МОТОГОНКИ.РУ, 6 апреля 2020 - Итак, при развитии любого «нормального» сценария всегда есть риск форс-мажорной ситуации. В такой ситуации в январе 2008 года оказалось крупнейшее раллийное событие в истории - ралли-марафон «Дакар», отмененное за пару дней до старта из-за не слишком явной террористической угрозы со стороны исламистких группировок из Мавритании. При всей поддержке властей, A.S.O. не смогла гарантировать безопасность участников и предпочла, в итоге, вовсе покинуть Африку на следующее десятилетие, потеряв при этом очень много денег. Но не репутацию! И A.S.O. не обанкротилась, благодаря тому, это «Дакар» является разовым событием. Но MotoGP и Формула-1 длятся 8-10 месяцев в году, весь сезон, они посещают все континенты (кроме Африки) и зарабатывают сотни миллионов.
В то же время, риск потерять те же сотни миллионов остается великим.
Итак, Формула-1 должна по контракту с FIA провести, как минимум, 8 гонок в течение сезона, чтобы чемпионат официально состоялся. В MotoGP должно быть 13 гонок. Однако, в FIM уже намекнули на возможность пересмотра контракта в виде исключения в плане уменьшения минимума до 10 событий.
В чем разница между Олимпийскими Играми, бюджет которых достигает миллиарда евро, и двумя самыми технологичными чемпионатами моторного спорта?
Олимпиада 2020 в Токио перенесена на 2021 год
Олимпиада проводится, как и ралли-марафон «Дакар» в течение ограниченного времени в ограниченном пространстве (летом 2020 года - в Японии). Игры организуются Международным Олимпийским Комитетом (МОК), в который входят национальные комитеты. По сути, это межправительственная организация, и большую часть бюджета ее составляют вклады Комитетов стран-участниц. Вторую половину дают спонсоры и рекламодатели. Затраты на проведение Олимпиады учтены в бюджетах каждой из стран-участниц. По большому счету, в случае отмены Олимпиады, национальные комитеты сохранят часть своих денег, а не потеряют их. МОК не получит компенсации от спонсоров, будет вынужден заплатить неустойку телекомпаниям, но он не обанкротится от этого.
Гран-При - это коммерческая серия. Национальный Гран-При субсидируется со стороны местных властей и правительств стран-участниц MotoGP и Формулы-1. Эти деньги локальный промоутер платит автодрому и генеральному промоутеру - за право проведения Гран-При. Перенос события в рамках сезона - это не такая уж большая проблема, как отмена. Отмена означает, что автодром не получит денег вообще. Локальный промоутер, скорее всего, будет вынужден требовать компенсации со стороны генерального, поскольку ему придется компенсировать собственные убытки, а также недополученные средства от спонсоров и рекламодателей. В итоге, страдает генеральный промоутер - Dorna Sports в случае с MotoGP.
Наглядно можно увидеть здесь: Финансовая схема - кто, кому и за что платит в MotoGP.
Олимпиада проводится раз в несколько лет, и ее перенос на следующий год («не по порядку»), хотя и нарушит систему подготовки атлетов и планы организаторов, но может быть принято как годное решение. Что мы и видим в случае с Олимпийскими Играми 2020 года в Японии.
MotoGP и Формула-1 - краткосрочный проект, который меняется ежегодно. Если чемпионат не состоится хотя бы один раз, второго шанса у генерального промоутера уже просто не будет!
ОК, все это вместо предисловия...
О чем вели переговоры IRTA, MSMA и Dorna Sports в течение последнего месяца? Они, понимая, что план Dorna - перезапустить чемпионат MotoGP в мае в Хересе не выдерживает никакой критики, еще в марте создали План «Б» - «плохой» сценарий из ряда возможных, с помощью которого можно было бы избежать худшего сценария (тотального банкротства из-за отмены чемпионата).
И все же, гонки без зрителей - это возможно?
Первое, что обсуждалось, возможно ли для Dorna провести гонки за закрытыми дверями, будет ли это иметь смысл в принципе.
