МОТОГОНКИ.РУ, 27 июня 2012 - Впервые гонки чемпионата мира по Гран-При в Ассене прошли 9 июля 1949 года. Это был второй этап новой мировой серии под эгидой FIM, первый состоялся месяцем ранее в Берне (Швейцария). На стартовую решетку вышли 12 пилотов, включая победителя гонки Нелло Пагани, который стал первым чемпионом мира по Мото Гран-При. Вторым в Ассене финишировал Оскар Клеменчиг, третьим Карло Уббьяли. С того момента Ассен принял 247 гонок Больших Призов.
Пилоты Honda всегда были самыми успешными в Нидерландах, они принесли заводу 55 побед во всех классах, но преимущественно в прошлые годы. Вторым успешным производителем был MV Agusta с 36 победами (завод покинул чемпионат мира в 1980), но Yamaha теперь максимально приблизилась к этой позиции: победы Хорхе Лоренцо в 2010 и Бена Списа в 2011 годах стали 34 и 35 на счету Yamaha. Однако, став 4-тактными, мотоциклы Yamaha мгновенно вырвали пальму первенства у Honda: пилоты завода выиграли 6 гонок, тогда как HRC только 3. Единственной победой Ducati в Ассене стал золотой финиш Стоунера в 2008.
Джакомо Агостини, Валентино Росси и Мик Дуэйн - самые успешные пилоты Ассена. На счету у легендарного Джако 6 побед, у Росси и Дуэйна на одну меньше. Но только Валентино сохраняет шансы превзойти двух ветеранов и стать Единственным.
Агостини лично поздравил Валентино Росси с его 100-й победой, добытой именно в Ассене, на Гран-При 2009 года. Тогда команда поддержки VR46 организовала незабываемый перформанс с оргомным плакатом, содержащим фотографии всех 99-ти побед Валентиника за прошедшие годы. Джакомо встретил Vale в закрытом парке по возвращении его с Круга Почета. В руках легендарный Агостини держал плакат с надписью: "Валентино, мотоциклы тебя любят, как и мы все!"
Интересно, что местные пилоты выигрывали гонки Гран-При лишь четыре раза за всю многолетнюю историю Dutch TT. Первым стал Пол Лодвайкс на 50-кубовом прототипе в 1968. Уил Хартог выиграл Гран-При Нидерландов в Королевском классе (GP500) в 1977, а Джек Миддельбург - в 1980. Наконец, Ганс Шпаан взошел на первую ступеньку пьедестала почета в GP125 в 1989 году.
На счету Ассена есть пара рекордов всех времен, которые вряд ли уже смогут побить другие автодромы. Например, именно здесь, 27 июня 1998 одержал победу в дебютной гонке GP125 Марко Меландри. Тогда итальянцу было всего 15 лет, так что он стал самым юным победителем Гран-При. Теперь на старт допускаются только пилоты, которым исполнилось 16 лет. Или вот еще: в Ассене, в 1950 году прошла самая длинная гонка Больших Призов - 297 км. Дистанция состояла из 18 кругов, тогда длина круга равнялась 16.5 км, а гонка проходила по версии TT (турист-трофи) через населенные пункты, сам Ассен и Национальный Парк Дренте. Победу одержал Умберто Мазетти на Gilera. Ему потребовалось 2 часа 43 минуты и 2 секунды, чтобы добраться до финиша со средней скоростью 148 км/ч.
Фото: motofoto.ru