МОТОГОНКИ.РУ, 14 апреля 2023 - Спорность принятия очень многих судейских решений за последние 5-7 лет подрывает доверие к Дирекции MotoGP, как институту, обеспечивающую мотоспорту беспристрастность и равные возможности для развития.
Спринтовые гонки Гран-При Португалии и Аргентины показали, что оперативная работа Стюардов FIM теряет свою актуальность - чисто по-человечески они не поспевают за процессами: физически нет возможности своевременно доносить до пилота сам факт пенализации, даже если решение успели принять до клетчатого флага.
Авторитет Легенд MotoGP против «умной» электроники
На принятие многих решений уходят считанные минуты. На тренировках это не играет роли, напротив, пенализация на предстоящей гонке - хорошая показательная порка, которая заставляет горячие головы задуматься.
Но 5 минут в спринтовой гонке - это 1/3 дистанции, и если нарушение происходит на 9-м круге, как было в случае с Куартараро в Аргентине, пилот узнает об этом уже после финиша. Нет ничего хуже, чем ручное вмешательство в результаты состоявшейся титульной гонки! Это убивает спорт, заставляет гонщиков переходить в "пассивный режим", осторожничать - страдает шоу, зритель недополучает эмоции, теряет интерес. Но и принимать фиктивные - удобные для всех, красивые решения нельзя, поскольку теряется смысл - в общем, заколдованный круг...
Решение проблемы? Устранение промежуточного фактора - человеческого фактора в определении нарушений и вынесении вердиктов
С огромной долей вероятности, скоро увидим тотальную цифровизацию контроля за гонщиками и автоматизацию учета нарушений. Процесс уже идет: в MotoGP и World Superbike фиксируют нарушения границ трека, предупреждения выносятся автоматически. Апгрейд трасс произвели очень быстро, и он оказался недорогим: по границам поребриков внедрили линию датчиков давления, сигнал с которых сопоставляется с позицией гонщика - нарушение фиксируется автоматически, и предупреждение появляется на контрольной панели! Никакой двузначности и сомнений.
Планируется введение контроля аварий на уровне прошивки ECU. Ряд нарушений смогут протоколировать автоматически - фальстарты, жесткий контакт (столкновения) и т.п. Стюардам останется только вынести вердикт по сложным вопросам, связанным с нарушением прав пострадавших гонщиков. Зашитые в ECU инженерами Технической Дирекции MotoGP алгоритмы могут распознавать разные сценарии инцидента без визуального подтверждения со стороны маршалов. Подобным образом работают алгоритмы блоков управления подушек безопасности в комбинезонах гонщиков MotoGP - в 95% случаев они не ошибаются!
Сергей Власов, эксперт MotoGP, основатель команды OTTO Superbike и проекта Vlasov Bootcamp
Возглавляющий спортивную дирекцию Чемпионата России по кольцевым мотогонкам - MOTORING - Сергей Власов считает, что к этому действительно всё и идет. Причем, MotoGP не будет новатором в это деле:
«Во всех видах спорта это сейчас происходит. В футболе ввели автогол; в хоккее судьи уже ничего не решают, не просмотрев инцидент с сотен камер и ракурсов, причем, при любом уровне нарушения и любого уровня штрафа. Причем, если судьи сомневаются в решении, они позволяют доиграть эпизод, а затем только его рассматривают. Формула-1, та вообще вся напичкана камерами, а в Регламент внесены практически любые нюансы и определения, включая правила проведения обгона. В Формуле-1 уже нельзя лишнего говорить по радио, потому что есть только определенный набор информации, которым команда может с гонщиком меняться. Команда не может сказать, чтобы пилот пропустил другого вперед. Тотальный контроль за всем и четкая формализация - лишь бы исключить неоднозначность судейского решения по тому или иному поводу».
