МОТОГОНКИ.РУ, 30 сентября 2017 - Чтобы расставить все точки над "ё": ирландская фамилия Rea читается именно как "Рэй", а не как "Ри" или "Рае". В крайнем случае, с жутким прононсом - "Раей". Этот нюанс мы выяснили еще в 2011 году, общаясь с Джонни лично. Конечно, можно апеллировать к тому, что, ну вот же, Крис Ри и, например, Джино Ри - они же ведь тоже "Rea"! Много разных донов Педро в Бразилии, но северный ирландец отличается от американца и уроженца Лондона с индийскими корнями так же, как чихуахуа от мопса.
Если кто-то за последние 3 года, пока Рэй безоговорочно доказывал свое право именоваться чемпионом мира кто-то не усвоил это простое правило, что Jonathan Rea - это Джонатан Рэй, то извините!
Мотокросс- страсть Рэя с самого детства
История Джонатана в World Superbike развивалась по спирали с 2009 года, когда он только пришел в мировой чемпионат из British Superbike. Рэй родился в семье, по-хорошему болевшей мотоспортом. Ему повезло. С детства отец посадил его на кроссовый мотоцикл и дал возможность выбора: каким путем Джонни хочет пойти в жизни. Он выбрал мотоспорт и, как выяснилось, не прогадал. Сначала, Джонни решил стать кроссменом, но однажды его затащили на British Superbike.
Небольшое отступление. Как и многие российские кроссмены, многие британские недолюбливают кольцевиков. Или так - не понимают их: другой мир. Но Рэю тот визит в паддок запал в душу, и он решил попробовать. Удивительно, но персональный спонсор Джонатана - британское представительство Red Bull поддержало его в этом. В 2003 году он вступил младший класс чемпионата Великобритании (GP125), а уже в 2005 при прямом спонсировании Red Bull вступил в заводскую команду Honda.
Джонатан Рэй, Cadwell Park - летающий ирландец в BSB
История отношений с Honda у Рэя такая же запутанная и сложная, как и у его соотечественника Леона Хезлама. Каждый, кто решает связать свою карьеру с каким-то мощный брендом, рассчитывает, что рано или поздно, благодаря лояльности и преданности, компания протащит пилота в MotoGP. Увы, но у каждой компании собственные планы. К сожалению (или к счастью?) для Рэя, планы Honda Racing совершенно не пересекались с его собственными, у лондонского офиса HRC было собственное видение - как использовать талант ирландца.
Дебют в World Supersport, 2008 год
Honda Racing привела Рэя в чемпионат мира, в 2008 году он дебютировал в World Supersport вместе с Ten Kate Honda и взял 3 победы. Благодаря этому, Джонни предоставили шанс попробовать себя в седле CBR1000RR в финале чемпионата на Circuito do Algarve в Портимао, и он удивил всех: для начала, заработал на квалификации место на 1-й линии стартовой решетки, а затем оказался 4-м на финише.
Битва за победу в Мизано, 2012 год. На грани срыва и вылета. И за гранью вылета
В следующем же году он оказался в World Superbike вместе с той же Ten Kate Honda. К этому моменту, Рэй стал получать различные предложения и от других заводов, но будучи преданным Honda, он отвергал их раз за разом. Надежда была на успех в WSBK и шанс перейти в MotoGP, благодаря хорошим отношениям с HRC. Так он провел 3 года в топовом классе.
Moscow Raceway, 2012 год - мысли о MotoGP отравляют Рэю жизнь
Только в 2012 году у него появился некий призрачный шанс - оказаться в Гран-При. В качестве бонуса за заслуги перед заводом, Джонатану Рэю предоставили возможность протестировать заводской Honda RC212V. Тесты состоялись в Брно, на следующий же день после дебютного российского этапа World Superbike. На Moscow Raceway Рэю не повезло, поэтому из Москвы в Прагу он бежал, сломя голову, ожидая чуда, а затем писал нелестные отзывы о волоколамском автодроме. Но дело не в этом.
Джонатан Рэй в MotoGP, Гран-При Сан-Марино, 2012
Важно: так сложилось, что практически сразу после этих тестов он получил еще одну блестящую возможность прославиться и заслужить доверие боссов из Токио, а не только из Лондона: Рэя пригласили на замену травмированному Кейси Стоунеру на Гран-При Сан-Марино, где он выступил просто феноменально (стал 8-м с первой же попытки), а затем продолжил серию в Арагоне, где улучшил позицию на финише (до 7-го места). После этого Джонатан буквально ждал каждый день приглашения или в Repsol, или в один из ближайших саттелитов, в частности, в LCR. Но приглашения не поступало. Вместо этого, он получил обещание от Тен Кейтов, что если проведет с ними еще сезон, то в 2014 его пристроят.
