МОТОГОНКИ.РУ, 28 августа 2019 - Должен отметить, что находиться внутри всей этой кухни было по-настоящему приятно. Возможно, впервые с 2005 года, когда мы начали по-настоящему плотно и подробно освещать российские кольцевые серии, событие не вызвало буквально никаких вопросов - все просто идеально! Это и благодаря усилиям Дирекции (отдельное спасибо Михаилу Уходу и Игорю Коновалову за оперативное руководство), и командам - их уровень достиг первой космической ступени! Мысленно я многократно переносился на Suzuka Circuit, где месяц назад отгремел финал FIM Endurance World Championship, Suzuka 8 Hours, а затем возвращался на Moscow Raceway, проводя параллели.
Отдельное спасибо за все пилотам, которые вышли на старт не просто так - прокатиться, а чтобы бороться за победу.
И таких в 2019 году нашлось немало. Но до самой пятницы, 23 августа предсказать градус схватки за титул чемпиона России по мотогонкам на выносливость не мог никто: составы команд до последнего момента оставались загадкой.
Единственный состав, определившийся задолго по события - по факту, еще в 2018 году! - это команда K2 RLS Petronas: трио Михаила Шумилина, Петра Кожеурова и Алексея Кожина, выиграв исторический титул чемпионов по эндуранс в августе прошлого года, решили продолжать в том же составе. Они объединили усилия трех команд в одном гараже и готовились к гонке всерьез и достаточно долго. Придумывали стратегию, считали время и ресурсы. Все это сработало, но не сразу.
Михаил Шумилин, K2 RLS Petronas стартует в TRD 8H Endurance Cup 2019
Миша Шумилин признался, что когда увидели заявленные составы SPB Racing Team и VL65 Racing Team, у него и его партнеров была уверенность, что выиграть гонку не удастся: «Выиграть первый в истории российского мотоспорта чемпионат по эндуранс, 8-часовую гонку - что может быть круче на данный момент? Так я думал год назад. Но защитить титул Чемпионов России тем же составом - вот это стало настоящим событием для меня лично!!! Поскольку это казалось просто невозможным еще утром, когда мы узнали составы соперников».
SPB Racing Team ехала на Moscow Raceway, чтобы потренироваться перед 5-м этапом RSBK, который, как известно, был отменен буквально за день до события. И тогда, команда из Санкт-Петербурга приняла решение - остаться на всю гонку TRD 8H Endurance и бороться за победу. Утром на стол в секретариате легла заявка, в которой стояли имена Виталия Жука, Владимира Стрельника и Владимира Леонова. В соседнем боксе в последний момент также решился состав пилотов: к сильнейшему райдеру VL65 Дмитрию Седину присоединился один из быстрейших пилотов класса 600 куб.см. Саша Васильев, дополнил тройку Александр Гордийчук.
Михаил Шумилин, K2 RLS Petronas
В каждой команде Endurance (и в мире тоже) есть два гонщика, которые едут на результат - на время и скорость, а также третий, очень важный человек, который экономит силы на случай решающего рывка к финишу, или... если что пойдет не по сценарию. Пары Седин-Васильев и Стрельник-Леонов могли сделать игру, но пара Шумилин-Кожеуров, уже прошедшая испытание гонкой 2018 года, была готова к этому.
Что определило исход 8-часовой гонки 23 августа? Скорость и время круга? Нет. Физическая подготовка? В меньшей степени. Что же тогда? Грамотно разработанная стратегия, стабильность и определенность, а также расчет.
Исход гонки определил тонкий - и важный момент: все три пилота каждой команды должны по регламенту проехать не менее 2 часов.
В команде из трех человек не должно быть заведомо «слабого звена». Средняя скорость и время круга определяет, может ли один быстрейший гонщик России проиграть двум райдерам с просто хорошим средним темпом. На последних минутах перед финишем в K2 - на минутку! - возникло сомнение, что Кожин не выкатал свои часы.
K2 RLS Petronas: Петр Кожеуров пошел на 20-й круг
Стратегия K2 RLS Petronas был такой: Шумилин и Кожеуров - скорость команды, оба ехали на 1000-кубовых BMW и Aprilia, но они хорошо осознавали свою физическую форму и выносливость; Алексей Кожин ехал на 600-кубовом мотоцикле, который позволял делать стабильные круги в нужном темпе, причем, делать больше кругов, благодаря меньшему потреблению топлива. Ему нужно было выдерживать паузу, пока быстрейшие пилоты восстанавливали силы.
Михаил Шумилин рассказывает: «Мы считали всё и очень точно. Вели тайминг за всех, смотрели, кто сколько времени выкатал, кому сколько еще надо. У нас была четкая стратегия, мы ее придерживались. Единственное, что было непонятно до конца, поеду ли после Леши в финальную очередь я или Петя».
Леонов легко выиграл квалификацию и вышел на старт с поул-позиции. Старт ему удался на славу! Но он не мог предвидеть, что подведет мотоцикл.
В гонку Володя поехал на прошлогоднем Aprilia RSV4, на котором не ездил с начала сезона (супербайк Kawasaki в этот раз "отдыхал" - готовился к RSBK). У Леонова начались проблемы с трансмиссией, из-за чего он был вынужден вернуться на пит-лейн чуть раньше обычного и потерять на этом немного времени. При этом, на первых же кругах он установил лучшее время гонки - ехал в 1:37 и у границы 1:38.0, за счет чего быстро убежал от Дмитрия Седина.
