МОТОГОНКИ.РУ, 17 ноября 2022 - За последние 16 лет в MotoGP сложилась определенная стабильность в отношениях промоутера и локальных организаторов Гран-При (автодромов): в 2007 году календарь впервые принял новый формат в 18 событий, и этот формат продержался неизменным до 2019 года. В начале-середине 2000-ных рост популярности гонок Гран-При был более-менее стабильным, рост продолжался с 2002 по 2009, затем, под воздействием мирового финансового кризиса несколько замедлился. В 2010-2011 в MotoGP наметился небольшой кризис из-за нехватки спонсоров и окончательного исхода из чемпионата частных разработчиков, количество команд и участников сократилось. В 2012 чемпионат увидел дно - минимальную стартовую решетку с 2002 года (18 мотоциклов), и тогда Dorna пришлось принимать меры.
2012 год стал сигналом: если в 2008 и 2009 среднее количество официально подтвержденных зрителей на трибунах Гран-При превысило отметку 134 тысячи человек, то в 2012 рухнуло до 123 тысяч. В чемпионате всегда были этапы-«локомотивы» и куда менее денежные, "проходные", но важные с политической и исторической точки зрения. Разница в посещаемости между Гран-При Катара и Германии составляла в разные годы до 8 раз (30 тыс. против 240 тыс.).
План поддержки частных команд MotoGP со стороны Dorna после 2013 года помог вернуть не только гонщиков на старт, но и зрителей на трибуны. Испания воскресла вместе с Марком Маркесом, Италия бросилась с двойной силой болеть за Росси, появились новые претенденты на вступление в Клуб... В общем, посещаемость резко выросла: после провального 2012 года средние показатели перепрыгнули рекордные 2008-2009 и достигли 135-137 тыс. человек на этап и достигли 150 тыс. к 2015 году - на этом уровне показатель и остановился. Но рост зрительской аудитории сохранился.
Рекорд всех времен Dorna установила в 2018, продав 2 миллиона 884 тысячи билетов на трибуны автодромов и пассов в паддок.
Валентино Росси и его паства
2020 и 2021 годы можно считать потерянными из-за ковидных ограничений. Поэтому, всё внимание было приковано к сезону-2022, как сезону возрождения. К тому же, в календаре появились гонки с новой аудиторией (Индонезия, Таиланд), которых ждали и на которые делали ставку. Но и это не помогло!
Вы всё еще не верите в силу культа личностей и «эффект Росси»?
Статистика 2022 года говорит, что европейская аудитория утратила страстное желание следовать за MotoGP: без национальных лидеров все испанские и итальянские этапы показали здоровенный минус по сравнению с 2019 годом. Италия - просто катастрофа: в Муджелло за уикенд минус составил 65 тыс., в Мизано не досчитались 57 тыс. человек - в сумме, 122 тысячи!
Итальянцы расстроились. Франческо Баньяю "похоронили" уже после Sachsenring. Если бы гонки в Муджелло и Мизано запланировали бы на октябрь и ноябрь, они бы собрали аншлаг. Но в конце мая уже мало кто верил, что Ducati воспрянет, а Пекко удастся совершить рекордный исторический прорыв с -91 к +17 очков в Валенсии.
Прямо обратный эффект - у двух ключевых событий Западной Европы. Рост показали только два еврораунда - Гран-При Германии и Франции. В Германии впервые с 2013 года не было Марка Маркеса, и новым «Королем Кольца» стал Фабио Куартараро, до этого собравший рекордную аудиторию в Ле-Мане.
Французы приехали на домашний этап, чтобы поддержать сразу двух фаворитов сезона-2022 - Куартараро и Жоана Зарко, которые в тот момент надежно закрепились в ТОП-3. Они же последовали в Германию. Sachsenring - это золотые ворота MotoGP, традиционно один из самых посещаемых этапов! После ухода из календаря Брно, чешскую аудиторию поделили между собой Red Bull Ring и Sachsenring.
К сожалению, Гран-При Валенсии, где решалась судьба титула, не стала рекордной, как в 2006 и 2015 годах. Но она собрала уникальную кассу в плане продаж комбинаций пассов, включая паддок-пассы на весь уикенд (суббота-воскресенье). В итоге, в воскресенье - провал, в субботу - рекорд! Но в сумме, всё равно недостача.
Dorna Sports анонсировала суммарную аудиторию MotoGP в 2022 году на уровне 2.428 млн человек, в эту цифру не включены данные с Circuit of the Americas, которая в этом году не афишировала свои продажи. Но в 2019 они были на уровне 120 тыс., что плюс/минус должно соответствовать показателям этого года. В итоге, можно утверждать о достигнутой отметке свыше 2.5 млн зрителей. И это за 20 этапов - значительно меньше, чем за последние доковидные 5 сезонов с 18-ю гонками в календаре!
Дебют в Мандалике не оправдал надежд. Изначально, национальный промоутер Гран-При Индонезии утверждал, что уже в феврале забил до отказа трибуны Mandalika International Street Circuit - речь шла о 140-150 тысячах распространенных и проданных билетах на событие. Но по официальным данным за уикенд трассу посетили лишь 103 тысячи, и лишь 62923 человека пришли посмотреть гонку под проливным дождем.
Возвращение в Таиланд состоялось, но без шика и блеска и с потерей значительной части аудитории - минус 48 тысяч (третья потеря после итальянских гонок): тайцам в 2020-22 было не до гоночек от слова совсем, заработать бы на пропитание без толп европейских туристов. Да и туристов на ThaiGP оказалось куда меньше. Опять же, кошмарная погода - не повезло.
Вот, какой расклад по итогам сезона MotoGP 2022 - официально подтвержденные Dorna цифры:
Событие / за уикенд / в день гонки / в сравнении с 2019
Гран-При Катара: 17972 / 6655 / -14280
Гран-При Индонезии: 102801 / 62923 / новое событие
Гран-При Аргентины: 186759 / 67092 / +7208
Гран-При Америк: нет официальных данных
Гран-При Португалии: 75900 / 43650 / новое событие
Гран-При Испании: 123101 / 58132 / -28412
Гран-При Франции: 225000 / 110003 / +18677
Гран-При Италии: 74078 / 43661 / -65251
Гран-При Каталонии: 114574 / 60068 / -43253
Гран-При Германии: 232202 / 95214 / +31040
Гран-При Нидерландов: 158298 / 104244 / -9202
Гран-При Британии: 100400 / 41002 / -14207
Гран-При Австрии: 167850 / 92035 / -29465
Гран-При Сан-Марино: 101140 / 56981 / -57160
Гран-При Арагона: 86803 / 37846 / -17587
Гран-При Японии: 57482 / 32152 / -31115
Гран-При Таиланда: 178463 / 75856 / -48192
Гран-При Австралии: 91158 / 40197 / +8308
Гран-При Малайзии: 163567 / 88615 / -7211
Гран-При Валенсии: 170380 / 92166 / -6446
----------------------------------
Итого: 2 427 928 (2.5 млн+ с COTA)
* Средняя посещаемость этапа в 2022 году: 127785 за уикенд (без учета COTA)
** Средняя посещаемость этапа в 2019 году: 149238 за уикенд