и играют" с участием известных кроссменов. В фильме Мики Даймонд совершил на мотоцикле невероятные и опасные прыжки со скалы на скалу.

1985. Гай Купер изобрел первый FMX-трюк - Whip ("кнут") и продемонстрировал его зрителям в одной из гонок AMA Supercross.

1990. Майк Джонс после финиша гонок чемпионата Европы по суперкроссу демонстрировал на публике несколько невероятных прыжков. Майк Метцгер и Джереми МакГраф адаптировали для кроссового мотоцикла несколько трюков из арсенала BMX ("бэ-эм-иксеры" - фристайлеры на велосипедах).

1995. Майк Джонс впервые исполнил на кроссовом мотоцикле приземление без рук. МагГраф удивил публику невероятным трюком Superman Air - пролетел несколько метров рядом с мотоциклом, держась за руль, а потом вернулся в седло и успешно приземлился на приемник.

1998. Первое шоу мотофристайла на стадионе Sam Boyd в Лас-Вегасе. Основана международная ассоциация фристайл мотокросса (IFMA)

Дани Торрес из Испании - победитель контеста в Олимпийском

2000. Кэри Харт впервые исполнил бэкфлип публично на полноразмерном мотоцикле. Хотя после приземления Харт упал, именно его считают первооткрывателем ключевого элемента FMX.

2003-2005. "Золотая пора" мотофристайла: трюки изобретают и адаптируют десятками, правда, не все из них выполнимы. К числу "невыполнимых" относится и двойной бэкфлип.

2006. Тревис Пастрана развеял миф о невыполнимости double backflip на XXII летних X Games в Лос-Анжелесе. Правда, этот прыжок, заслуживший высшую награду контеста "The Best Ever", Пастрана больше никогда не рисковал демонстрировать на публике.

2007. Бэкфлип выполнили сразу два россиянина. В январе, его на 85-кубовом мотоцикле исполнил Ярыгин, спустя несколько месяцев, на "полноразмерном" 250-кубовом мотоцикле - Колесников.

2008. Неудачная попытка сделать сверхсложный frontflip - кувырок вперед. Джим ДеЧамп получил травму при неудачном приземлении после frontflip на XIV X Games. Награду за лучший трюк забрал Кайл Коза за свой невероятный трюк Electric Death. Однако, большинство райдеров не оценили возможности молодого фристайлера, назвав его "мастером одного трюка".

Осенью того же года, в Москве на глазах 15 тысяч зрителей СК "Олимпийский" проходит первый международный фристайл-контест FMX Masters, в котором принимают участие 14 сильнейших райдеров из Италии, Испании, Франции, США, Японии, Скандинавии и России. В числе участников сражения братья Паже из Франции.

2009. В мае, французским фристайлерам Чарльзу и Томасу Паже удалось завершить работу над frontflip: Чарльз успешно приземлился на грунтовый приемник, крутанув вперед свой Suzuki RM250.

Томас Паже выпускает пар - FMX Masters, Москва

P.S. Кажется, здесь все просто: разгон, заезд на рампу, прыжок в пустоту и приземление на грунтовый или песчаный приемник. Ни давления со стороны соперников, ни ограничения по времени, ни клетчатых флагов, ни стартовых машин. Однако зарождающийся мотофристайл потребовал от энтузиастов большего – прежде всего, железного здоровья, терпения и массу выдумки. Ведь никаких методик и школ по подготовке мотоциклетных трюкачей на тот момент не было! Кстати, нет их и сейчас. Ценный опыт передается от одного райдера другому при личном общении. К тому же, подготовка трюков связана с серьезной угрозой получить увечье из-за какой-то минимальной недоработки, ошибки, просчета.

Кирилл Чернышев. Авторский вариант.
В сокращенном виде опубликован в журнале МОТО 1/2009

Фото: Кирилл Чернышев, Вячеслав Ларкин и Дмитрий Тищенко

Важные новости
 
Второе пришествие испанца в дом Ducati: реальные виды Марка Маркеса на сезон MotoGP 2025 года
Второе пришествие испанца в дом Ducati: реальные виды Марка Маркеса на сезон MotoGP 2025 года

Марк Марк планомерно движется к своей заветной цели - оформления 10-ти чемпионских титулов в MotoGP, и свой 9-й он может взять уже в 2025 году с Ducati Lenovo Team, куда он запрыгнул, выбив дверь с разбега в июне минувшего года.
Последний джентльмен MotoGP: Пекко Баньяя - пусть победит сильнейший!
Последний джентльмен MotoGP: Пекко Баньяя - пусть победит сильнейший!

