МОТОГОНКИ.РУ, 14 февраля 2009 - Вот уж действительно, семинар, на котором пришлось не только записывать, но и глубоко вникать: уровень подготовки для понимания лекции, которую читал Ветерок, однозначно требовался выше среднего - как минимум, досконального знания принципов работы гоночного мотоцикла и глубокой теоретической базы по спортивной езде. Термины, которые естественно никто никому не объяснял - в каждой фразе, в каждом новом предложении. Но, семинар оказался даже более интересным, чем предыдущие: не каждый день можно узнать, как улучшить время круга, посидев полчаса с компьютером в гараже!
Нет смысла приводить весь текст семинара, но вот некоторые выдержки, которые возможно заинтригуют читателя и наконец-то заставят его прийти на следующий:
"Не многие гонщики по-настоящему открывают газ! - сказал Иванов, - Это - факт, и мало кто о нем догадывается. Вроде бы и скорость развивают на прямиках, но все равно находится кто-то, кто легко обходит их на мотоциклах аналогичной мощности. Почему? Все это видно на графиках, причем, настолько ясно, что можно сказать "Wow! Как же я раньше до этого сам не допетрил!" Электроника беспристрастна и показывает всю правду.
"Разберем на примере небольшой кусочек лога, демонстрирующий выход из поворота на длинный прямик и заход на новый поворот (см. на фото сверху). Вот так, - рисует Вова ровную "лесенку", - разгоняется профессиональный гонщик, который видел результаты своих заездов в "цифровом виде". А вот так [нижний график] - многие из новичков, да и даже те, кто уже много лет ездиет, но просто никогда не вникал в суть процесса. Разница видна невооруженным глазом: первый открывает газ раньше и достигает максимальной мощности раньше, второй - открывается слишком плавно или просто не открывается. Да, он достигает в определенный момент максималки, но это происходит позднее. Вывод: первый райдер гораздо быстрее проходит взятый нами отрезок трассы, экономя на этом до нескольких секунд.
"По графикам можно анализировать много разной информации, и чем больше датчиков установлено на мотоцикл, тем правильнее будут выводы. Обычно, все ставят датчики на двигатель и передний тормоз, чтобы видеть динамику мотоцикла. Датчики можно поставить также на подвеску, установить гироскоп, чтобы знать на какой угол наклоняется байк, можно установить GPS-модуль, чтобы система могла не только точно считать скорость, но и "рисовать трассу" - прописывать точную траекторию движения круг за кругом.
"Кстати, вот эти самые данные, с GPS вкупе с данными с тормозов и двигателя, позволяют довольно быстро сократить время прохождения некоторых поворотов. Допустим, нам каким-то нечеловеческим способом удалось стибрить лог какого-нибудь чемпиона, и мы увидели, как он проходит тот или иной поворот. А потом мы берем наш график, и начинаем сравнивать: где основная ошибка, и за счет чего он экономит на этом повороте почти 1.5 секунды? Даже без "идеального" графика, ошибку можно найти и исправить. Просто нужен человек, умеющий правильно интерпретировать график.
"Например, на графике видно, что гуру заходит в поворот, не снижая газа, ну или практически не снижая его - просто начинает заходить в поворот в другой точке, и оттормаживается по-другому. И выходит из поворота он раньше, и уже на высокой скорости - его график очень резко уходит вверх.
"Самым интересным в данных телеметрии является анализ падений. Да, падения на графиках видны очень четко, и почти всегда можно сказать, из-за чего произошел тот или иной хай-сайд или лоу-сайд, даже не видя самого падения: видно, где гонщик рано открылся или открылся слишком резко - за этим моментом следует мгновенный провал с максимума на ноль (байк упал).
"Систем для телеметрии не очень много. Есть две основные системы - 2D и AIM. Причем, программы для анализа данных AIM можно найти даже в Интернете, а 2D считается профессиональной дорогой системой, которая поставляется в комплексе. Все они пишут информацию на карты памяти, поэтому после каждого круга или серии кругов, специалист быстро может просмотреть информацию и дать рекомендации по ошибкам или скорректировать пилота.
Анонсы следующих семинаров ищите на сайте МОТОГОНКИ.РУ и на официальном сайте команды Yakhnich Motorsport