На квалификации в Нюрбургринге, 2013, за день до тяжелой травмы
2013 год завершился для Джонатана катастрофической травмой на Nurburgring, где он сломал левое бедро. Все произошло в сентябре, ирландец выбыл из гонок, как минимум, до ноября и очень переживал, что окажется за бортом на следующий сезон.
Лежа в госпитале, Рэй получил заслуженную награду, став Мотоциклистом Года в Великобритании
Однако, лежа в больнице, он неожиданно для себя стал получать предложения, одно интересней другого. Кульминацией в середине месяца стал оффер из команды MotoGP Pramac Ducati (сильнейшего саттелита Болоньи). А в 20-х числах сентября со своим предложением выступил лондонский офис HRC. Джонни отверг все остальные варианты, подписав новый контракт с Honda к 29 сентября. Его энтузиазм и благодарность компании были столь высоки, что Рэй вернулся в строй на месяц раньше запланированного, приняв участие в тестах, состоявшихся на Circuito de Jerez практически сразу после финала World Superbike, где чемпионом официально стал Том Сайкс из Kawasaki Raicng Team.
Рэй одержал 15 побед на морально устаревшем Honda CBR1000RR, включая великолепный дубль в Имоле 11 мая 2014 года
30 октября Джонатан Рэй честно признался, что решение в пользу Honda было сделано по двум причинам: первая - это отношение к нему и чувство востребованности, вторая - шанс, которого он ждал с первого дня прихода в Супербайк - Гран-При. Каким может быть MotoGP, Джонни увидел лично, приняв участие в двух гонках 2012 года: напряженная, не слишком дружественная и натянутая "атмосфера, как на съемочной площадке" в паддоке заставила его думать о своем будущем. Он всерьез стал строить план остаться в World Superbike. В Honda вновь пошли на старый трюк с обещанием тестов MotoGP и возможностями "подыскать местечко на следующий год". Но Джонни в эти сказки уже не верил, он был на грани принятия ключевого решения.
Сверхблизкая битва с Сайксом началась сразу же, как только Рэй пришел в Kawasaki
Возможно, это и была главная ошибка HRC - новое обещание. Теперь Рэй ждал от Honda другого. Он хотел новый мотоцикл, с которым смог бы выигрывать гонку за гонкой. Поэтому, несмотря на обещания Карло Фьорани, впервые в своей карьере сделал Джонатан шаг в сторону - в свою сторону, - заключив договор с Kawasaki.
Рэй понял, что он останется в WSBK и добьется цели - победы в чемпионате, а может быть и нескольких побед.
Назло ли Honda? Не без этого. Но он видел, что ZX-10R Ninja готов к победам, тогда как CBR1000RR оставался на уровне 2008 года, с чем он начинал работать в самый первый раз, в Портимао. Рэй ощущал отсутствие технической поддержки от завода.
И все же, на мотоцикле без электронного дросселя и трекшн-контроля Рэй сумел выиграть 15 гонок. Когда в 2012 на сцену всерьез вышли парни из BMW и Aprilia, Рэй держался за соломинку, протянутую из Токио, но в 2014 ему нужно было делать выбор. И он его сделал!
Три чемпиона мира на одном подиуме: справа-налево - Том Сайкс (2013), Сильвейн Гуинтоли (2014) и Джонатан Рэй (2015)
Фотография с финала 2014 года в Катаре - уникальна: три чемпиона World Superbike оказались на одном подиуме. Чемпион 2013 года - Сайкс, 2014 - Гуинтоли и теперь уже 3-кратный чемпион (2015, 2016 и 2016) - Рэй. Печенька с предсказанием? Последняя гонка Джонатана с Ten Kate Honda, и он воодушевлен: уже завтра начается новая жизнь...
Том Сайкс проиграл последний бой сезона 2014 года в Катаре, так что в Kawasaki снова остались без титула. Но все изменилось в следующем году. Том по-прежнему оставался №1 в заводском коллективе Provec Racing Team (Kawasaki Racing Team) и на него работал завод. Но когда в руках у Рэя оказался ZX-10R - современный мотоцикл со всеми необходимыми для победы технологиями и нужной мощностью, он пошел в атаку.
