МОТОГОНКИ.РУ, 25 марта 2014 - Итак, что было до тестов MotoGP в Сепанге (Sepang-II), где Ducati официально подтвердил переход обеих своих команд в Open:
Factory - запрет на разработку и изменение двигателей с момента их закладки на склад Dorna (с Гран-При Катара до конца сезона); только 5 моторов на пилота; топливный бак объемом 20 л; собственная управляющая электроника ECU и оригинальное программное обеспечение. Набор покрышек ограничен максимум тремя (для особых Гран-При) компаундами, выбранными Bridgestone.
Open - 12 моторов на пилота; топливный бак 24 л; унифицированные блоки управления ECU от Magneti Marelli с ПО, написанным специалистами Dorna Sports (с возможностью персональных доработок по требованию клиента!); возможность вносить изменения в двигатели на протяжении всего сезона (после каждого Гран-При). Набор покрышек дополнен специально разработанным сверхмягким компаундом, доступным только для Open-класса.
После того, как Ducati объявила о переходе в Open (фактически, с заводскими "Factory" мотоциклами, но с большими баками и всеми прелестями новой категории), Dorna под давлением со стороны Honda и Yamaha должна была принять какие-то меры, и организатор пошел на них, анонсировав введение ограничений, способствующих балансировке сил в чемпионате. Именно этот пакет мер и был опубликован в пятницу, вечером 21 марта.
Ducati и Suzuki официально разрешили пользоваться благами Open-класса, оставаясь при этом де-факто Factory-командами. Но только до той поры, пока их результативность не выйдет на должный уровень (то есть, если они выиграют гонку или финишируют на подиуме 2 раза на 2 месте или 3 раза на 3-м). Заводские команды Ducati и Suzuki, как не имеющие на своем счету побед в Королевском классе (в предшествующем сезоне), официально получили следующий набор преференций:
12 двигателей с возможностью их доработки в ходе сезона 2014 и 2015 годов; 24 литра топлива; возможность использования мягких шин Open в гонках и на квалификациях; использовать при этом любые управляющие блоки ECU и любое ПО; а также тестироваться вместе с командами Open в рамках частных испытаний с участием официально заявленных в чемпионате MotoGP пилотов без ограничений.
Если эти меры помогут Ducati и Suzuki (в 2015 году) стать сильнее и взять подиум или даже выиграть гонки, их "магические" способности будут ограничены следующим образом: должны будут ограничить объемы бензобаков 22 литрами. А если даже это не остановит подъем команд Open, и они смогут выиграть 3 "сухих" гонки в течение сезона, то лишатся права использовать сверхмягкие покрышки и до завершения 2015 года будут обязаны использовать те же наборы шин, как у Factory. Остальные возможности сохранятся до конца 2015 года.
В 2016 году вступит в силу единый регламент, исключающий понятия Open/Factory из обихода, все команды должны будут использовать единые блоки ECU и ПО (детали разработки сейчас обсуждаются между представителями MSMA и Dorna). Доподлинно известно, что будет введено и электронное ограничение на обороты двигателя на уровне 15000 об./мин.
Что дают все эти поправки?
Honda и Yamaha получают полтора года на подготовку к переходу на новый регламент (по сути, в нынешний класс Open), у Ducati и Suzuki будет время, чтобы поднять уровень своих машин. На деле, конечно, это выглядит, не как подъем пока еще слабых производителей до уровня сильнейших заводов, а принижение возможностей последних, искусственное ограничение их усилий.
Многим такие поправки уже сейчас не по душе, ведь MotoGP - это высшая ступень мотоспорта, где обкатываются совершенно новые, революционные технологии, где заводы обучают своих инженеров, повышая планку конкурентной борьбы. Но и они [заводы] смогут извлечь из нового регламента положительные моменты: сократить свои бюджеты, как минимум, не жертвуя технической стороной. Как следует из объяснений Сухея Накамото (HRC) и Куити Тсудзи (Yamaha), их боссам важно, чтобы MotoGP оставался площадкой для обкатки технологий и местом, где лучшие инженеры получали бы стажировку, "второе высшее образование". Если Dorna разрешит заводам дорабатывать свое ПО, это удовлетворит всех. А перед мотористами встанет еще более серьезный вызов, как сделать двигатели Honda RC213V и Yamaha YZR-M1 еще менее требовательными и более конкурентными, только за гораздо меньшие сроки: ведь у них для подготовки к сезону в этом случае останется только 5 месяцев от финала чемпионата и до первого этапа следующего года. В целом, Honda и Yamaha не против такого подхода...
...ибо они по-прежнему считают, что ни Ducati, ни Suzuki эти "открытые" припарки не помогут в ближайшие два года. Ну, а если помогут, тем лучше! Для чемпионата MotoGP.
P.S. Гран-При Катара 2014 года наглядно продемонстрировало, что пока все идет "правильно" (с позиции заводов).