МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Фристайл
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
51957
22 октября 2009 в 13:58
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

FMX: История мирового мотофристайла с 1980 по 2009

Мотофристайл или Фристайл Мотокросс (FMX, Freestyle Motocross) зародился в 90-х годах в Америке. Кто первым решил отделить гонки от прыжков с трюковыми элементами, сегодня сказать уже сложно. Однозначно, на появление нового спорта повлияли столь популярные в США мотоциклетные каскадеры-трюкачи или «летающие дьяволы», такие как легендарный Ивел Нивел, не раз бросавший вызов гравитации. Но то были обычные рискованные прыжки на большие расстояния, где все решал тривиальный расчет ускорения, массы и скорости отрыва от рампы.

МОТОГОНКИ.РУ, 22 октября 2009 - Изначально, о том, что исполнение зрелищных трюков в воздухе может стать настоящим искусством, отдельным видом мотоциклетного спорта, никто не задумывался. Кроссмены всегда использовали некоторые «трюки» для того, чтобы изменить траекторию полета мотоцикла при прыжке через кроссовый стол. Так называемый Whip («кнут») – первый трюк, вошедший в арсенал фристайлеров. Также как перегазовкой или сбросом газа во время прыжка можно повлиять на мотоцикл (задрать переднее колесо или наоборот, опустить его), выносом заднего колеса в сторону, гонщики влияли на скорость полета и «выбирали» точку приземления. Ну и конечно же, невероятные прыжки под клетчатыми флагами – работа на публику, часть шоу любой суперкроссовой гонки не только в Штатах, но и по всему миру.

Суперкросс, Anaheim 3 - Джеймс Стюарт выигрывает гонку

Во второй половине 90-х, часть профессиональных кроссменов оставила гонки ради оттачивания навыков трюковых прыжков. Локальные шоу со временем переросли в национальные контесты, на которые собиралось до пятнадцати «трюкачей». Была сформирована и методология судейства, найдена формула «пяти канонов фристайла»: техничность, сложность, зрелищность, разнообразие и реакция публики – все это влияет на оценку и общий результат выступления.

Вскоре райдеры стали использовать искусственные рампы с заданными характеристиками. Появилась возможность задавать угол и дальность полета, с четко рассчитанной скоростью и точкой приземления. Шоу перебрались в закрытые помещения. Наконец, зимой 1998 года, в Сан-Диего группа энтузиастов устроила показательные выступления на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games. Рождение нового вида спорта было предопределено.

Спустя несколько месяцев образовалась Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA). Две ее задачи - добиться признания FMX отдельным видом спорта и подготовить почву для проведения официальных мировых чемпионатов. С 1999, мотофристайл прочно обосновался в национальных и международных контестах экстремальщиков - ESPN X Games, Gravity Games, LG Action Sports. Чуть позднее, появились специализированные соревнования Dew Tour и Red Bull X Fighters.

Майк Метцгер ставит рекорд самого длинного бэкфлипа

Пять лет потребовалось, чтобы убедить FIM ввести мотофристайл в список признанных видов спорта. В 2005, FMX попал в каталог, а в 2006, в рамках ежегодного контеста Night of the Jumps прошел первый мировой чемпионат.

Ассортимент FMX-трюков достаточно велик. Большинство из них предусматривает изменение положения райдера относительно мотоцикла. Но на совершенно иной уровень фристайл вышел, когда мотоциклисты научились "крутить" backflip - сальто назад вместе с мотоциклом с приземлением на колеса. С момента первого публичного исполнения salto mortale в 2000 году появилось множество гораздо более сложных трюков и комбинаций, однако бэкфлип остается "пропуском" в мир профессионального фристайла.

Американские кроссмены, стоявшие у истоков FMX, сегодня выступают мало, однако их опыт ценен для начинающих. Имена Майка Джонса, Джереми МакГрафа, Браена Дигана, Майка Метцгера, Нейта Адамса и Тревиса Пастраны золотыми буквами вписаны в историю мирового спорта. Новое поколение наступает, и эта волна интернациональна. Первым официальным чемпионом мира по FMX стал швейцарец Мэт Рибо, множеством Кубков (в том числе и неофициальных) награжден норвежец Айло Гауп, обладатель множества рекордов Робби Мэддисон из Австралии, Ронни Реннер из Штатов... На одну сцену с европейцами и американцами выходят и наши райдеры. Первым из них был Алексей Колесников, который впервые в России смог сделать бэкфлип. Сегодня, "Леха №13" делает множество более сложных трюков, чем итальянцы, с которыми он постоянно тренируется в Европе.