Джонатан Рэй пересекает линию финиша в Magny-Cours - новым чемпионом WSBK
Сайкс оказался под ударом со стороны своего прежнего напарника Лориса База в последний уикенд 2014 года, и это был не самый красивый уход в MotoGP: вряд ли База когда-нибудь захотят принять обратно в Kawasaki Racing после того, как он обошелся с Томом. Но Том не знал, что в гараже поселился новый пилот, копивший силы для побед пять лет подряд. К сожалению для Сайкса, Рэй оказался лучше мотивирован и заряжен на успех. А еще он оказался настоящим спортсменом и джентльменом. Вместе - Том и Джонатан частенько поднимались на пьедестал, радуя Kawasaki. Но начиная с середины 2015 года у Сайкса больше не было шанса встать поперек дороги у напарника. Напротив, Рэй протянул руку помощи Тому в финале чемпионата 2016 года, устроив "шоу" с wheelie и "потерей скорости" на последнем круге в Лосаиле, благодаря чему Сайкс смог заработать недостающие пару очков и защитить 2-ю позицию в чемпионате, которую неминуемо забрал бы Чаз Девис. Для Kawasaki это было очень важно, и Рэй проявил всю лояльность заводу и приверженность командной стратегии. Для Сайкса, конечно же, это был очень эмоциональный и в каком-то смысле даже унизительный момент, но он нашел в себе силы поблагодарить Рэя за великодушие.
У Рэя на руках действующий 2-летний контракт с заводом из Акаши, который истекает в конце 2018 года; как стало известно пару недель назад, в Kawasaki намерены удержать ирландца до конца 2020 и выиграть вместе с ним еще, как минимум, два чемпионата.
Мечта реализована: он - чемпион мира!
Его целеустремленность сохраняется на том же уровне, как когда он впервые вышел на трек в Портимао за рулем Fireblade, как когда он начал сезон 2015 года. Рэй не сбавляет обороты и не сливает гонок, хотя знает, что ему достаточно просто финишировать в TOP-10, чтобы все равно стать чемпионом мира.
3-й титул в World Superbike и 50 побед в гонках - не абсолютное достижение, хотя и близко к побитию рекордов великолепного Троя Бейлисса (3 титула и 52 победы) и Карла Фоггарти (4 титула и 59 побед). Но никому прежде, с 1988 года не удавалось взять более двух титулов подряд!
Привет семье! Татия, Джейк и Тайлер - вечные спутники Джонатана, куда бы он не направлялся
"Когда я был мальчишкой, мечтал выиграть чемпионский титул, а теперь у меня их сразу три! И это невероятно, хотя я до сих пор не могу в это поверить, - сказал Джонатан Рэй после церемонии неофициального награждения в Magny-Cours. - У меня просто нет слов, чтобы описать ощущения. Я бы хотел поблагодарить Kawasaki и всю команду Kawasaki Racing Team за невероятную поддержку, которые они оказывали мне все эти годы. А также семье и друзьям, без которых это все вряд ли бы мне удалось. Несмотря на погоду, я просто сделал свою работу, но мне очень, очень хотелось завершить ее именно сегодня, сейчас. Они поддержали меня - все! Без их поддержки я бы, возможно, дал какую-то слабину".
Катар, Losail International Circuit: 2016 год - успешная защита титула
По поводу 50 побед в World Superbike Рэй ничего особенного не сказал, добавив лишь, что за цифрами специально не гнался, только за титулами, за воплощением своей мечты. И он продолжает думать о работе: "Каждый год ощущения после победы в чемпионате разные. Самые сильные, наверное, в 2016. Но теперь, когда удалось выиграть третий титул подряд, чувствую... не думаю, что на самом деле еще понял, что именно! - добавил Рэй. - Сезон еще не завершен для меня и команды, и мы продолжим его в том же стиле".
Теперь 3-кратный!
До завершения чемпионата 2017 года остались 5 гонок, включая воскресный заезд во Франции и еще два раунда - в Испании на Circuito de Jerez и Катаре на Losail International Circuit. В розыгрыше по-прежнему 125 очков, но они на ситуацию с титулом уже не влияют: единственный, кто мог остановить Рэя, Том Сайкс финишировал в субботней гонке на Magny-Cours 3-м, не сумев сократить отставание от напарника - расстояние выросло до 129 очков. Шах и мат.
Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж