МОТОГОНКИ.РУ, 8 мая 2013 - Здесь все пронизано историй мото- и автоспорта. Уникальный автодром, которому в этом году исполняется 91 год. Построенный Миланским Авто Клубом в 1922 году, этот 3.4-километровый трек был ориентирован, конечно же, не столь популярные гонки среди автомобилей. Первое Гран-При Монцы разыграли 10 сентября того же года. Бетонный скоростной овал (Pista di Alta Velocita) – визитная карточка этого сооружения: его профиль имеет такой наклон, что устоять на нем на ногах просто невозможно, но в 20-е годы XX века именно здесь ставились первые рекорды скорости на 4 колесах.
Автодром многократно перекраивался после 30-х. И до нашего времени он дошел в такой конфигурации: 5777 м, 13 поворотов, 8 из которых правые. Самыми известными виражами являются Curva Grande (длинная правосторонняя дуга, где мотоциклы идут в полном наклоне на высшей передаче продолжительное время), шикана Variante Ascari (связка левого и правого поворотов, следующая за длинной дугой Curva del Serraglio, почти прямой, от того такой быстрой), а также Parabolica – раскрывающаяся наружу шпилька. Судьбы многих гонок решались в двух последних поворотах.
Монца – один из самых быстрых треков в календаре. Средняя скорость круга превышает 204 км/ч. Главные рекорды скорости ставили здесь, традиционно, итальянские гонщики на итальянских мотоциклах, но в прошлом году всех удивил Том Сайкс, разогнавший свой ZX-10R до 339,5 км/ч на второй свободной практике.
Первая гонка стартовала сухой, но через несколько кругов начался проливной дождь... и заезд просто отменили
Британец возвращается на столь удачный для себя автодром, где он выиграл единственную состоявшуюся в прошлом году гонку (вторая была отменена из-за сильного ливня). Его план - победный дубль, повторение и приумножение ассенского триумфа. Сайкс возвращается в TOP-3 после столь неудачного начала сезона в Phillip Island и переменчивого Арагона, где техническая проблема не позволила финишировать на подиуме в обоих заездах. В Ассене все было иначе: доминирование в первом заезде и близкая борьба с Aprilia Юджина Лаверти во втором.
"Я хорошо мотивирован после уикенда в Ассене, - говорит Том. - Наш байк выглядит замечательно, а изменения, которые мы произвели в этом году, кажется, принесли ожидаемый эффект во всех областях. Теперь, отправляясь в Монцу, я с большим оптимизмом смотрю в будущее, потому что там я выиграл гонку в прошлом году. Это трек, которым наслаждаюсь, потому что в прошлом у меня были кое-какие сильные результаты, также приятно там ездить, зная, какая великая история стоит за этим автодромом".
Впрочем, вторую строчку в чемпионате после Голландии делят между собой сразу три (!) гонщика - у всех по 83 очка, все трое отстают от лидера - Гуинтоли на 28: Сайкс, Лаверти и Девис. Невероятная ситуация, которая делает борьбу за призовые позиции еще напряженней.
Год назад этап в Монце был ой каким напряженным! Но не из-за борьбы на треке, а из-за массы обстоятельств, сопутствующих самому событию.
Гуинтоли взял поул в Монце, но не сумел воспользоваться этим преимуществом
Из-за сильных дождей вскрылись некоторые серьезные недоработки автодрома: асфальт в финальном секторе (Ascari и Parabolica) начал "пузыриться" во время дождя и после, когда солнце стало подсушивать трек, что привело к многочисленным падениям в STK-1000 и WSBK. Из-за серии негативных отзывов под ударом оказался официальный поставщик покрышек - Pirelli, которому предъявили обвинение в том, что дождевые покрышки не способны выдержать темп гонки на таком треке, как в Монце. Затем, некоторые спорные решения Дирекции, в частности, об отмене одной из гонок WSBK, привели к серьезному скандалу с участием команды Effenbert Liberty Ducati, чьи пилоты должны были стартовать по итогам квалификации с поул-позиции (Сильвейн Гиунтоли) и 7-й позиции (Якуб Смерж). Перед стартом второй гонки, который был объявлен не по расписанию, в суматохе, на warm-up поул-ситтер Гуинтоли... даже не доехал до стартовой решетки и был вынужден ретироваться еще до старта!
Отмена гонка и последовавшая неразбериха, якобы, нанесли существенный репутационный вред титульному партнеру команды - Effenbert. Конечно, это были эмоциональные заявления, но чешская компания, действительно, в середине сезона вышла из чемпионата мира, оставив Liberty ни с чем на своем домашнем этапе - в Чехии. В итоге всего этого из чемпионата ушел Смерж (теперь он выступает в British Superbike), а Чехия лишилась национального этапа WSBK.
Из-за массы аварий под удар попали сначала Pirelli, а затем и сам автодром - за нарушение технологии укладки асфальта
Разбор полетов в ходе уикенда езда не привел к лишению Монцы омологации FIM B. И, кстати, привел! На несколько месяцев Федерация лишила трассу заветного сертификата, но в Монце приняли верное решение: значительный кусок асфальта - от Аскари до Параболики пошел под нож. Все лето кипела работа, чтобы успеть к сентябрьскому Гран-При Италии по Формуле-1. И, - о чудо, - удалось! И лицензия была сохранена.
В классе STK-1000 в этом месте (Variante Ascari) на асфальте оказались пять мотоциклов
Насколько хорош новый асфальт Autodromo Nazionale di Monza, участникам чемпионата мира предстоит узнать уже в пятницу. Кстати, прогноз погоды на выходные весьма туманный. В пятницу опять могут быть дождь, к субботе распогодится. Но точнее узнать, какие перспективы ждет 4-й гоночный уикенд, мы сможем только завтра к вечеру: прогноз на 3 дня всегда более точный.