МОТОГОНКИ.РУ, 20 ноября 2011 - Впервые гонка на 125-кубовых 2-тактных мотоциклах под эгидой FIM прошла 3 июля 1949 года, в Берне (Швейцария). Победу в ней одержал Нелло Пагани, пилотировавший Mondial. Все десять гонщиков, принявших участие в чемпионате были итальянцами, TOP-5: Пагани, Маги, Мазетти, Уббьяли и Лени. В дебютном сезоне Пагани доминировал. Он выиграл гонки в Берне и Ассене, в Монце финишировал пятым, и был назван первым чемпионом мира по версии FIM GP125.
Последняя гонка состоялась две недели назад в Валенсии, на ней решалась судьба чемпионского титула. За последнее десятилетие сильнейшую конкуренцию в борьбе за Корону в младшем классе MotoGP итальянцам составили испанцы. Но национальный состав класса к 2011 стал самым пестрым: испанец Николас "Нико" Тероль стал последним чемпионом GP125, это место оспаривал француз Жоан Зарко, с поул-позиции гонку начал британец Денни Уэбб из индийской Mahindra Racing, а выиграл ее 16-летний испанец Маверик Виньялес.
Но по числу чемпионских титулов все равно Италии конкурентов нет - 23; победы Хулиана Симона, Марка Маркеса и Тероля подняли испанцев на уровень 15 титулов. Третье место делят между собой Великобритания, Япония и Швейцария - у них по 4 золотых кубка. 3 у немецких гонщиков, по 2 у французских, шведских и новозеландских, по одному у венгров, австрияков и австралийцев. Уроженец Сан-Марино Мануэль Поджиалли указан в списке отдельной строкой: эта республика, подобно Каталонии в Испании, претендует на статус независимой от Италии - по идеологическим мотивам, но никогда не выступала за отделение. Если так, то за итальянцами 24 титула.
Самыми успешными были пилоты Honda. За 63 года гонщики этого завода приняли участие в большинстве заездов и выиграли 164 Гран-При. Но минувшую декаду в Призах доминировал итальянский завод Aprilia, который обошел Honda по количеству Кубков конструкторов. Первую победу Aprilia принес Алессандро Громини на Гран-При Чехии в Брно, в июле 1991 года. Последнюю, 151-ю в Валенсии одержал Виньялес, второе и третье место также заняли пилоты Aprilia. Сильную конкуренцию Aprilia составил "младший брат" по Piaggio Group - Derbi.
Судьбы победителей многих Гран-При 80-х неразрывно связаны с миром MotoGP и сегодня. Хорхе "Аспар" Мартинес руководит собственным гаражом Aspar Racing - одним из самых успешных и крупных в паддоке: пилоты команды выступали во всех трех категориях и выигрывали чемпионаты. Фаусто Грезини пошел по тому же пути. Сейчас Gresini Racing - самый близкий саттелит к заводу Honda в MotoGP, также пилоты команды успешно вступили в категорию Moto2 в 2010 году. Микеле Пирро выиграл финальное Гран-При сезона 2011 года в Валенсии. Знаменитый Франко Унчини работает в Комиссии по безопасности, созданной при чемпионате Dorna Sports. В 2012 к нему и другому чемпиону прошлого - испанцу Алексу Кривье присоединится Лорис Капиросси.