Дима тоже шел на очень высокой скорости и был готов ко всему, кроме одного: он прозевал сигнал заезда на пит-стоп после 23-го круга и едва не встал с пустым баком посреди стартовой прямой! К тому моменту, SPB Racing Team и K2 уже успели произвести смену пилотов, так что и Владимир Стрельник догнал Седина - именно в тот момент, едва не врезавшись в почти остановившийся Aprilia. Никаких инцидентов не произошло, потому что Седин вовремя успел съехать с траектории к пит-воллу, а затем смог завершить круг. Две этих ситуации позволили Кожеурову, сменившему Шумилина в K2, выйти в лидеры гонки, после чего команда удерживала позицию до последнего часа.
В боксе K2 RLS Petronas все спокойно: Петр Кожеуров восстанавливает силы
«После, мы ничего больше не могли уже сделать, изменить, - продолжает Шумилин. - 8 часов я "жил в шлеме", не осознавая, что происходит вокруг, в других гаражах - о многих нюансах узнал уже после, читая хронику гонки! Мы решили, что последний стинт ехать мне, потому что я быстрее. В остальном, все шло четко по плану, час за часом. Но последний час – это был реальный "валидол"!»
SPB Racing Team еще раз подтвердила статус мировой команды, когда произвела ремонт Aprilia RSV4 Леонова, разобрав и собрав двигатель, поменяв коробку передач и сцепление - за 47 минут. После этого, без пробных кругов и тестов, Леонов вышел вне очереди. И он бросился догонять, поехал, как на первых кругах. За те 40 минут, что были в его распоряжении, догнал (!!!) лидера (на тот момент в седле BMW команды K2 ехал Шумилин).
Если бы «правило 2 часов» не действовало, а мотоцикл Леонова был оснащен баком на 2-4 литра больше, он бы выиграл TRD 8H Endurance Cup 2019 для SPB Racing Team. Но команда вышла на старт на стандартном мотоцикле.
Но правила чемпионата России - это сбалансированный, протестированный тремя годами испытаний документ. Благодаря системе сдержек и противовесов, которые делают эндуранс - эндурансом, победа действительно сильнейшая команда, а не быстрейший в абсолюте гонщик. В конечном счете, SPB Racing Team от победы отделил один единственный пит-стоп, 30-40 секунд, которые питерский коллектив потерял на незапланированной остановке Леонова.
Алексей Кожин, чемпион России по эндуранс 2018-2019
«Мы считали, сколько дать кругов Леше проехать, чтобы мне хватило и бензина, и темпа. Потом буквально последние круги все решали. Там 22 секунды сказали разница. Знал, что Леонов будет мчать на все деньги, что будет догонять» - добавил Шумилин, который в последние 40 минут гонки был на треке. Между K2 RLS Petronas и SPB Racing Team в тот момент была дистанция в 1 минуту и 18 секунд. 40 минут до финиша гонки и 1 минута разрыва - за 8 часов заезда!!! Такие разрывы редко можно встретить даже в World Endurance, и каждая гонка мирового чемпионата, где схватка за победу идет до последнего круга - сенсация, большое шоу и напряжение.
SPB Racing Team считает секунды до финиша
Леонов вышел на трек снова только на последних 20 минутах гонки, сменив Виталия Жука, который должен был доехать свои 2 часа. И Володя - полетел к финишу на крыльях, его подталкивала вперед легкая досада от некоторых упущенных возможностей - 1:37. Затем, скорость на круге значительно изменилась, и Леонов остал опережать Шумилина на 4-5 секунд. Наблюдатели снова взялись за калькуляторы.
Шумилин: «Я уже никак не мог ехать быстрее 1:40 – 40.9, потому что было уже скользко и сильно светило солнце в глаза. Закат был классный - прямо в лицо! Весь тот сектор – AMG, и гора, - зайцы в глазах, ничего не видно. И еще, я экономил бензин. Три последних круга занимался высшей математикой: как надо поехать, чтобы и не подпустить Лео, и не встать посреди обратной прямой с пустым баком. И в какой-то момент понял, что... не получается проехать целые круги в нужном темпе, чтобы приехать на финиш под "нулями" [то есть, завершить круг под клетчатым флагом, чтобы зафиксировать свою позицию, - прим. МОТОГОНКИ.РУ]».
В 2018 году, когда Петр Кожеуров финишировал в TRD 8H Endurance Cup, он проехал линию, когда на табло горели цифры 00:00:12 (12 секунд до завершения 8-часового отрезка) - и ему пришлось поехать на еще один круг, чтобы увидеть финишный флаг. И ехать его надо было в том же темпе, чтобы не проиграть!
Михаил Шумилин, K2 RLS Petronas - мы сделали это!
Шумилин оказался в схожем положении - на хвосте висел Леонов, которому удалось за 10 минут сократить отставание с 1 минуты до 28 секунд: «Я вспомнил, что когда в 2018 году Петя финишировал, горели нули - почти все, но ему все равно не хватило считанных секунд до флага, а теперь у меня та же ситуация, но уже не было бензина. В итоге, пришлось притормаживать, не обгоняя круговых. Я знал, что меня отделают от флага секунды, и в то же время, сзади несся Леонов, которого от меня тоже отделяли секунды. Это был такой мандраж! Но все получилось. Маршал с флагом выбежал буквально между мной и круговым, до которого мне оставалось метров 150 - а он поехал завершать круг. Мы старались. Все старались. Реально, изо всех сил! Это была крутейшая борьба за всю мою карьеру, очень близкая. Ближе я не могу вспомнить. Кайф».
VL65 завершила гонку на 3-м месте, потеряв на одном из пит-стопов драгоценные 30 секунд из-за нарушения скоростного режима на пит-лейне... До последнего часа команда сохраняла реальные шансы навязать борьбу SPB Racing Team и K2 - за победу в гонке.