МОТОГОНКИ.РУ, 29 июня 2007 - Во-первых, кольцо в Ассене является единственной трассой, которая принимала у себя этапы каждого мотоциклетного чемпионата мира, начиная с самого его первого розыгрыша в 1949 году (да-да, чемпионат мира по мотогонкам родился на год раньше Формулы-1!)! Тогда голландская гонка была в календаре третьей по счету и проводилась не на стационарной трассе, которая была построена здесь лишь шесть лет спустя, а по дорогам общего пользования, которые связывали собой деревушки Боргер, Шоонлоо и Гроллоо. Длина того кольца составляла более 16 км!
Вообще первые мотоциклетные соревнования в Ассене были проведены гораздо раньше – в 1925 году. Они получили название Dutch TT. Гонки Турист Трофи в то время имели не меньшую значимость, чем Гран При. Первые автомобильные соревнования на «туристский трофей» состоялись в 1905 году, а спустя два года на острове Мэн была организована и мотоциклетная гонка. Кстати, именно Isle of Man TT стала первым этапом созданного в 1949 году чемпионата мира. Между прочим, эта гонка проводиться до сих пор (но, по соображениям безопасности, разумеется, уже давно не входит в календарь MotoGP) и в этом году отметила свой столетний юбилей.
В первые годы в Турист Трофи участвовали исключительно серийные машины, а главным критерием в выявлении победителя была экономичность по расходу топлива. Но очень скоро в гонки TT стали допускаться гоночные автомобили и мотоциклы, а на первый план вышла скорость. Но, тем не менее, само название соревнования осталось.
Осталось оно и у гонки в Ассене. Поэтому, в отличие от всех остальных этапов в календаре MotoGP, которые носят статус Гран При, голландский по-прежнему официально именуется Dutch TT, а не Dutch GP.
Другая традиция голландского этапа связана с тем, что гонки в Ассене всегда проводятся именно в последнюю субботу июня. Почему в субботу, а не в воскресенье, как это принято везде? Дело в том, что, когда устроители самого первого чемпионата мира составляли свой календарь, то местная церковь настояла на том, чтобы все соревнования прошли именно в субботу и не помешали воскресной службе. Конечно, времена изменились, и сейчас уже наверняка бы никто не стал препятствовать проведению гонок в воскресенье (тем более, заезды Мирового Супербайка, как мы с вами знаем, благополучно проходят именно в этот день), но традиция, как говорится, есть традиция.
Сама трасса «TT Ассен» также уникальна. Она является едва ли не единственной в мире, которая создавалась специально именно для мотогонок. Более того, с 1955 года, когда было открыто это кольцо, его конфигурация не претерпевала серьезных изменений ни много ни мало 50 лет! И лишь в прошлом году из соображений безопасности, а также для того, чтобы улучшить инфраструктуру комплекса и построить парк развлечений, была убрана так называемая «северная петля» (не путать с «Нордшляйфе» «Нюрбургринга»!) и протяженность круга сократилась с 7705 м до всего 4555.
Далеко не все гонщики восприняли эту перестройку с энтузиазмом, считая, что из-за этого легендарное кольцо потеряло часть своего шарма. Но в любом случае, Ассен по-прежнему остается «собором мотоспорта», одной из самых сложных и интересных трасс во всем чемпионате мира, собирающей огромное число болельщиков на трибунах.
Интригу к гонкам этого года подогревают и интересные ситуации в турнирных таблицах. Сможет ли Валентино Росси, проигравший Кейси Стоунеру в очных поединках два последних Гран При, все же сократить отставание от австралийца? Догонят ли Андреа Довициозо и Алекс де Анжелис Хорхе Лоренцо, лидерство которого в классе 250 куб. см несколько пошатнулось после падения испанца в Донингтоне и уже не выглядит столь подавляющим? Кто из пилотов команды Aspar покинет Ассен лидером общего зачета «младшей» категории 125 – Эктор Фаубель или Габор Талмаши?
Ответы на все эти вопросы вы, как всегда, узнаете в прямом эфире спортивного канала 7ТВ в эту субботу! Начало в 12.47 по Московскому времени. Не пропустите!
Сергей Беднарук,
комментатор 7ТВ