МОТОГОНКИ.РУ, 24 июля 2019 - Как известно, при наличии идеального package (понятие, в которое в мире мотоспорта вкладывается многое – и качество мотоцикла, отдельных его компонентов, и настройка, и подготовка командой к гонкам) сильный райдер может сконцентрироваться на езде, добиться улучшения рекордов. Это своего рода «домашняя работа», которую команда делает день за днем всю зиму. Но что, если домашняя работа, проделанная зимой, оказалась на другую тему?
Год назад, когда SPB Racing Team на первом этапе RSBK взяла за один день 6 призовых позиций в трех разных классах – SBK, SBK EVO и Supersport. Было тотальное доминирование. Теперь, когда все пилоты команды выступают в Superbike и SBK EVO, появилась и внутренняя конкуренция. Команда перераспределила мотоциклы среди пилотов с целью достижения идеального баланса сил, чтобы у каждого был шанс ехать на подиум и победу.
Прошлогодний чемпионский «package» достался дебютанту Премьер-класса, атлету Yakhnich Motorsport Макару Юрченко. 20-летний пилот уже на первом раунде чемпионата России продемонстрировал, что с идеально отстроенным Aprilia RSV4 RF может бить рекорды – и он начал оказывать давление на Леонова в Нижнем Новгороде. Впрочем, скорость Макара никого не удивила (по крайней мере, в команде). Интересно было другое: как с этим на новом мотоцикле справится Володя!..
История этого сезона крутится вокруг челленджа, который приняли в коллективе: передать Леонову «мировой» Kawasaki ZX-10RR Ninja, построенный Puccetti Racing для World Superbike. Мотоцикл строили для пилота Kawasaki Racing Леона Хезлама, но тот сломал ногу на финале British Superbike и не поехал в WSBK. Новенький мотоцикл купила российская команда для дебюта в World Superbike на Motorland Aragon... впрочем, с этой историей можно ознакомиться на МОТОГОНКИ.РУ – мы вели ее с самого начала.
В 2019 году команда решила, что мотоциклу такого уровня пылиться на базе в Санкт-Петербурге не следует. Технически он подходил под регламент чемпионата России в классе SBK, тем более двигатель установлен стоковый, вообще без каких-либо изменений.
Если мотоцикл настолько крут, в чем же челлендж?
Подготовку к чемпионату России все вели на Moscow Raceway, но первый раунд прошел на NRing, куда SPB Racing Team приехала без подготовки и тестов. Там выяснилось, что ZX-10RR со всеми своими наворотами, электроникой и стратегиями просто не работает на сверхкоротком треке длиной менее 3500 м. В мае, Владимиру Леонову пришлось выключить всю электронику и ехать, почти как в British Superbike – «на ушах», чтобы оказаться в итоге не подиуме оба раза. Макар в тех заездах легко уехал от соперников. Схватки между сокомандниками не получилось: фактически, Леонов оба заезда начинал с нуля, с последней позиции (в первой гонке из-за выезда в гравий, во второй из-за сбоя на стартовой решетке).
После майского этапа SPB Racing Team потратила почти 2 месяца на поиск альтернативных решений, и вот, на июньском раунде TrackRaceDays такие решения были найдены – Леонов вновь обрел уверенность!
На московском этапе RSBK 2019 года все, казалось, готово к Королевской Битве: и Макар, и Володя в отличной форме; оба имеют большой накат на Moscow Raceway; у команды максимальный опыт успеха на этом автодроме.
Но бывает ли все гладко в нашем мире?