Почему Формула-1 снова впереди планеты
В Формуле-1 еще в 90-х начали вводить датчики фальстарта, и сегодня это чисто технический нюанс. Некоторые технические фишки невозможно активировать не в то время, не в том месте. На пилота и его болид направлены десятки камер, так что любой инцидент может быть изучен под микроскопом. И большую часть решений уже сейчас можно жестко автоматизировать по принципу - нарушил, сразу же наказан.
«Но вся эта "роботизация" возможна только после того, как в правилах будут прописаны последние нюансы. Весьма показательным является и то, что даже в России сейчас мы на Комиссии по кольцевым гонкам обсуждаем поправки в Правила мотоспорта, где будет четко описано определение состоявшегося обгона, потому что только в этом случае можно выносить суждение о том, кто был прав, а кто виноват, если в процессе обгона происходит инцидент. В мотогонках пока таких понятий, описанных детально, просто нет. В Формуле-1 - есть, например, принцип 2-полосного движения, есть четкий регламент поведения атакующего и обороняющегося - что тот и другой могут делать при движении по этим двум полосам, в какой момент, как можно "закрывать калитку" и обороняться, а в какой момент это делать уже запрещается и приходится пропускать соперника».
«Это обсуждали очень долго, наверное, 5 или 7 лет. Рассмотрено много спорных эпизодов, внесены многочисленные правки в правила. Но зато институт судейства FIA сейчас очень сильно развит»
«А в MotoGP к этому только приступают. В 2015 году состоялся, наверное, последний чемпионат, где разрешалось всё - любые формы борьбы, и это вылилось в конфронтацию Лоренцо-Росси-Маркеса, едва не привело к реальным битвам среди фанатов, к расколу лагеря MotoGP. Но зато MotoGP блистал, перепрыгнул по рейтингам всех - Футбол, Олимпиаду, Формулу-1! В 2016 году Dorna взяла курс на сближение результативности команд, заводов, гонщиков. Итог - много разных чемпионов, зашкаливающие рейтинги, новое поколение гонщиков. Но само совершенствование Правил - про него подзабыли, а вернулись, только когда люди стали биться регулярно. Формула-1 за это время ушла вперед именно в плане формализации. Теперь у FIM не осталось свободы маневра, потому что гонки MotoGP стали слишком близкими и опасными - их нужно упорядочивать, причем, очень быстро, чтобы пресечь разговоры о "ручном управлении"».
Для общего понимания, как (в отличие от Формулы-1) в MotoGP или World Superbike сейчас Стюарды решают, наказывать мотогонщика за фальстарт или нет:
«Принципы в Правилах FIA и FIM принципиально различаются: в Формуле-1 это четко конкретизировано, практически автоматизировано; в MotoGP решение выносит жюри - несколько Стюардов. Сначала, они рассматривают видео. Затем, есть такое определение, что если пилота во время красного сигнала рванул или накатил, а затем остановился, Стюарды будут решать - получил гонщик преимущество от этого или нет, и затем голосуют, кто как считает. Большинством голосов и принимают решение. То есть ясно, что на это уходит какое-то время. Какое преимущество человек получил от фальстарта, тоже такое... неоднозначное».
Почему решили растрясти MotoGP именно в 2023 году?
Нововведения, спринты, встряска, новый формат, дополнительные очки, изменение правил, формализация - зачем всё это? Почему именно сейчас?
«Именно по той самой причине, что последние лет 5 MotoGP "завис" в своем развитии! - уверен Сергей Власов. - В 2000-ных все шоу строилось вокруг Валентино Росси и четверки "пришельцев", но Росси был главным локомотивом - зрители шли на него, как на крючок. Dorna вообще ничего не надо было делать, они расслабились и просто считали деньги. Но вот, Росси ушел и Маркес выбыл - некому делать шоу. Главная проблема, что те, кто пришел за ними - они с собой ничего нового не привнесли! Не притащили новую аудиторию, а старая, которая за Росси тянулась, разбежалась. Теперь Dorna просто не может сидеть ровно, если хочет выжить - надо что-то менять, встряхивать публику и участников».