МОТОГОНКИ.РУ, 8 июня 2019 - Далее - цитаты с пятничного семинара MXGP Академии, прошедшего в рамках Гран-При России, 8-го этапа чемпионата Мира по мотокроссу MXGP.
Постановка правильных целей.
Цели должны быть реалистичными. И они не должны навязываться, они ставятся сообща вместе с гонщиком и сообща достигаются.
Гонщики младше 13 лет едут ради удовольствия. А уже после 13 лет в профессиональном спорте важна постановка реалистичных целей - на каком месте финишировать.
Как организуют эту деятельность команды? Ведь гонщку, подписавшему контракт, важно добиться определенного результата...
Пример от Роберта Юста:
Допустим, мне 19 лет, я на чемпионате мира, и босс говорит, что было бы неплохо попасть в ТОП-3. Это цель, которую надо достичь. И вот я занял 8 или 9 место и очень разочарован. Тренер спросил, из-за чего я расстроен. ТОП-3? Но твоей целью не может быть ТОП-3, если ты едешь внутри ТОП-10. По своим результатам ты в десятке, а цели так не ставятся.
Мы обсудили постановку целей. Допустим, в трех гонках я занимал 13-12-11-е места. Считаем среднее, получаем 12. Это и есть реальная цель на все гонки. И если я приеду 8-м, отлично, потому что изначально цель была ТОП-12. А если я буду 13-м, то, поработав, в следующий раз добьюсь цели.
С тех пор мои результаты пошли вверх. Это хороший способ постановки целей.
Каждый раз, по прошествии нескольких соревнований, высчитывайте новые цели по результатам и получайте новую цель. Так гонщик и его команда становятся профессиональнее.
То, что я сейчас рассказал, это база, подход больших топовых команд, основа профессионального спорта.
И еще, важно фокусироваться на технике езды гонщика на трассе, а не на сравнении его с другими, более успешными. Точка.
Общение и поведение
Родители – самые важные люди для юного гонщика, именно поэтому крайне важно невербальное общение. Если вы нервничаете и вроде бы не показываете вида, он будет копировать вас. Но еще важнее, не показывать своим видом, что вы недовольны.
Есть лишь небольшая группа гонщиков порядка 5%, которых мотивируют злость и ярость, но это, скорее, исключение. Остальные настроены на позитив, и только так вы можете настроить их на достижение хорошего результата.
Говоря о Херлингсе, Кайроли, Прадо – у них тихие и спокойные родители, которые не мешают во время гонок. Другой пример - Тим Гайзер, со стороны отца есть определенный прессинг, и вроде бы Тим едет быстро, но из-за прессинга у него нет стабильного результата, подгоняет себя и из-за этого падает. Многие не выдерживают такого напора со стороны родителей.
Перед гонкой юному гонщику важно показать, что вы рядом с ним и верите в него.
При общении используют два типа вопросов: открытые и закрытые. Ответ на закрытый - да/нет. На открытый - предложение. Важно, чтобы вы задавали больше открытых вопросов. Так налаживается коммуникация с ребенком. Возможно, на треке был камень или колея, он объясняет, думает, анализирует. А машинально ответив да-нет на ваш закрытый вопрос, он быстро забудет об этом.
Об организации на соревнованиях
Вокруг своего автобуса важно создать позитивную атмосферу, чтобы все было на местах, в привычном порядке, ничего не мешалось.
Важно планирование, план на день. От тренировок до гонок, между которыми важно вовремя поесть, отдохнуть. Важно, чтобы ребенок к этому расписанию привыкал и знал, что за чем следует и сколько времени до старта. Это позволяет чувствовать себя свободно и избегать ситуаций типа "ой, 15 минут до старта, а я еще не ел".
Не помешают 2-3 листка с расписанием. И важно понимать, что есть можно за 2 часа до гонки. Это индивидуально и планируется для каждого. Например, в 8 завтрак, подготовка, посмотр трассы, тренировка – гонщик должен понимать, когда и что.
Не нужно заранее приходить к стартовым воротам
Что отдельно отметил Роберт Юст, на гонках юниоров (чего нет в MXGP) гонщики подходят к старту очень рано – за 20 минут до заезда, от чего устают, стрессуют. Поставили заранее мотоцикл, а подошли за 5 минут до начала - гонщик готов, есть время собраться и начать тренировку или заезд.
- Я был гонщиком, я знаю, - уверен Роберт. - На чемпионате мира топовые гонщики приходят, когда остальные уже на местах. Они стрессуют, а он расслаблен, спокоен, несмотря на других. Приходит и присоединяется к остальным.
Порядок и забота
Чтобы чувствовал себя комфортно как дома, важно, чтобы мотоцикл всегда стоял в одном и том же месте возле машины (в паддоке). И важно, чтобы стол и стул находился на одном и том же месте - ставить именно так. И это касается всей организации моторхоума и пространства вокруг него. Если шлем, очки, мотоцикл постоянно в разных местах, это раздражает. Мы не ищем, не переставляем. Важен порядок.
Чистые шлем и экипировка тоже придают уверенность. Если гонщик грязный, а вокруг все чистые - это дополнительный стресс. Почистили - проявили заботу. Все это ничего не стоит, но если соблюдаете чистоту, вы выглядите профессионалами, и порядок в голове. Дети должны посмотреть, как это должно быть, на примере профессионалов.
При этом гонщики в командах делают все сами. Нет такого, что гонщик сидит, а родители делают все за него. Ребята не должны сидеть в сторонке. Это важно понимать и объяснять.
Мотокросс, школа, рисование и др... как расставлять приоритеты? Степень доминирования мотокросса…
Роберт Юст: Важный вопрос. Из моего опыта, когда много увлечений, дети бросают мотокросс. Через 2-3 года говоря, "мне это не нужно". Если ребенка пичкают рисованием, мотокроссом и тп., через 3 года он бросит все – устал, для него это было не удовольствие, а работа, потому что у него нет выбора. Важно позволить ребенку сделать свой выбор. Если ему нравится рисование, а его мучают мотокроссом…
Дмитрий Паршин: я в мотокроссе с 7 лет. В 10-11 лет начал заниматься большим тениссом, нравилось, но я всегда считал, что теннис - это дополнительно. А основной интерес – мотокросс. Считаю, важно больше внимания уделять тому, что ребенок больше хочет.
Важно прислушиваться, что нравится ребенку. Но если выбрал мотокросс, то заниматься этим регулярно, отдавать себя этому делу.