Браен Диган исполняет Whip

Собственную школу фристайла представляют воспитанники московского клуба "Ферзь". Подготовка райдеров в СТК ведется на базе оригинальной методики, сочетающей в себе лучшие наработки отечественного мотокросса, мирового фристайла и даже цирковой школы. Владимир Ярыгин - сильнейший из "ферзей", он исполнил бэкфлип в январе 2007.

FMX в датах.

1980. В кинопрокате появилась лента "Профи тренируются и играют" с участием известных кроссменов. В фильме Мики Даймонд совершил на мотоцикле невероятные и опасные прыжки со скалы на скалу.

1985. Гай Купер изобрел первый FMX-трюк - Whip ("кнут") и продемонстрировал его зрителям в одной из гонок AMA Supercross.

1990. Майк Джонс после финиша гонок чемпионата Европы по суперкроссу демонстрировал на публике несколько невероятных прыжков. Майк Метцгер и Джереми МакГраф адаптировали для кроссового мотоцикла несколько трюков из арсенала BMX ("бэ-эм-иксеры" - фристайлеры на велосипедах).

1995. Майк Джонс впервые исполнил на кроссовом мотоцикле приземление без рук. МагГраф удивил публику невероятным трюком Superman Air - пролетел несколько метров рядом с мотоциклом, держась за руль, а потом вернулся в седло и успешно приземлился на приемник.

1998. Первое шоу мотофристайла на стадионе Sam Boyd в Лас-Вегасе. Основана международная ассоциация фристайл мотокросса (IFMA)

Дани Торрес из Испании - победитель контеста в Олимпийском

2000. Кэри Харт впервые исполнил бэкфлип публично на полноразмерном мотоцикле. Хотя после приземления Харт упал, именно его считают первооткрывателем ключевого элемента FMX.

2003-2005. "Золотая пора" мотофристайла: трюки изобретают и адаптируют десятками, правда, не все из них выполнимы. К числу "невыполнимых" относится и двойной бэкфлип.

2006. Тревис Пастрана развеял миф о невыполнимости double backflip на XXII летних X Games в Лос-Анжелесе. Правда, этот прыжок, заслуживший высшую награду контеста "The Best Ever", Пастрана больше никогда не рисковал демонстрировать на публике.

2007. Бэкфлип выполнили сразу два россиянина. В январе, его на 85-кубовом мотоцикле исполнил Ярыгин, спустя несколько месяцев, на "полноразмерном" 250-кубовом мотоцикле - Колесников.

2008. Неудачная попытка сделать сверхсложный frontflip - кувырок вперед. Джим ДеЧамп получил травму при неудачном приземлении после frontflip на XIV X Games. Награду за лучший трюк забрал Кайл Коза за свой невероятный трюк Electric Death. Однако, большинство райдеров не оценили возможности молодого фристайлера, назвав его "мастером одного трюка".

Осенью того же года, в Москве на глазах 15 тысяч зрителей СК "Олимпийский" проходит первый международный фристайл-контест FMX Masters, в котором принимают участие 14 сильнейших райдеров из Италии, Испании, Франции, США, Японии, Скандинавии и России. В числе участников сражения братья Паже из Франции.

2009. В мае, французским фристайлерам Чарльзу и Томасу Паже удалось завершить работу над frontflip: Чарльз успешно приземлился на грунтовый приемник, крутанув вперед свой Suzuki RM250.

Томас Паже выпускает пар - FMX Masters, Москва

P.S. Кажется, здесь все просто: разгон, заезд на рампу, прыжок в пустоту и приземление на грунтовый или песчаный приемник. Ни давления со стороны соперников, ни ограничения по времени, ни клетчатых флагов, ни стартовых машин. Однако зарождающийся мотофристайл потребовал от энтузиастов большего – прежде всего, железного здоровья, терпения и массу выдумки. Ведь никаких методик и школ по подготовке мотоциклетных трюкачей на тот момент не было! Кстати, нет их и сейчас. Ценный опыт передается от одного райдера другому при личном общении. К тому же, подготовка трюков связана с серьезной угрозой получить увечье из-за какой-то минимальной недоработки, ошибки, просчета.

Кирилл Чернышев. Авторский вариант.
В сокращенном виде опубликован в журнале МОТО 1/2009

Фото: Кирилл Чернышев, Вячеслав Ларкин и Дмитрий Тищенко

Важные новости
 
Сергей Соловьев завершил сезон SBK3 A5Motors Motoring 2025 в чемпионском стиле
Сергей Соловьев завершил сезон SBK3 A5Motors Motoring 2025 в чемпионском стиле

Пять из пяти! Сезон-2025 Чемпионата A5Motors Motoring пилот JRP SRS Сергей Соловьев завершил абсолютным победителем, выиграв все гонки в классе SBK3 на Moscow Raceway и Игора Драйв. Результаты заключительной гонки 5 этапа класса SBK3.
Двигатель мотоцикла Honda V3 с принудительным наддувом будет иметь феноменальную мощность
Двигатель мотоцикла Honda V3 с принудительным наддувом будет иметь феноменальную мощность