С точки зрения достижений, сезон 2024 года был фантастическим. 11 побед в Гран-При - такое происходит не каждый сезон, не с каждым великим пилотом. И, честно говоря, видя, что мы быстрее во всем на каждом новом этапе 2024 года, даже в Барселоне, завершить год на 2 месте стало все же большим разочарованием
Презентация команды Ducati Lenovo Team MotoGP 2025
Презентация команды Ducati Lenovo Team MotoGP 2025

Заводская команда MotoGP - Ducati Lenovo Team вступает в 2025 год с супер составом, сильнейшим за всю историю завода в чемпионате мира. Ежегодную презентацию проекта Ducati Corse проведет на горнолыжном курорте Мадонна-ди-Компильо в Трентино. Трансляция стартует в понедельник, 20 января в 12:30 по Москве.
Гуру MotoGP Антонио Химинес: Марк Маркес выиграет больше Пекко, Мартин подходит Aprilia!
Гуру MotoGP Антонио Химинес: Марк Маркес выиграет больше Пекко, Мартин подходит Aprilia!

Один из представителей Пятерки Выдающихся Кабальеро - испанских инженеров школы Кобаса, стоявших у основ инженерии MotoGP, - Антонио Хименес завершил круг и, спустя 30 лет, вернулся в заводской проект Honda. От взгляда таких людей не уходит ни одна деталь. Что думает Хименес о предстоящем сезоне MotoGP 2025 года? Сотрудничестве Марка Маркес с Пекко Баньяей, например?
Великая честь и проклятие чемпиона: №1 в MotoGP - достойны немногие, сохранил лишь один
Великая честь и проклятие чемпиона: №1 в MotoGP - достойны немногие, сохранил лишь один

За всю историю MotoGP как категории и явления, то есть с 2002 года, право выйти на старт нового сезона под «№1» было у девяти пилотов, но только шестеро из них решились взвалить на свои плечи этот груз ответственности. А удержал лишь один.
Элай Томак оправдал собственные ожидания и вернулся в лидеры AMA Supercross 2025 450SX
Элай Томак оправдал собственные ожидания и вернулся в лидеры AMA Supercross 2025 450SX

Сезон Американского Суперкросса 2025 года определенно не будет скучным! Второй этап в Сан-Диего на Snapgradon Stadium продемонстрировал грандиозный потенциал для победы сразу четырех претендентов на титул. Но именно Элай Томак своим напором подтвердил возросшие ожидания - и возглавил оба рейтинга AMA Supercross 450SX.
AMA Supercross 2025 - 2 этап в Сан-Диего: трансляции всех гонок 450SX
AMA Supercross 2025 - 2 этап в Сан-Диего: трансляции всех гонок 450SX

Американский Суперкросс продолжается. Смотрите все гонки 2-го этапа в Сан-Диего на Snapdragon Stadium. AMA Supercross 450SX 2025 года San Diego.
Вечер в музее Имолы: Новые амбициозные планы Gresini Racing в MotoGP 2025
Вечер в музее Имолы: Новые амбициозные планы Gresini Racing в MotoGP 2025

Музей автодрома Enzo e Dino Ferrari в Имоле открыл свои двери для команды Gresini Racing, выбравшей это историческое место для презентации программы в MotoGP 2025 года: Алекс Маркес и Фермин Альдегер объявили свои амбициозные планы.
Расписание презентаций команд MotoGP 2025 года
Расписание презентаций команд MotoGP 2025 года

Сезон MotoGP 2025 года стартует гораздо раньше обычного, поэтому и гоночные проекты должны предстать перед публикой в новых цветах и составах до срока. Волна презентаций команд Королевского класса Больших Мотоциклетных Призов начнется 14 января. Полное расписание презентаций со ссылками на трансляции.
Хорхе Мартин и Aprilia Racing выйдут на старт MotoGP 2025 года под №1
Хорхе Мартин и Aprilia Racing выйдут на старт MotoGP 2025 года под №1

Вызов Ducati брошен! Aprilia Racing и ее новобранец, действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин приняли решение выступать в 2025 году с №1 на борту нового Aprilia RS-GP. Первые официальные фотографии заводской команды опубликованы.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 22 октября 2009
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


2222454
годовая
аудитория
458999
читателей
за месяц
18762
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии