МОТОГОНКИ.РУ, 22 октября 2023 - Уикенд МотоГП Австралии 2023 года прошел не по сценарию. Главная гонка на 27 кругов была заранее перенесена с воскресенья на субботу и стала реальным шедевром в ожидании шторма, который не замедлил обрушиться на Phillip Island в ночь с субботы на воскресенье. В итоге, из трех запланированных на этот день гонок, состоялась полноценно только одна - в классе Moto3, заезд Moto2 был остановлен красными флагами на 10-м круге, после чего Дирекция MotoGP объявила об отмене перенесенной с субботы спринтовой гонки.
Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета
Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета подвел итоги уикенда: по его мнению, Dorna и IRTA в плотном контакте с пилотами удалось откатать программу Гран-При Австралии, ну, почти полностью. В чем же была главная причина остановки?
«Все мы видели прогноз, следили за радаром 24 часа. Мы знали, что условия в воскресенье будут экстремальными. Поэтому мы перенесли главную гонку Гран-При на субботу, и решение оказалось крайне своевременным и верным, и я благодарен всем сторонам за поддержку нашей инициативы. В итоге, нам удалось выполнить почти всю программу уикенда, не сорвав событие. И мы очень благодарны зрителям, пришедшим в этот промозглый день на трибуны - вы настоящие герои!» - начал Карлос.
«Решение перенести гонку на субботу принималось с учетом всех мнений и возможных обстоятельств. А вот отмена спринта далась нам нелегко. Потому что ряд пилотов MotoGP после утренней разминки высказались за то, чтобы провести Sprint Race. Как ни странно, они были настроены более позитино, чем пилоты других классов. Конечно, не все, но в основном».
«Но когда во время гонки Moto2 ветер достиг критической отметки, мы выкинули красные флаги. Мы знали, что могут быть порывы до 70 км/ч, и что дальше лучше не будет, может быть только усиление ветра. Мы обсудили ситуацию с менеджерами команд, и в итоге пришли к консенсусу. Да, это было сложное решение для Dorna, но необходимое».
Директор гонок MotoGP Майк Уэбб
На старте Гран-При Австралии в классе Moto3 температура была достаточно низкой даже для сухих условий - всего +12, но при этом Phillip Island Circuit был залит водой, дождь продолжался до самого старта гонки Moto2. В обоих заездах произошло суммарно 27 аварий, часть пилотов смогли вернуться в заезд и даже финишировать. Но риски для Королевского класса казались слишком высокими.
Директор гонок MotoGP Майк Уэбб на пресс-конференции после отмены MotoGP Sprint Race подтвердил, что наиболее серьезную угрозу для гонок Moto2 и MotoGP представлял именно ветер:
«Мы знали прогноз, что будет только хуже. Но даже подобное сочетание холода, дождя и ветра - необычное для острова Филлипа, слишком экстремальное. Но по прогнозу даже в понедельник сохранится такая погода, так что... У нас просто не осталось выбора», - сказал Уэбб, который общался с гонщиками MotoGP утром, после разминки.
Уэбб отметил, что Дирекции MotoGP пришлось пересмотреть свою точку зрения и мнение пилотов Королевского класса, когда стартовала гонка Moto2: «В гонке Moto2 произошло много падений, как лоусайдов, так и хайсайдов, что свидетельствует о минимальном уровне держака. Не из-за дождя! Я хочу просто прояснить ситуацию: дождь никогда не был проблемой для гонок. Но ветер - да. По опыту мы знаем, что ветер способен существенно снизить уровень держака, так что даже самые мягкие компаунды его не обеспечат. Мы постарались остановить заезд Moto2 сразу, как только это было технически и процессуально возможно».
Лука Марини, VR46 Racing Team вернулся в строй после перелома левой ключицы в Индонезии, всего неделю назад. Он продолжает выступать на обезболивающих препаратах, потому что сложный перелом, полученный в Индии, продолжает напоминать о себе. Луке совсем не нужно падать снова, чтобы не получить рецидивную травму и не остаться вне игры до конца сезона.
Лука Марини, VR46 Racing team
«Когда мы поехали на разминку, ситуация выглядела не такой страшной на первый взгляд. Да, было холодно и мокро, но warm-up прошел без единого инцидента. Просто мы знали, что это не "прогрев" в чистом виде, а своего рода исследование состояния трека. И некоторый позитив появился сам собой: наверное, мы сможем провести спринтовую гонку, - сказал Лука уже после объявления об отмене. - Но в подобных погодных ситуациях всегда трудно трезво оценить реалии. Организаторам предстояло принять непростое решение, находясь в здании Race Control, а не на треке. После разминки я сразу сказал, что основной проблемой для нас будет не дождь и не холод, а ветер. Если он усилится. Когда мы ездили утром, не был приемлемой силы. Только в Lukey Height немного надувало, но в остальных местах - ОК. Проблема в том, что порыв ветра на скорости 70-80 км/ч может запросто передвинуть едущий 300 км/ч прототип на полметра в сторону. Представьте ситуацию на спринтовой гонке, где на первом круге 20 человек едут на расстоянии в 20 см друг от друга - вот, что опасно! Мы не можем контролировать природу и говорить ветру, когда надо подуть, а когда нет. В общем, организатор принял это к сведению. Спасибо им за это».
Марко Беццекки, травме правого плеча которого еще меньше времени - две недели, - считает, что гонки Moto2 и Moto3 прошли на фантастическом уровне, что они показали, кто в пелетоне действительно умеет управлять мотоциклом в любых условиях.
«Не думаю, что у нас было альтернативное решение, кроме отмены, потому что парни за Moto3 и Moto2 настоящие герои, особенно те, кто сумел доехать до финиша, потому что ситуация была критической уже не старте гонки Moto3. На нашем warm-up′е ситуация еще не была такой опасной. С водой на треке можно справляться, но ветер так охлаждал резину и тормоза, что прогреть их было просто нереально. Я не знаю, как у Dunlop, но наши компаунды [Michelin в MotoGP] просто не рассчитаны на использование при таких температурах» - заявил Беццекки.
Джек Миллер, KTM Factory Racing
Местная звезда Австралии - Джек Миллер из KTM Factory Racing считает, что отказываться от спринтовой гонки не следовало: «Я не согласен с этим решением, нам следовало попробовать, хотя бы проехать пару кругов. Да, немного ветрено, но... что поделаешь, такие условия - одинаковые для всех! Надо было оценить реальную возможность, сидя на мотоциклах, а не в офисе. Оценивать поведение байка в таких условиях из гаража очень трудно. В общем, я разочарован».
Энеа Бастианини, Ducati Lenovo Team: «Жаль, что гонка не состоялась, но как по мне, условия были критическими уже на разминке. Днем они стали только хуже. Я рад, что организаторы приняли верное решение».
Хорхе Мартин, Pramac Racing: «Сразу скажу, что мне было комфортно утром на разминке, и я не видел никаких проблем для запуска спринтовой гонки... но в тех условиях, что у нас были утром! Затем, я увидел массу аварий в гонке Moto2, красные флаги, и понял, что условия серьезно изменились. Так что Дирекция MotoGP сделала верный выбор, я считаю. Это всегда непростое решение, но руководство чемпионата приняло его, и мы должен его уважать в любом случае. Моей целью сейчас является - приехать в Валенсию без осложнений с максимально хорошими шансами для дуэли с Пекко».