Некоторое время назад Honda Motor Co. распространила загадочный видео-тизер с некоторыми "деталями" испытаний своей новой революционной разработки, которая уже давно не революционная, просто, никогда всерьез не рассматривалась для массового производства - мотоциклетный двигатель Honda V3 с принудительным наддувом.
Трансляция AustrianGP MotoGP 2025
Трансляция AustrianGP MotoGP 2025

Прямая трансляция гонки 13-го этапа MotoGP 2025 года на Red Bull Ring, Гран-При Австрии с 15:00 по Москве #AustrianGP
Исход 1000-й гонки MotoGP на Red Bull Ring - Маркес принес Ducati 10-й Гран-При Австрии
Исход 1000-й гонки MotoGP на Red Bull Ring - Маркес принес Ducati 10-й Гран-При Австрии

Когда в Брно босс Ducati Corse Джиджи Даль′Инья говорил, что соперники стали слишком близки и начали грозить доминированию итальянского завода, он был совершенно конкретен: KTM и Aprilia стали главными конкурентами флагманов заводской команды Ducati. Но Марк Маркес - всегда Марк Маркес, и свою задачу на Red Bull Ring он выполнил с математической точностью.
Супербайк: 6-й этап Чемпионата России A5Motors Motoring на Игора Драйв - кто выиграл в битве титанов?
Супербайк: 6-й этап Чемпионата России A5Motors Motoring на Игора Драйв - кто выиграл в битве титанов?

Чемпионат России A5Motors Motoring в классе Супербайк завершен на высокой ноте - побит рекорд времени круга на Игора Драйв, а лидеры устроили фееричное шоу, меняясь чуть ли не на каждом круге. Результаты 6 этапа.
Результаты 6 этапа Чемпионата России A5Motors Motoring SSP300, Игора Драйв
Результаты 6 этапа Чемпионата России A5Motors Motoring SSP300, Игора Драйв

Вот и финал! В гонке 6-го этапа Чемпионата России A5Motors Motoring в классе SSP300 одержала уверенную победу Екатерина Колпакова. Вместе ней на подиум поднялись Марат Османов и Вячеслав Касаткин. Подиум зачета Дебют возглавил Игорь Беляков. Результаты гонки 6 этапа SSP300.
Российский Супербайк - финал: Леонов побил рекорд Игора Драйв в погоне за решающей поул-позицией
Российский Супербайк - финал: Леонов побил рекорд Игора Драйв в погоне за решающей поул-позицией

Чемпионат России A5Motors Motoring в классе Супербайк готовится к развязке. К шестому, заключительному этапу Владимир Леонов и Макар Юрченко подошли с разницей в 4 очка. В субботней квалификации Леонову удалось увеличить отрыв на одно очко и побить рекорд Макара на треке Игора Драйв - Леонов проехал лучший круг за 1:53.340.
Чемпионат России - Суперспорт: будет только одна гонка, которая решит всё - счет сравнялся!
Чемпионат России - Суперспорт: будет только одна гонка, которая решит всё - счет сравнялся!

Пять предыдущих этапов чемпионата России A5Motors Motoring в классе Supersport были своего рода "отборочными". В итоге, лишь два претендента ни титул чемпиона в самом конкурентном классе - Дмитрий Седин и Владислав Гордейчук встретятся лицом к лицу в воскресной гонке. Только одна гонка, один заезд. Равный счет. Полная перезагрузка... Результаты квалификации 6 этапа на «Игора Драйв».
Трансляция Sprint Race AustrianGP MotoGP 2025
Трансляция Sprint Race AustrianGP MotoGP 2025

Прямая трансляция спринтовой гонки 13-го этапа MotoGP 2025 года на Red Bull Ring, Гран-При Австрии с 16:00 по Москве #AustrianGP
Из Q1 - на поул-позицию MotoGP 2025: Марко Беццекки вывел Aprilia на первую линию в Австрии
Из Q1 - на поул-позицию MotoGP 2025: Марко Беццекки вывел Aprilia на первую линию в Австрии

Пилоты Aprilia и KTM навязали серьезную борьбу флагманам Ducati на квалификации Гран-При Австрии MotoGP 2025 года: на Red Bull Ring блистали сегодня Педро Акоста и Энеа Бастианини, а пилот Aprilia Racing Марко Беццекки вырвал поул-позицию у Маркесов и Баньяи. Марк Маркес упал в решающий момент Q2.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 22 октября 2009
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


6.19 МЛН
годовая
аудитория
721536
посетителей
в месяц
32605
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island