МОТОГОНКИ.РУ, 6 апреля 2022 - В 2022 году Dorna Sports запланировала календарь в 21 этап. Сезон только-только начался, но проблемы с доставкой грузов на длинные дистанции уже проявились в полной мере. Расстояние от Мандалики, где состоялся 2-й этап MotoGP, до Термас-де-Рио-Ондо в Аргентине, где состоялся 3-й, составило более 16000 км. 4 из 5 древних "боингов" более-менее успешно преодолели дистанцию. Но в перевалочном пункте в Кении у двух самолетов возникли проблемы. Одну из них устранили оперативно, так что 35-летний Boeing 747 отправился в путь. А вот второй вылететь не смог, инженеры диагностировали существенную проблему с двигателем, из-за которой самолет просто не смог взлететь, пришлось ждать запчасти из Европы, так что второй «747» завис в Момбасе до пятницы. В этот день в Тукумане уже должен был начаться уикенд Гран-При Аргентины... Но старт перенесли на субботу. Груз прибыл на автодром глубокой ночью субботы, так что команды (более десяти во всех классах) поимели бессонную ночь и минимум отдыха. Расписание уикенда пришлось переверстывать дважды, чтобы гонщики MotoGP, Moto2 и Moto3 получили достаточно трекового времени для подготовки к гонке...
Boeing 747-251B(SF) компании Aerostan, борт BSC4042 - прибытие с 5-дневным опозданием
Теперь бродячий цирк MotoGP держит путь в Техас, США, где на Circuit of the Americas 8-10 апреля должен состояться 4-й раунд чемпионата мира.
Кроме того, что с логистикой в Аргентине и в прошлом уже возникали проблемы, Dorna посчитала, что никаких новых произойти не может. Конечно же, американский этап был назначен сразу после аргентинского. Тем не менее, между двумя автодромами по прямой 7300 км!
План логистов Dorna на эту поездку был таков: груз команды и организатора разделили на четыре части. Первую, самую ценную и важную (оборудование Dorna Sports для организации этапа), а также заводские прототипы Королевского класса отправили утром понедельника. Вторая должна была вылететь в понедельник вечером. Третья партия груза осталась в грузовом терминале Тукумана до вторника, и она должна была прибыть в Техас в тот же день. Но на этом самолеты закончились.
Четвертая партия ящиков все еще в Тукумане.
Для того, чтобы ее перебросить в США, Atlas Air нашел для Dorna маленький грузовичок Boeing 767, который не смог вместить все контейнеры. Этой «маршрутке» предстоит сделать два рейса туда-обратно в течение суток. Если все пройдет по плану.
Команды Moto3 и Moto2 еще в воскресенье уведомили, что они не смогут обосноваться в паддоке Circuit of the Americas до вечера четверга. Как сообщают инсайдеры из Остина, вылетевший из Тукумана в понедельник вечером самолет прибыл в Штаты во вторник, второй успешно прибыл во вторник вечером. Про третий пока нет сведений. Четвертый же еще даже не вылетел.
Пока все как-будто по расписанию, и даже небольшая (по сравнению с прошлой пятницей) задержка в доставке не критична.
Но мы только самом начале сезона, а осенью MotoGP ожидает грандиозное Тихоокеанское турне, где перелеты между пунктами составляют по 10000-12000 км в течение пяти недель подряд! На рынке образовалась дыра примерно в 30-35 самолетов, которые европейские власти вычеркнули из списков доступных, введя антироссийские санкции и закрыв для российских авиакомпаний небо. Это 20% всего парка грузовых самолетов, доступных для бронирования частными компаниями. 80% оставшегося парка забронирован на месяцы вперед.
Главной проблемой является не то, что самолеты иногда ломаются. Это, как раз, нормально. Проблема то, что их совершенно нечем заменить, и те самолеты, что летают сейчас, работают буквально на износ, как те «ГАЗели», что круглосуточно дежурят у пригородных станций в ожидании следующего поезда с пассажирами.
Новых самолетов вводится в эксплуатацию мало, и их станет еще меньше из-за дефицита на рынке запасных частей и материалов, в частности, титана и алюминия, которые также производятся в России...
Не похоже, что США и ЕС планируют снимать какие-то санкции с российских компаний в этом году, несмотря на грандиозные собственные издержки. Поэтому Тихоокеанский тур MotoGP уже сейчас в целом под вопросом. А если вмешиваются погодные условия, стройный план Dorna просто летит в тартарары.
Но! Еще в 2020 году, перед лицом еще большей угрозы - полной отмены чемпионата MotoGP, - промоутер стал прорабатывать с IRTA и MSMA план «Б» по сокращению расходов команд на участие. Он предусматривал переход на 2-дневное расписание уикендов Гран-При по примеру того, как он был проведен в Аргентине.
Это очень жесткий план с точки зрения команд и пилотов, потому что у них совершенно не остается времени на отдых, работу с телеметрией, сетапами и так далее.
В случае трансформации уикенда с 3-х в 2-дневный формат, рабочий день механика увеличивается на 6 часов! Если в «нормальный» уикенд в субботу день стартует в 9:00 и завершается около 18:00, в Аргентине он начался для членов команд Moto2 и Moto3 в 7:40 утра, а завершился после 20:00. Командам MotoGP дали отсрочку - первая практика началась только около полудня, но квалификации завершились в 18:00, и после всех медийных событий (пресс-конферении, интервью и брифинги) еще 2-3 часа пилоты с командами должны были провести в своих боксах, работая над сетапами. Когда такой экстремальный уикенд один - все нормально. Но если таких уикендов будет подряд по 3-4, все взвоют. Кроме того, начнутся инциденты из-за ошибок, допущенных на фоне переутомления.
Всё это предстоит оценить и переосмыслить в ближайшее время, потому что план Dorna Sports - увеличение календаря MotoGP до 22 гонок в 2023. В календарь могут войти Мексика и Вьетнам. Новых европейских трасс в планах пока нет... поскольку на Игору-Драйв испанцы теперь вряд ли соберутся, а у Брно нет денег на оплату контракта.
Ракетный удар йеменских хуситов по Джидде в пятницу, 25 марта - всего в 6 км от паддока Формулы-1!
Вопрос прихода MotoGP на Ближний Восток тоже может встать на паузу на неограниченное время. Ситуация в Заливе часто внезапно накаляется. То, что ралли-марафон «Дакар» в 2021 и 2022 годах прошел при угрозе террористических атак, уже никто не скрывает - власти Франции, курирующие деятельность A.S.O. оценили риски и дали организатору «зеленый свет». А вот риск реального ракетного удара по паддоку Формулы-1 в ходе Гран-При Саудовской Аравии в Джидде был совершенно нешуточный. Аналогичные угрозы не прогнозируемо могут появиться в Бахрейне и даже Катаре.
Европа остается проверенной базой MotoGP. И вполне может быть, что Dorna придется отказаться от идеи ротации трасс. Но на первом месте будет стоять вопрос финансов и платежеспособности зрителей...