МОТОГОНКИ.РУ, 5 декабря 2014 - Система вещания до 2009 года была "традиционной": права на трансляции продавались всем телекомпаниям, желавшим их купить. Среди таких были мультинациональные телеканалы, вроде BBC и Eurosport. Все складывалось неплохо, ибо крупные транснациональные спонсоры (прежде всего, производители мотоциклов и резины) могли себе позволить размещение рекламы по принципу - единый ролик на весь мир. Но в 2008 году, на волне кризиса Dorna Sports объявила о новой доктрине, которой следует и сегодня: права продаются по регионам - по одной телекомпании на страну (исключения составляют страны Западной Европы, Бенилюкс, где некоторые компании вещают на несколько регионов сразу). Небольшой национальной телекомпании проще найти рекламодателя, считали в Dorna Sports, и они оказались правы: удалось привлечь новые региональные телеканалы, снизив цену вступления в Клуб. А зрители продолжали смотреть MotoGP по телевизору "бесплатно".
Ключевой момент этой истории: всегда есть тот, кто платит за все. Без исключений.
Манель Арройо, второй человек в Dorna Sports - он отвечает за продвижение MotoGP на главной площадке - на телевидении
Доход от продажи прав на телевизионные трансляции занимает позицию №1 в списке Dorna, вторую строчку по чистой прибыли обеспечивает "розница" - прямые продажи доступа к трансляциям Dorna TV на официальном сайте motogp.com, аудитория которого растет с каждым годом. Однако, в последние 3-4 года существенно возросли и расходы промоутера.
Под ударом оказались сами участники чемпионата мира - гоночные команды, которые и формируют стартовую решетку, а также подогревают зрительский интерес. С 2009 года найти новых спонсоров командам все сложнее, и ситуация эта не улучшается: крупные бренды стремятся "иметь весь чемпионат", то есть рекламироваться вместе с Dorna, а не с отдельными игроками. Прежде, именно спонсоры оплачивали расходы команд, снижая нагрузку на плечах организатора. Спонсоров стало меньше - нагрузка существенно возросла.
Показательными были сезоны 2010-2011, когда число участников MotoGP снизилось до критической отметки: на старт, временами, выходили всего 17 гонщиков, при том, что за подиум боролись лишь четверо избранных. Сейчас ситуация значительно улучшилась, у нас снова 24 мотоцикла на старте. Но это предел, который может позволить себе Dorna Sports и вот почему.
Чтобы подтянуть уровень и возможности команд, Dorna Sports реализует программу финансовой поддержки участников чемпионата (по аналогии с AMA Supercross): первая двадцатка пилотов получает солидные премиальные по факту выхода на старт и стабильного участия в гонках. Фактически, Dorna платит им дополнительный гонорар, снижая финансовое бремя команды.
Постоянство стартовой решетки приводит на трибуны и к телеэкрану все новых и новых зрителей. Расходы эти Dorna покрывает из средств от продажи прав на трансляции. И спонсировать команды и пилотов за свой счет становится накладно: чистая прибыль Dorna в 2014 году уменьшилась почти на 30%. Кто-то должен компенсировать эту нехватку, либо программу придется значительно сокращать. Где найти желающих вкладывать в поддержку гоночных проектов?
Кто спонсирует Yamaha Factory? Валентино Росси и его проекты сегодня? Платный Sky Sport!
Бизнес есть бизнес, его главная задача не просто выживать, а прогрессировать, увеличивать доходность предприятия и расти - вширь, вдаль, вглубь, - повсеместно. Одним из решений в недалеком будущем может стать перевод телетрансляций MotoGP на платные каналы, как это уже сделано в Испании (с приходом Movistar) и в Италии (Sky Plus), а также, частично, в Великобритании с приходом BT Sports. Пока лишь на 50%, потому что вместе с Pay TV, там доживают свой век контракты на эфирных каналах, которые можно смотреть на любом телевизоре. Когда контракты эфирных каналов закончатся, продлевать их Dorna уже не будет. Подход будет предельно жестким, но справедливым: очевидно, что наиболее вероятными спонсорами стали те, кто зарабатывает на гонках напрямую - телеканалы с платным трафиком!
Тем не менее, первые цифры всерьез настораживают наблюдателей: бесспорно, что аудитория платных каналов существенно меньше!
Британский crash.net в свое время приводил в качестве примера статистику "популярности" платного телеканала BT Sports в сравнении с живым посещением трибун в день Гран-При Валенсии, а также трансляции по общедоступному эфирному каналу ITV4 (доступному не только в Британии, но и на континенте). Так, финальную гонку сезона MotoGP в Ricardo Tormo своими собственными глазами увидели около 101000 зрителей. Эту же гонку в эфире BT Sports посмотрели около 151000 человек, а на ITV4 - 518000. Для сравнения, сражение за короны Moto3 и MotoGP 2013 года на бесплатном эфирном канале BBC 2 посмотрели 1.21 миллиона человек - вдвое больше из-за широкой распространенности канала за пределами Британии.
Платный BT Sports дал работу знаменитым комментаторам, уволенным с BBC Sports, а также чемпионам Гран-При прошлого
Но так ли серьезна проблема в масштабах индустрии?
В Валенсии, на встрече с директорами заводских команд журналисты обсудили и этот важный вопрос: какая судьба ждет традиционные телекомпании, уже имеющие контракты, а также что думают боссы MotoGP по этому поводу в принципе.
Как жить дальше, Ливио?
Ливио Суппо, Honda Racing: "Нравится это кому-то или нет, но переход на платное телевидение - путь, которым идут все виды профессионального спорта. Хочется нам или нет, но Dorna сегодня является фактическим спонсором большинства гоночных команд в паддоке, и это было так еще до того, как они объявили об этом официально в 2013! А чтобы поддерживать команды, им нужны деньги. Все логично. Однажды, разумеется, нам придется с этим столкнуться - с платным телевидением. Причина кроется в одном факте: до сегодня я не встречал ни одного спонсора, который был бы настроен против этого - "нет, нам не интересно, потому что у вас нет бесплатных трансляций!" Нет, их интересует само событие, а также общий годовой охват аудитории, а он растет".
Лин Джарвис, Yamaha Factory Racing: "Иногда, это палка о двух концах. Может быть, в Испании и Италии, где люди привыкли к шоу, есть определенный негатив, который может снизить число подписчиков и аудиторию, потому что не все хотят иметь полноценную подписку. Но смотреть отдельные гонки по принципу pay-per-view гораздо проще. Я точно могу отметить, что качество программ и трансляций на платных каналах и под подписке на порядок выше. Конечно, не каждому это по карману, поэтому в случае полного перехода на Pay TV мы рискуем потерять часть массового рынка".
Лин Джарвис: нам с этим жить, смиритесь!
Но Джарвис руководит командой, титульный спонсор которой - Movistar TV - тот самый игрок на рынке, который может (и хотел бы) забрать эту самую часть.
"В нашем случае, Movistar TV является одним из таких платных телеканалов, который вкладывает серьезные средства в качестве спонсорских в нашу команду, - продолжает Джарвис. - В нашем случае, это как раз та схема, которая работает на оба лагеря: нас, в итоге, спонсируют телезрители! Но вот, что касается ситуации за пределами Европы, никакой катастрофы не будет, это точно. Основными рынками для MotoGP были есть и будут 3-4 локальных региона, все они в Европе. Например, в Азии платное телевидение весьма популярно и имеет массу подписчиков. В США этот рынок развит невероятно! Это общий тренд в профессиональном и, особенно, высокотехнологичном спорте. Посмотрите, как обстоят дела с Формулой-1 или футболом, промоутеры хотят гарантировать свои доходы, заключая контракты. На платном телевидении они имеют полный контроль".
Паоло Чьабатти не видит большой проблемы в некотором уменьшении аудитории, в частности, в Италии
Паоло Чьабатти, генеральный директор Ducati Corse: "В Италии это действительно становится некоторой проблемой, потому что количество зрителей уменьшается. С другой стороны, одним из наших спонсоров является Telecom Italia, оператор платного канала, купивший права на трансляции MotoGP на мобильных устройствах, и это отличная возможность для него продвигаться на рынке вместе с нами. Как сказал Ливио, с этим, рано или поздно, придется смириться. Бесплатные эфирные каналы все меньше и меньше спорта показывают! Включите телевизор днем, вы не увидите ни одной трансляции спортивных состязаний, если, конечно, это не Кубок УЕФА. Спортивные трансляции - удел специализированных телеканалов, и нам с этим придется жить в будущем".
Итак, вскоре главным станет не количество, а качество аудитории. Зрители, не способные оплатить шоу, просто-напросто его не увидят, это перспектива ближайших 2-3 лет для всей Европы. К счастью, пока не для России: у нас просто нет альтернативных телеканалов, в том числе, платных, пожелавших платить за права на прямые трансляции MotoGP, пока есть только Автоплюс, единый и неделимый. Аминь.
Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж