Зарплаты некоторых гонщиков MotoGP в 2024 году подскочили, поскольку изменился и их статус в паддоке. Прежде всего, речь о Франческо Баньяе, успешно защитившем титул в 2023 году и ставшим двукратным чемпионом MotoGP. На руках у Баньяи был 2-летний контракт с Ducati Lenovo Team, по которому он получал порядка 5 млн евро в год. Баньяя уже отчитался в налоговом ведомстве Италии о доходах за 2022 год, его счет пополнился на 7 млн евро - 5 из которых составляет чистая зарплата, а 2 - бонусы за победу в чемпионате и взятые Гран-При. Базовая ставка сохранилась и на следующий год.
Но вторая победа подряд изменила реальную ценность гонщика. На переговорах в феврале Ducati Corse предлагала Пекко остаться на уровне 7 млн базовой ставки, но Баньяя требовал двукратного повышения базового гонорара - и добился 10 млн.
Как вообще строится система доходов пилотов MotoGP и сколько они могут зарабатывать?
Выплаты в команде: базовая з/п + бонусы
Базовая зарплата спортсмена в MotoGP зависит от результатов гонок и его популярности по итогам предыдущего сезона. Топовые гонщики, которые занимают первые места и претендуют на чемпионский титул, могут рассчитывать на суммы от 5 до 8 млн евро за сезон.
Однако в их число не входит шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес. Компании из рейтинга букмекерских контор продолжают считать испанца фаворитом каждого сезона, хотя в последний раз он выиграл чемпионат в 2019. По отчетам СМИ, несмотря на досрочный разрыв контракта с Honda Racing, в 2023 году Марк Маркес заработал 16 млн евро и остался самым высокооплачиваемым пилотом MotoGP. Но уровень зарплат большинства гонщиков MotoGP в среднем снизился на 30-40%, они теперь зарабатывают от 1 до 5 млн евро, а новички, только что пришедшие из Moto2 и пилоты частных команд, - от 250 до 500 тысяч евро.
В частных командах, имеющих значительное число спонсоров, система зарплат строится иначе, чем в заводских: базовая ставка значительно ниже заводских команд, а бонусы за победы и подиумы могут превышать их в разы - это система мотивации для молодых спортсменов бороться с топовыми гонщиками MotoGP, и она работает!
Даже в заводских командах подход менеджеров к мотивации пилотов "рублем" имеет широкую вариативность. Так, в контракте у пилота Ducati Lenovo Team Энеа Бастианини прописаны бонусы в размере 250 тыс. евро за каждый добытый Гран-При, но его базовая зарплата в 3 раза ниже, чему Баньяи! У самого Пекко при высокой гарантированной ставке бонусная часть номинальная (от 10000 до 50000 евро), и только бонус за титул, как стало известно - миллион. Это потому, что сохранение титула в заводском гараже и №1 на заводском Desmosedici - главная и единственная цель Пекко.
Новобранцы под большим давлением
Труднее всего приходится гонщикам, которые только-только пришли в MotoGP из младших классов. В большинстве случаев, их первая зарплата в частной команде является просто компенсацией расходов. А расходов у спортсмена, который готовится к чемпионату по Мото Гран-При в Королевском классе, много.
Хорошо известен факт, что KTM предлагает своим новобранцам зарплату всего в 250-300 тысяч евро на сезон, из которых у них в конце года "на карманные расходы" остается не более 50000.
Самый яркий новичок MotoGP 2024 года - Педро Акоста признался после дебютного подиума в Португалии, что домой из Портимао он поедет за рулем своего старенького минивена, поскольку его зарплата так мала, что он в его бюджет не входит даже перелет из аэропорта Фару в Мурсию.
Тем не менее, чтобы просто остаться в MotoGP, новичкам приходится выкладываться на 150% и рисковать своим здоровьем, хотя они понимают, что их доходы не позволят им в случае худшего развития ситуации поступить, как Марк Маркес - просто поставить сезон на паузу на 3-4 месяца и улететь на операцию в Америку.
Деньги от спонсоров, продажа стикеров и персональный бренд
Выплаты от команд — не единственные доходы гонщиков. Они также зарабатывают на спонсорах и личном бренде, продавая рекламу на экипировке и выступая на коммерческих мероприятиях.
Самая распространенная форма коллаборации с гонщиками - у производителей мотоэкипировки. Производители экипировки включают известных гонщиков в ряды своих амбассадоров и платят им ежегодно по контракту. Суммы варьируются от бренда — за рекламу известной торговой марки иногда заплатят меньше, чем за рекламу развивающегося бренда. Топовые гонщики получают примерно 600-700 тысяч евро за сезон от производителя шлема и 300-400 тысяч евро от официального партнера-производителя комбинезонов.
Помимо этого, гонщики продают рекламу на шлемах. За большую наклейку на видимой части шлема, которая всегда в кадре на телеэкране, производитель энергетических напитков может заплатить до 1 млн евро. Стикеры поменьше, размещенные в других местах шлема, стоят 25-200 тысяч евро. Бывает и такое, что новички MotoGP украшают голову не за деньги, а за бесплатный товар и связь с известными брендами.
Пилоты, которые достаточно давно в MotoGP, чтобы собрать большую армию последователей, вроде Алеша Эспаргаро, пытаются развивать собственные бренды. У Алеша это - RAW, собственный изотонический напиток, который он продвигает через MotoGP. Эспаргаро не "продает свою голову" сторонним рекламодателям, рекламируя себя.
Гонщики MotoGP быстро становятся узнаваемыми звездами, и это помогает им зарабатывать деньги за пределами паддока. Их приглашают сниматься в рекламе, а также как VIP-гостей на различные мероприятия и вечеринки.
Реклама. ООО "Легалбет". ИНН 6452130366. Erid: 2SDnjcC4Ath