МОТОГОНКИ.РУ, 4 ноября 2008 - Сейчас Бадер снова выступает и работает в Европе: он тренирует российских кроссменов Александра Скрябина и Сергея Лебедева, готовит их к следующему сезону в Чемпионате Европы и Мировой серии по Суперкроссу, совершенно новой дисциплине для наших ребят.
В паддоках AMA Supercross, также как и Чемпионата Европы, Маннех - авторитет. Но мало кто знает его здесь, в России. Так кто же вы, мистер Маннех?
Бадер, расскажи немного о своем первом суперкроссе.
Bader Manneh: Легко! Моя первая гонка Суперкросса состоялась в 1985 году, собственно, я ее выиграл. Нарочно не загадывал, и за подиум не цеплялся - так случилось, я поймал ритм и приехал первым в обеих заездах. Вторую гонку я смог выиграть только спустя два года, но тогда мне пришлось проехать лишний круг по вине маршалов. Они показали мне, что я еду вторым, и меня это сильно озадачило - я рванул вперед, обошел нескольких круговых, проехал еще круг, и только потом понял, что все уже начали заезжать в парк. Только тогда мне показали клетчатый флаг. Было такое недоразумение в моей истории.
Вскоре после этого, ты переехал в Европу?
Да, это было в 1987. Еще год я выступал в Америке за заводскую команду Kawasaki, но решение о переезде принял уже тогда. Совсем неожиданно мне позвонили из Европы и предложили поехать в гонке. Это было предложение всего на один уик-енд, наши переговоры были короткими: "Хочешь попроваботь себя в международной гонке? Мы оплатим стартовые и небольшой гонорар." - "Согласен!" Я купил билет на первый же самолет и через два дня уже тренировался на новом байке. Я выиграл первую гонку и приехал вторым во втором заезде, а на третьем заезде меня снес какой-то парень, так что я не смог финишировать. Но в команде были счастливы! Так что я остался в Италии. Я начал выигрывать гонку за гонкой (мне просто не оставалось ничего другого - здесь у меня не было другой работы). Не могу точно сказать, сколько гонок я проехал, но прошли годы, прежде чем меня вновь потянуло в Штаты.
Какие самые яркие моменты своей карьеры ты можешь вспомнить?
Ну, я выиграл парочку Гран При по мотокроссу, одно в 1992, другое в 1994, была масса вторых мест, но их я не помню вовсе. Одно событие помню отчетливо - как я выиграл Saporiti Fast Cross; это была гонка, где собрались все заводские пилоты из Америки - ЛаРокко, МакКрат, Боувен и много других очень сильных гонщиков, они все с собой привезли кучу механиков и технарей. Но в первый год проведения, я ее выиграл. Организаторы даже расстроились: они расчитывали наградить приезжего американца, а получилось, наградили меня - я уже тогда был "почти итальянцем" - столько лет провел вместе с ними. Три чемпионата по Суперкроссу выиграл с 1991 по 1993.
Спустя столько лет, ты вернулся в Штаты и на гонке в Glen Helen ты занял третье место. Что тебя побудило вернуться?
Гоняясь в Италии, я чувствовал себя уверенно. А когда выигрываешь Гран При, да еще несколько раз, то начинаешь еще и зазнаваться по-немногу. Это было не совсем верно: я забыл, что вернувшись в Америку, встречусь с 20-летними головорезами! Все-таки в Штатах Суперкросс другой: все более компактное, жесткое. Пилотов на старте больше, все молодые и злые. В Glen Helen я вышел на тренировку в пятницу вечером, и понял, что просто сдох. В субботу утром надо было квалифицироваться, а в воскресенье ехать. А я вдруг оказался совершенно не готов! Чудом было то, что все-таки прошел засечку, а потом еще и финишировал, да не последним! Но урок я усвоил.
Говоря о возрасте, ты считаешь, что это определяющий фактор в Суперкроссе?
Не самый главный. Когда много и регулярно занимаешься, то четче представляешь себе как выглядит подиум и победа в гонке. 20 лет назад, я только-только начал осознавать, как надо правильно тренироваться и отдыхать. Сейчас все то же самое, просто мне надо больше отдыха, чем когда я был молодым. Вот и вся разница. Я по-другому распределяю дела, переношу на следующий день то, что отнимает больше всего усилий. Я уверен, что во время гонки по-прежнему сконцентрирован на 110%. Говорят - "старый райдер - умный райдер", и это по-моему правильно. Старый райдер может сделать тоже самое, что и молодой, но с меньшими потерями. Все дело в голове: чем меньше она забита мыслями, тем легче ехать на результат. Молодые могут позволить себе ехать совершенно без мыслей, делать все интуитивно, и совершать необдуманные поступки. Когда тебе 40, в решающий момент ты просчитываешь ситуацию и знаешь, когда стоит открыть ручку газа, а когда это становится лотереей 50 на 50, а в итоге можешь оказаться на носилках у медиков.
Расскажи о своей семье
Я женат, у меня две дочки - 10 и 17 лет. Теперь они выросли, я снова могу вернуться в Америку и подумать о планах на будущее. Я жил в Европе последние лет 20! Захотелось перемен, но скорее всего вернусь в Италию, к жене.
Что изменилось в Суперкроссе за последние 20 лет?
Надо сказать, что трассы сильно изменились с тех пор, как я гонялся в Штатах. Если ты 20 лет гоняешь по традиционному кроссу, а потом пытаешься вернуться в Суперкросс, приходится переучиваться. Раньше было попроще - не было таких коротких трасс на стадионах. Не уверен, что "традиционщики" сегодня легко смогут выигрывать Суперкроссовые гонки. А вот наоборот - очень даже, взгляните на Кармайкла и "Баббу" Стюарта! Все стало более техничным, выверенным. Команды изменились очень, особенно заводские. Раньше было больше заводских команд - до четырех каждой марки, а теперь - одна, но с тремя пилотами. Такая концентрация очень кстати, и дополнительно стимулирует гонщиков. Остальные парни, как и раньше, приезжают на гонки в своих винтажных фургонах!
Бывает, что вас узнают в паддоках здесь, в Америке?
О, было несколько раз, да-а-а! Все это парни, которые не могут жить без мотокросса, кто вырос вместе с мотокроссом ... они помнят все! "Эй, чувак, а помнишь меня на гонке в Barona Oaks, 25 лет назад?" Мы встречаемся как старые друзья, хотя и вправду, не виделись столько лет, и честно говоря, я бы узнал этих парней с трудом.
Интервью из архива Racer X, Anaheim 3, 2008