МОТОГОНКИ.РУ, 20 декабря 2015 -
Причины формирования стрессовой ситуации
Для многих первая причина - страх получить травму, что может быть очень больно. Это проецирует сильное волнение и как следствие - стресс. Чаще всего, возникновение стресса по этой причине преобладает у новичков или любителей. Для тех, у кого не так остро стоят задачи, которые нужно выполнить по ходу заезда или целого чемпионата. Выходящих на старт под лозунгом (лишь бы не последним), как следствие волнует одно - страх перед падением.
Когда пилот достаточно опытный и хорошо подготовлен, имеет конкретную цель в чемпионате, гонке, возникает вторая причина проявления стресса - страх неудачи. Страх не выполнить поставленную, часто не досягаемую, цель. Чем выше уровень чемпионата, тем выше страх неудачи, это очевидно.
Третий вариант - обе причины вместе. Каким бы опытным пилот ни был, на треке он не один, произойти может что угодно. Так что причин предстартового синдрома несколько.
Симптомы
В предстартовом стрессе пилоты реагируют примерно одинаково – набором физических реакций (увеличение пульса, повышенная потливость, частое мочеиспускание, дрожь, слабость в ногах, руках) и психологических (апатия, значительное снижение реакций, отрешённость, снижение возможности мышления). Все это ответная реакция организма на выброс разных веществ в кровь человека, в том числе адреналина и норадреналина.
Возникает вопрос, как привести себя в нормальное состояние, а еще лучше в состояние боевой готовности. Ведь всем известно, что старт - это один из важнейших этапов гонки, единственный шанс, когда за несколько секунд можно обогнать десятки пилотов, но и наоборот! Ответ совершенно несложен.
От этих бед - один ответ
Физическая нагрузка! Чтобы успокоиться, и даже прийти в состояние боевой готовности, необходимо выполнить несложное активное физическое упражнение. Например, забег на 40-50 метров на максимальной скорости или серию прыжков в высоту из положения приседа в очень быстром темпе и т.п. Главной задача этих упражнений - достигнуть активности тела и пульса к уровню находящегося в нем адреналина, а может и немного больше. После окончания выполнения упражнений, тело начнет восстанавливаться (отдыхать), и выработает в кровь успокоительные вещества, в том числе гормон счастья эндорфин. Это успокоит, уйдут все симптомы предстартового синдрома, а гормоны успокоения, и в том числе гормон счастья, придадут храбрости, уверенности!
2-3 минуты, и гонщик из трясущегося, не смыслящего существа, превращается в заряженную боевую машину с отличным настроением!
Представленный мною пример опробован достаточным количеством гонщиков, как в ШКМГ, так и в мотокроссе. Результат всегда приятен. Упражнения не требуют сложных условий и не трудны в выполнении. Лучше всего, выполнять антистрессовые упражнения за 5-7 минут до выезда из боксов на прогревочные круги.
Также хочу добавить, что часто пилоты умышленно снижают темп выполнения упражнения, переживая, что им не хватит сил на гонку. Это неверное мнение, во-первых, в этом случае мало почувствуется нагрузка, так как в состоянии стресса в теле столько адреналина, что ноги и руки летают сами по себе. А во-вторых, низкий темп не даст нужного результата.
Алексей Титов,
mxnoproblems.ru
специально для портала Мотогонки.ру
Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж