МОТОГОНКИ.РУ, 21 июля 2020 - DAZN является эксклюзивным партнером Dorna Sports в области создания телевизионного и видео-контента на территории Испании. DAZN - 100% коммерческий, частный проект, который включает телеканал и несколько цифровых носителей, включая, потоковые каналы в Интернет. Однако, платные каналы имеют примерно в 15 раз меньше подписчиков, чем общественные (бесплатные).
DAZN - эксклюзивный вещатель MotoGP в Испании до конца 2021 года
По контракту с генеральным правообладателем MotoGP, Dorna Sports, DAZN имеет права на прямые трансляции, повторы, video-on-demand (повторные показы контента в записи по запросу зрителя), но что гораздо ценнее, это присутствие съемочной группы в паддоке и съемка собственных, 100% эксклюзивных материалов. Также, DAZN ведет свое Live-шоу на протяжении всего уикенда, и оно реально популярно! Однако, годовая подписка для просмотра контента с двух устройств стоит €99.99, почти столько же, сколько прямой «retail» от самой Dorna на motogp.com. Разница в аудитории (по подписчикам) при этом колоссальная: в 2019 году была утечка информации, что у DAZN порядка 350 тысяч подписчиков, тогда как у motogp.com их уже было более 3.5 млн. Аудитория трансляций MotoGP на RTVE - десятки миллионов.
Конкуренции между Dorna и DAZN нет, поскольку прямые трансляции гонок (видео поток с камер) DAZN выкупает у Dorna и может делать с ними, что хочет. В итоге, получается уникальный продукт. Главная ценность - это Live-шоу с прямыми включениями из паддока. У каждого бродкастера они свои, неповторимые, и дополняют друг друга. Так что для Dorna - сплошной профит!
Самая известная испанская спортивная журналистка Изаскун Руис раньше работала на RTVE
Но общественное телевидение Испании, телеканал RTVE много лет имеет особые преференции в плане трансляций Гран-При - бесплатных трансляций. Массовых, бесплатных трансляций, что "немного" нарушает эксклюзивность DAZN.
Антимонопольное законодательство Испании обязывает Dorna давать часть контента в свободный оборот, и RTVE выполняет эту самую функцию - демонстрирует часть этого контента публике бесплатно. Другую часть Dorna распространяет через соц.сети (Facebook и Twitter), но это скорее для подогревания интереса к приобретению Video Pass на motogp.com, нежели в качестве благотворительности.
Проблема RTVE в том, что этот телеканал эфирный, и его нельзя ограничить географически, как 100% цифровые. Находясь в номере отеля где-нибудь во Франции, вы наверняка среди 100500 телеканалов натыкались и на RTVE. Точно также можно посмотреть публичные эфирные каналы итальянского телевидения в других странах, например, Mediaset: там тоже транслируются гонки MotoGP!
Вот такая звездная команда была у RTVE в 2015 году: Анхел Нието и Алекс Кривье в качестве экспертов-комментаторов
У RTVE есть своя спортивная студия, которая также производит Live-контент, который, впрочем, не может соперничать по качеству с продуктом DAZN. Впрочем, с 2011 по 2016 год команда комментаторов RTVE была просто мегапредставительная: чемпион GP500 1999 года Алекс Кривье в роли комментатора в студии и 13-кратный чемпион мира, к сожалению, ныне покойный легендарный Анхел Нието.
Но расширить пакет своих трансляций RTVE в 2020, как государственный телеканал, не может: правительство Испании не выделяет средства на поддержку подобных проектов, несмотря на то, что MotoGP был признан национальным достоянием страны в разгар эпидемии и карантина. Плюс, непростое экономическое положение Испании после 3-месячного карантина и нацеленность бюджета на освещение Олимпийских Игр: сейчас денег на покупку прав на MotoGP попросту нет.
А вот сегодняшняя команда DAZN
Сегодняшняя команда DAZN MotoGP не менее представительная и эффектная: чемпион World Superbike и ветеран MotoGP Карлос Чека в качестве эксперта, комментатор в студии - все тот же Алекс Кривье; репортер на пит-лейне Изаскун Руис, которая до того работала на RTVE спортивным журналистом.
DAZN заявила, что аудитория из-за кризиса резко сократилась, и расходы на продакшн могут не окупиться. Контракт DAZN с Dorna Sports подписан до конца 2021 года, обязательства есть и деньги уже уплачены... Абсолютно такая же ситуация в Италии, где Sky пытается лишить Mediaset прав на трансляции гонок MotoGP в любом виде. Телекомпании готовы судиться, но пока между ними стоит Dorna, удается договариваться полюбовно.
В 2020 был достигнут компромисс: DAZN добилась, что с RTVE снимут все прямые трансляции, кроме одной - самой важной гонки сезона (на выбор телеканала). У Mediaset осталось право на 2 прямых эфира. По соглашению, RTVE и Mediaset получили право освещать чемпионат в новостных выпусках, не более 3 минут в рамках одного эфира. Но RTVE и Mediaset покажут все гонки MotoGP, Moto2 и Moto3 в записи, с небольшой паузой после прямого эфира. И это продолжает очень больно бить по DAZN и Sky: получается, что потоковые каналы теряют клиентов, готовых купить подписку из-за доступа к гонкам в записи - эту услугу бесплатно предоставляют RTVE и Mediaset!
Repsol - главный партнер и спонсор самой успешной заводской команды MotoGP
Но в Испании есть и другие естественные регуляторы, которые давят на Dorna и даже правительство - это крупнейшие спонсоры, такие как Repsol. В Repsol очень недовольны резко снизившимся уровнем [бесплатного, доступного] освещения MotoGP на национальном уровне. Также, Repsol хотела бы расширить аудиторию в Италии, где она также резко сократилась из-за сокращения трансляций и переводе их на платную платформу Sky.
С 2012 года каталонская компания шла иным путем: она жестко ограничила телекомпании по географическому принципу, выделив по одному партнеру в каждой стране. По контракту, главным требованием к бродкастеру является ограничение трансляций (технологически) в рамках границ одной страны, чтобы между разными партнерами не возникало пересечений по аудитории и конфликта интересов. Но как быть с традиционно мотоциклетными странами, где аудитория попросту не привыкла платить за это шоу, но привыкла тратить деньги на MotoGP иными способами? Так сложилось за десятилетия!!! Так что к 2022 году Dorna придется пересмотреть все эксклюзивные контракты и перейти к дробному распределению прав, чтобы восполнить телевизионную аудиторию.