Заезд на Moscow Raceway в пятницу был осложнен в связи с проведением автомобильных трек-дней, так что команды смогли освоить боксы заполночь. SPB Racing Team завершила монтаж рабочего пространства и приготовилась к пробным пускам мотоциклов. И тут…
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: Константин Зотов, Racing Engineer SPB Racing Team
перейти в фотогалерею
Рассказывает Константин Зотов, гоночный инженер SPB Racing Team: «Суббота тот день, про который говорят – the day to forget. Весь день пошел наперекосяк, а начался он с позднего заезда. В пятницу нам только в девять вечера разрешили начать разгрузку. Обычно установка стен занимает 4 часа, но в этот раз у нас был большой бокс на 6 мотоциклов – это 5 часов. Закатили в гараж мотоциклы к 1:40 ночи. Заводим Kawasaki – не работает! Три цилиндра дают искру, 4-й – нет… Глубокая ночь, пятница перед выходными, Moscow Raceway…»
Проблему локализовали сразу: у мотоцикла отказалась работать одна из катушек зажигания. На Kawasaki ZX-10RR в этой комплектации на каждой свече – своя, всего 4 катушки, да не простых, а в составе системы управления питания и зажигания Magneti Marelli. «Глубокая ночь, пятница перед выходными, Moscow Raceway…», а на следующий день, в 14:00 – квалификация.
Зотов продолжает: «Мы поняли, что не сможем никак эту проблему до субботы решить. Оставили Вовин мотоцикл как есть, и стали готовить остальные. К счастью, никаких проблем с Aprilia Макара, Виталия Жука и другими не возникло. Подготовили BMW для Саши Павлова. Вернулись в бокс рано утром».
Перед командой стояла дилемма: искать в Москве новую катушку (позже выяснилось, что выбило не одну, а три!) или искать мотоцикл на замену. Параллельно запустили оба процесса и катушки были найдены, но доставить их на Moscow Raceway удалось только поздним вечером, когда уровень драматизма достиг апогея.
Утро для SPB Racing Team началось с аварии: Константин Путихин допустил незначительную ошибку на выходе из поворота, которая привела к падению и травме – а на скоростном Moscow Raceway «маленьких» падений не бывает. Костю обеспечили всем необходимым, провели диагностику, зафиксировали травму. Но сразу стало ясно – осталось только 5 гонщиков.
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: SPB Racing Team - когда вариант - не вариант вообще
перейти в фотогалерею
Для Леонова нашли новенький BMW S 1000 RR, который любезно предоставил один из учеников. Но… новый мотоцикл в «стоке», да еще с «чужого плеча», от пилота иного уровня при наличии всего пары часов до квалификации – задачка для профессионалов высшего уровня. Мотоцикл с пробегом в 300 км и стоковыми подвесками и тормозами вышел на трек. Базовые карты зажигания, провалы в работе двигателя, не поворачивает. Созвали настоящий консилиум – в боксе SPB Racing Team поселились все гоночные инженеры RSBK, которые работали с BMW.
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: 15 минут до квалификации - Aprilia? Надо брать!
перейти в фотогалерею
Работа заняла оставшееся до квалификации время, но не принесла существенных улучшений. Леонов приуныл: «Три сессии на нем проехали, но ничего изменить не удалось: реально не мог на нем ехать. Хуже всего, когда пытаешься ехать как хочешь на чужом мотоцикле, а он сопротивляется, и это начинает бесить – теряешь самообладание, что опасней всего!»
Был и другой выбор: попросить взаймы Aprilia у одного из сокомандников или… у Сергея Григорьева из VL65 Racing Team, который Леонов лично настраивал и прикатывал два сезона. Поразмыслив над этой идеей, так Володя и поступил – до квалификации не осталось времени, и он вышел на трек на мотоцикле, хорошо знакомом, и все же… чужом.
«Гринговская» Aprilia ехала отлично. И тут – новая коллизия: короткая квалификационная сессия SBK была прервана красными флагами. Леонов попал в плотный трафик, прошел два круга не «в своем» темпе, а когда появился шанс разогнаться, у мотоцикла перегрелись и стали подклинивать тормоза: Володя всегда очень жестко и четко тормозит, жестче всех в паддоке. Итог квалификации – 1:58, в 22 секунды от лидера квалификации, Макара Юрченко. Начавшийся сразу после квалификации дождь полностью остановил работу команд.
Напасти для SPB Racing Team на этом не закончились: Саша Павлов и Владимир Стрельник были пенализированы Дирекцией за движение по трассе под красными флагами – их дисквалифицировали и переместили на последнюю линию решетки, где пилоты встретились с Леоновым на следующий день. Нонсенс, но факт.
А «странная суббота», тем временем, все никак не хотела становиться воскресеньем.
На воскресном warm-up Kawasaki, восстановленный и проверенный субботним вечером, вновь отказался работать – «кончилась» вторая катушка.
К счастью, накануне в бокс все же были доставлены новые детали, с запасом (учитывая особенность и непредсказуемость дня) – катушки заменили, мотоцикл ожил. Но у парней не осталось ни минуты на тесты.
Макар Юрченко ожидаемо занял поул-позицию в первом, коротком заезде длиной в 7 кругов.
В 2019 году формат воскресных гонок RSBK чем-то напоминает формат WSBK: первая гонка – вроде Superpole Race, по результатам которой формируется стартовая решетка главного заезда на 15 кругов.
Действительно, в тот момент мало кто представлял себе, что Володе Леонову, стартовавшему с последней линии, удастся догнать Макара, который уже накануне ехал в темпе 1:36. Команда ожидала, что Макар легко пройдет и в 1:35, и тогда сможет навязать борьбу Леонову в схватке за рекорд круга Moscow Raceway. Но этого не произошло.
«Странная суббота» завершилась для SPB Racing Team также неожиданно, как началась в пятницу: все сложилось перед стартом гонки.
«Мы дополнительно заявились в X-bikes, чтобы получить еще одну квалификацию и warm-up. Но из-за сбоя второй катушки… утром воскресенья передо мной вопрос стоял так: Kawasaki либо заработает, либо… я вообще не поеду в гонку, – рассказал Владимир Леонов. – На прогреве X-bikes мотоцикл по-прежнему не работал. Между этим кругом и выездом на старт 1-й гонки RSBK, команда поменяла еще одну катушку, даже две – оказалось, что в общей сложности 3 из 4 вышли из строя. На старте Костя залил новую карту. И тут – чудо: на прогревочном круге карта полностью восстановилась, и мотоцикл поехал!»
То, как прошла первая гонка, трудно было предсказать. Факт, что на 2-м круге Володя догнал тройку лидеров: к выходу на стартовую прямую прошел Киселева, перед первым поворотом уже висел на колесе у Ерёмина, затем достал Крапухина, и наконец, стал нагонять Макара, возглавившего заезд с самого старта. Команда и зрители затаили дыхание: такого на Moscow Raceway они еще не видели!
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: первый поворот второго круга - Леонов уже висит на колесе у Ерёмина!
перейти в фотогалерею
«Первую гонку – словно летел, - сказал после финиша Леонов. - Когда стартанул и начал обгонять, увидел, что у меня чуть ли не с первого круга было 1:35, уже понимал, что… могу выиграть. Пролетел все 7 кругов, не сбавляя темпа!»
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: предпоследний круг - дистанция между напарниками и соперниками сократилась до 0.2 секунды
перейти в фотогалерею
Макар выложился полностью, чтобы сдержать натиск заряженного на победу Леонова, но второй золотой дубль, как на NRing стал выскальзывать из рук… На последнем круге Леонов ловко подлез под напарника в последнем секторе – и пересек линию финиша первым! Разница между пилотами SPB Racing Team составила 0.3 секунды – Юрченко пытался изо всех сил вернуть позицию.
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway, битва атлетов Yakhnich Motorsport: Леонов пропустил Юрченко вперед - это был хитрый план!