Большинство национальных промоутеров сразу же ответили «нет», ибо теряется смысл события, они ничего не заработают. А если не заработаю, зачем вообще что-то проводить? Dorna будет вынуждена вернуть им деньги - для местного промоутера неплохой сценарий. Но не для Dorna!
Клод Миши, босс Bugatti Circuit в Ле Мане: MotoGP без зрителей - бессмысленное дело
Компромисс: сократить количество зрителей и гостей паддока до минимально возможного количества, при котором локальный промоутер не потеряет мотивацию. Через что-то подобное Dorna уже проходила 3-4 года назад, когда столкнулась с фиаско в продажах билетов на Гран-При Великобритании. За год-два до того, сигналом к катастрофическому падению интереса британцев в мировыми гонкам стали совершенно пустые трибуны на World Superbike: в какой-то год DWO анонсировала посещаемость в 32000 человек за уикенд. Для сравнения, даже на Moscow Raceway в 2012 году за уикенд было зафиксировано более 40 тыс. гостей.
Dorna решила, что сможет покрыть часть недополученного заработка локальными промоутером из собственных резервов. Предполагается, что количество гостевых пассов в паддок будет сокращено радикально (до 10-20 на команду Королевского класса, в младших классах - до 5-ти, либо полностью исключить присутствие посторонних за кулисами). Места на трибунах будут распределены иначе, чем на базовом варианте. Будут ли людей рассаживать через ряд или через сиденье, пока не понятно, но количество билетов может быть сокращено ровно в два раза. В общем, 30000-50000 зрителей на топовых событиях, где обычно собираются по 200000 - это тоже решение.
Когда может стартовать сезон MotoGP 2020?
Очевидно, что в мае границы не откроются. Генеральный секретарь генералитета Каталонии на днях дал интервью, в котором четко описал ситуацию с проведением Гран-При Каталонии в начале июня как «невозможную в ранее запланированные даты», причем, это касается и Формулы-1 тоже. Германия и Нидерланды, скорее всего, продлят свои карантины.
Начать чемпионат в Финляндии 12 июля?
Буквально вчера Франко Унчини, офицер FIM по безопасности, который отвечает за омологацию автодромов с грустной улыбкой констатировал факт, что «KymiRing даже еще не омологирован», и на самом деле, в какой стадии находится строительство автодрома, «у FIM и Dorna прямо сейчас нет никакой информации». Перед началом сезона команды настаивают на проведении тестов, как в Катаре: тесты должны пройти на том автодроме, где состоится первый раунд MotoGP. Если Финляндия успеет доделать все, открыть доступ представителям FIM на трек, то Dorna придется организатовать там общие тесты (всех трех классов), но они должны будут пройти за 2 недели до события. ОК, даже за неделю до события, то есть, в первый уикенд июля. Возможно ли это? При отмене или переносе DutchGP, вполне. Но только если откроются границы.
Есть проблемы и с Automotodrom Brno. Это один из тех "народных" этапов MotoGP, на который приезжают именно как на фестиваль, Брно становится центром мотоактивности всей Европы на неделю. Если проводить гонки без зрителей, город ничего не заработает, а обеспечение события, так или иначе, потребует колоссальных затрат. Чехии проще отказаться в этом случае. Да, регион понесет колоссальный ущерб, но... риск такого сценария существует уже 7-8 лет! К нему привыкли...
Реалистичным выглядит начало сезона в августе, на Red Bull Ring.
Когда сезон может быть завершен?
Правильным должен быть такой вопрос: когда он должен быть завершен? Сезон в MotoGP не может быть завершен позднее 31 декабря 2020 года, да и вообще, позднее 31 декабря любого года.
Для очень большого количества проектов в MotoGP бизнес-структура, планирование и контрактные обязательства имеют краткосрочный характер - на 12 месяцев: договора начинают действовать 1.01 и завершают действие 31.12 каждого года. Затем, продлеваются на следующий год, либо не продлеваются, но чаще, заключаются совершенно новые контракты. Исключения составляют только контракты с пилотами заводских команд (2-3 года), а также многолетние партнерские контракты - на эксклюзивное телевизионное освещение (3-5 лет) и договора в MSMA между производителями и Dorna Sports (5 лет).
Здравствуй, мама! У меня все хо-о-рошо!..
Контракты с автодромами заключаются на несколько лет (иногда, до 10 и больше). Но также есть контракты с локальными промоутерами, которые могут заключаться, как год за годом, так и на 2-3 сезона. Поэтому, локальный промоутер может меняться, а трасса оставаться. И еще: трасса может пропускать сезон, например, если локальный промоутер вдруг провалил свою миссию - ответственность в этом тройственном союзе несет локальный промоутер.
Сколько гонок, в итоге, удастся провести?
Начав чемпионат во второй половине сезона, остается шанс провести от 10 до 13 Гран-При, включая перенесенные на ноябрь гонки в США и Аргентине, а также Таиланд. FIM обещает помощь в пересмотре всех внутренних регламентов и расширить «активный сезон» до 24 декабря 2020 года. Сейчас пока официально действует запрет на любую активность с 1 декабря до 15 января, если помните.
Из ранее отмененных («перенесенных») европейских гонок - Херес, Ле Ман (и Муджелло с Барселоной - ту да же!) - две могут быть отменены окончательно. Гран-При Фрацнии может быть проведено «безопасно» для остальных контрактов только в июне, вместо автомобильных «24 часов Ле Мана». И, как говорил ранее Клод Миши, без зрителей он не видит смысла вообще проводить эту гонку. Далее, Барселона, если будет отменена в июне, то скорее всего, отменена совершенно.
Dorna также может пожертвовать еще одним испанским этапом - Гран-При Арагона, отдав эти даты по какое-то из перенесенных событий. Но только не Хересом! Херес-де-ла-Фронтера слишком нуждается в MotoGP - это вопрос жизнеспособности целого города! И Dorna не сможет вот так это оставить. Его могут перенести и на конец ноября, на начало декабря. На Circuito de Jerez можно кататься в это время, правда, расписание гоночного дня придется ужать в очень узкие рамки, примерно с 11:00 до 16:00.
Гран-При Великобритании сегодня в привилегированном положении: во-первых, дата проведения BritishGP очень комфортная - 30 августа; во-вторых, этап полностью застрахован от отмены - и любого форс-мажора. Но именно BritishGP кажется наиболее вероятной гонкой, которая состоится - со зрителями или без них!
Что еще обсуждалось с производителями?
Как подтвердил спортивный директор Ducati Corse, заводы почти единогласно приняли просьбу Dorna - заморозить разработку двигателей и аэродинамики в апреле и до конца сезона, когда бы это не случилось. Вот, что рассказал Чьабатти:
ItalianGP - Гран-При Италии 2019: эмоциональная - первая победа Данило Петруччи на борту заводского Ducati в MotoGP
перейти в фотогалерею
«Мы провели уже много конференций по скайпу между офисами [заводских команд, представителей MSMA в MotoGP], пытаясь выработать некое единое мнение. Прежде всего, мы хотим понять последствия каждого из решений. Думаю, что мы также можем придумать какое-то жизнеспособное решение и дать его промоутеру. Прежде всего, необходимо понять, когда будет достаточно безопасно для перезапуска чемпионата. Прямо сейчас, очевидно, что стоит воздерживаться от поспешных решений. Надо увидеть четкий момент, когда пандемия начнет сходить на нет. Только после этого можно будет о чем-то реальном думать. Надеюсь, что мы сможем провести хотя бы 10 гонок, и этого будет достаточно с моей точки зрения. План «Б» допускает такой сценарий. Если ситуация сможет вернуться в норму раньше, конечно, все бы хотели рассчитывать на 13 гонок. Но мы сейчас далеки от нормы» - сказал спортивный директор Ducati Corse.