МОТОГОНКИ.РУ, 1 февраля 2023 - MotoGP вступает в новую эру в 2023 году. Еще в середине прошлого лета участники чемпионата и зрители свято верили, что перемены наступят в 2024, но в Dorna Sports и FIM решили ускорить процесс. Перемен в новом сезоне - масса, часть из них стали известны уже в августе, когда контракты с пилотами и командами были оформлены, что привело к паре недоразумений. Но похоже, что все вопросы с участниками Dorna удалось решить кулуарно, не вынося сор из избы. В этой серии публикаций на МОТОГОНКИ.РУ мы рассмотрим все самые важные перемены, которые ждут нас в сезоне-2023.
Рекордное количество Гран-При
Самый длинный календарь - 21 событие. К реализации плана по достижению 22 этапов Dorna идет с 2019 года, но пандемия замедлила прогресс.
В 2023 году в календаре MotoGP - 21 этап, что является абсолютным рекордом за всю историю чемпионата
Замедление темпов роста календаря связано с отказом от финского Kymiring, объявленного банкротом в августе 2022. Проект Гран-При Финляндии - это нелепое и драматическое стечение обстоятельств и форс-мажора: KymiRing был готов на 80% в августе 2019 года, и ему не хватало самой малости для завершения и реализации - 4-5 млн евро, под которые промоутер и FIM планировали найти инвестора. Но грянула пандемия, сезон-2020 превратился в кошмар - и инвесторы разбежались, а весь бизнес-план KymiRing рухнул. Также, "Дорне" не пошла на пользу задержка с подписанием контракта с новым российским «Игора Драйв». Минус 2 этапа сразу - это провал. Но заветная цель промоутера может быть достигнута в 2024.
Ключевая перемена - тотальное расширение
Ключевой переменой является существенное расширение календаря и географии чемпионата. Dorna Sports взяла курс на экспансию, чтобы не уступать в охвате главному конкуренту - Формуле-1. Это сомнительный ход, но ставки сделаны. Окупится инвестиция в географию или нет, мы узнаем в декабре 2023 года, когда будут подведены официальные итоги - по охвату, аудитории, а также финансам, которые трещат третий год подряд.
В 2023 году чемпионат MotoGP стартует 26 марта в Портимао и завершится 26 ноября в Валенсии, что сделает его самым длинным в истории - 245 дней или 35 недель
На самом деле, для команд и участников MotoGP, Moto2 и Moto3, это не 35, а 38 недель, учитывая две серии официальных тестов IRTA - «предсезонку», которая начнется 5 февраля в Малайзии. Напомню, что в году 52 недели, а между 5 февраля и 1 декабря, когда не действует запрет FIM на тесты и трековые испытания - 42 недели и 5 дней.
Таким образом, у гонщиков для физического и психологического восстановления всего 5-7 недель за целый год в сумме.
Учитывая плотность событий и минимальное время на восстановление, получать травмы категорически недопустимо, как в ходе сезона, так и перед его стартом!
MotoGP вступает на новую территорию
Совершенно новые территории - это Казахстан и Индия, где Гран-При и вообще большими мотогонками никогда и не пахло.
История создания «Автодрома Sokol» (Sokol International Racetrack) и Гран-При Казахстана зародилась еще в 2014 году и связана с появлением у Yamaha Factory Racing нового спонсора, Евразийского банка (Eurasian Bank). Но среднесрочные и долгосрочные проекты - рискованные проекты. Комплекс спроектировал в 2013 году Герман Тильке, его начали возводить близ Алма-Аты. Но в 2016 работы на трассе Гран-При заморозили и возобновили, спустя 5 лет, чтобы к сентябрю 2022 проект, наконец, доделать проект. Трасса на данный момент (1.02.2023) не имеет омологации FIM, что сохраняет легкую интригу... как в истории с KymiRing.
Buddh International Circuit в окрестностях Нью-Дейли - совсем другая история: трасса существует много лет и претендует на Гран-При Индии по MotoGP, а также этап World Superbike аж с 2014 года. Главной проблемой для Dorna всегда было таможенное законодательство Индии, из-за которого событие (от заезда "цирка" до выезда его из страны) растягивалось на 3-4 недели, а таких окон у Dorna ни в MotoGP, ни в WSBK никогда не было. Только приход в Индию Формулы-1 и прямое участие Правительства страны с созданием «особого порядка импорта/экспорта» помогли решить вопрос.
Buddh International Circuit, Гран-При Индии
Тем не менее, Dorna не дала ни «Соколу», ни Buddh International выбора в датах проведения Гран-При: Казахстан впихнули в единственный свободный слот - самый неудачный, пересекающийся с популярным Гран-При Великобритании Формулы-1 между парой других европейских гонок, на уикенд 7-9 июля. Индия откроет пан-азиатское турне MotoGP 22-24 сентября: здесь происходит большое пересечение с Гран-При Японии F1. Единственное, что может спасти казахстанский и индийский этапы, это разница во времени, благодаря чему прямые трансляции MotoGP и Формулы-1 не будут пересекаться на 100%.
Подробнее: Весь календарь пересечений MotoGP и F1 в 2023 году
Чего не ждать в новом сезоне
Прежде всего, Гран-При Катара не будет открывать сезон, поскольку Lusail International Circuit реконструируют в эти самые дни. Dorna Sports и QMMF специально договорились, чтобы перенести событие 2023 года в конец сезона (оно будет предшествовать Валенсии). Таким образом, у Лусаила есть время, чтобы завершить создание дренажной системы и провести смену покрытия без цейтнота, как было в ситуации с Мандаликой.
В календаре 2023 года нет Motorland Aragon, первой трассы в Испании, попавшей под действие «ротации»: несмотря на продление контракта с Dorna Sports на следующие 5 лет, автодром будет проводить Гран-При Арагона не каждый сезон. Суть «ротации»: некоторые трассы готовы заключать контракты на проведение гонок MotoGP не каждый год, а получив одно или два события в течение 5 лет.
Предсезонка-2023
Нас ожидает самая короткая предсезонная подготовка заводов в истории - всего 5 трековых дней в двух сериях испытаний на Sepang International Circuit и Autodromo do Algarve. Шейкдаун, согласно традиции, - это внутреннее событие для заводских разработчиков, куда в этом году даже не пустят аккредитованных фотографов и сторонних операторов. На шейкдауне заводские команды R&D и официальные тест-пилоты впервые смогут собрать воедино прототипы поколения 2023 года и опробовать их, перед тем, как передать в руки призовых пилотов. Это не «боевые тесты», на 100% обкатка - именно в том смысле, в каком мы ее понимаем.
MotoGP IRTA Sepang - Sepang International Circuit: Маверик Виньялес, Aprilia Racing
перейти в фотогалерею
5,6 и 7 февраля - шейкдаун MotoGP (команды R&D)
10, 11 и 12 февраля - тесты IRTA MotoGP Sepang
11 и 12 марта - тесты IRTA MotoGP Portimao
Календарь MotoGP 2023
*** Все события подтверждены на 1.02.2023, но изменения могут произойти по ряду причин - по воле организаторов или форс-мажорных обстоятельств ***
26 марта - Гран-При Португалии, Autodromo do Algarve
2 апреля - Гран-При Аргентины, Termas de Rio Hondo
16 апреля - Гран-При Америк, Circuit of the Americas
30 апреля - Гран-При Испании, Circuito de Jerez
14 мая - Гран-При Франции, Bugatti Circuit Le Mans
11 июня - Гран-При Италии, Autodromo del Mugello
18 июня - Гран-При Германии, Sachsenring
25 июня - Гран-При Нидерландов, TT Circuit Assen
9 июля - Гран-При Казахстана, Sokol International Racetrack
--- летние каникулы ---
6 августа - Гран-При Великобритании, Silverstone Circuit
20 августа - Гран-При Австрии, Red Bull Ring
3 сентября - Гран-При Каталонии, Barcelona-Catalunya
10 сентября - Гран-При Сан-Марино, Misano World Circuit
24 сентября - Гран-При Индии, Buddh International Circuit
1 октября - Гран-При Японии, Mobility Resort Motegi
15 октября - Гран-При Индонезии, Mandalinka
22 октября - Гран-При Австралии, Phillip Island
29 октября - Гран-При Таиланда, Chang International
12 ноября - Гран-При Малайзии, Sepang International
19 ноября - Гран-При Катара, Lusail International Circuit
26 ноября - Гран-При Валенсии, Ricardo Tormo Circuit