перейти в фотогалерею
Вторая гонка дня отличалась от первой по многим причинам, и здесь уже стратегия и тактика играли большую роль, чем кураж. Но об этом подробнее – отдельно. Леонов выстрелил со старта, с поул-позиции, а Макар бросился в погоню и даже прошел напарника, но опыт подсказал Владимиру, где и когда нужно совершить решающий обгон, чтобы соперник не сумел контратаковать.
Когда Володя прибыл в закрытый парк, он – и вся SPB Racing Team – ликовали: «Прощай, черная суббота – здравствуй, золотое воскресенье!» Для настоящих профессионалов не существует неразрешимых проблем.
Антон Ерёмин на Ducati замкнул оба подиума, а Макар после финиша отметил, что в первой гонке ехал на более мягкой покрышке Pirelli SC1, тогда как квалифировался на SC3, с более жестким каркасом, которая позволяла ехать агрессивней.
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: Макар Юрченко не слишком доволен исходом гонки
перейти в фотогалерею
«Думаю, из-за этого возникла некоторая нехватка поворачиваемости, и не получалось держать темп 1:36.0-36.1, как в квалификации – я ехал 1:36.6-36.7. Поэтому Вова меня так быстро догнал. На вторую гонку поставили SC3, и тогда я поехал лучше – 1:36.1, и мы начали новую игру. Оба берегли резину, наш средний темп был где-то 1:37. За три круга до финиша Вова начал взвинчивать темп, и я немного отстал. Пытался его нагнать, тут появилась проблема с тормозами. Через полкруга все вернулось в норму, правда, к этому моменту Вова уже в 3 секундах был, так что догнать его оказалось невозможно. Мне, конечно, обидно с одной стороны, но с другой рад за команду: у нас два двойных подиума, мы 1-2, а Виталий Жук стал 3-м [в классе SBK EVO], Саша Павлов сегодня также улучшил свой рекорд на Moscow Raceway. И хочу пожелать скорейшего выздоровления Косте Путихину и Вите Мочалову!»
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: команда SPB Racing Team - двойная победа, дубль, и еще подиум в EVO
перейти в фотогалерею
Это был, наверное, лучший гоночный уикенд RSBK за последние лет десять, как по четкости организации, так и насыщенности событиями, а также эмоциональной окраске. Для SPB Racing Team это был большой триумф, победа над такими трудностями, которые иную команду вычеркивают из уикенда без шансов на возвращение.
P.S. Сейчас Леонов уже в Судзуке, готовится к одной из главных гонок сезона – для японских заводов – финалу чемпионата мира по эндурансу Suzuka 8 Hours.
Немного фото со своеобразной afterparty и из закулисья команды-триумфатора:
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: Сергей Бояринцев в цветах SPB Racing Team - в эти выходные работал с Макаром Юрченко
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: парни смотрят запись первой гонки SBK с 360-градусной бортовой камеры на мотоцикле Макара Юрченко
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: Макар Юрченко возглавляет 1 гонку SBK с преимуществом в 2 секунды
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: Леонов на хвосте у Юрченко, пройдено меньше половины заезда
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: эпическая битва Владимира Леонова и Макара Юрченко из SPB Racing Team
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: подиум 1-й гонки SBK - Леонов выигрывает ее после старта с последней позиции!
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: второй заезд SBK, на этот раз Леонов стартовал с поул-позиции, но Юрченко вышел вперед
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: эпическая дуэль Владимира Леонова и Макара Юрченко
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: последние круги гонки - парни из SPB Racing Team немного переживают
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: в первой гонке Леонов сразу поехал рекордное время круга - 1:35.5
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: мертвые свечи, спецключи, шампанское и два кубка
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: они заслужили почести! Racing engineer Константин Зотов (на Kawasaki) и шеф-механик SPB Racing Team Игорь Забалуев
перейти в фотогалерею
RSBK FEST 2019 - Moscow Raceway: Геннадий Поливода, механик SPB Racing Team - минута славы и расслабона
перейти в фотогалерею