МОТОГОНКИ.РУ, 9 июля 2023 - Honda вступила в чемпионат 2023 года в жутком цейтноте: на тестах IRTA Portimao Марк Маркес впервые признал, что заводская команда разработчиков и призовые пилоты Repsol Honda не успевают завершить работы по комплектации готовой базы прототипа RC213V для нового сезона.
Представленные зимой на официальной презентации машины Марка Маркеса и Жоана Мира не имели ничего общего с "боевыми" прототипами, с которыми им затем пришлось работать. Это были "презентационные болиды", собранные из частей 2021-22 годов, что бросается в глаза. Реальное шасси, облицовки и двигатель к тому моменту еще даже не появились на свет...
Было принято решение - сконцентрировать все силы на принятии хотя бы финальной спецификации двигателя, что Repsol Honda удалось на тестах в Португалии непосредственно перед стартом чемпионата. Гран-При Португалии стало продолжением тестовой программы HRC... теперь Маркесу, Такааки Накагами и частично Жоану Миру пришлось работать внеурочно, чтобы опробовать ряд обновлений, которые японские инженеры привозили от этапа к этапу. Параллельно с ними в поте лица трудилась и тестовая команда HRC во главе со Штефаном Брадлем.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: базовое шасси на тестах IRTA Sepang
перейти в фотогалерею
Итак, вот базовое шасси Honda RC213V версии 2023 года, которое должно было и легко в основу прототипа. Но не прототипа Маркеса! На данной картинки - байк Такааки Накагами, который активно участвует в R&D программе HRC, как и сам Марк. Вот с этого самого шасси началась работа в Сепанге. Рама с большим дуговым разрезом - обновленная рама, опробованная пилотами Honda на тестах в Валенсии 2022.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: альтернативное шасси Марка Маркеса на тестах IRTA Portimao
перейти в фотогалерею
Второй вариант шасси Маркеса, с которым он работал более обстоятельно в Сепанге. Оно отличается от "базы", и по словам Марка дало больше обратной связи. Здесь видно, что новая рама лишилась разреза: по утвержденной геометрии создали совершенно новую раму, и уже над ней стали проводить эксперименты.
Таким образом, видно, как поступательно движется R&D Honda: одна версия шасси утверждается, в ней находят сильные стороны, их фиксируют, запоминают - и делают эту версию новой базой. Затем, с рамой что-то делают, проверяют многократно и... цикличность всегда одинакова. Процесс занимает массу времени и сил.
На фото видно, что инженеры убрали много лишнего материала, чтобы сделать раму чуть легче и/или гибче, особенно в районе блока крепления маятника.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: альтернативное шасси Марка Маркеса - обновленная версия на Гран-При Португалии
перейти в фотогалерею
Третье шасси Маркеса, с которым он работал в Сепанге и Портимао. Оно существенно отличается от 2-й версии (см. выше) - еще меньше материала, более тонкие стенки, главный луч сужается к месту сварки с блоком крепления маятника.
Такое же шасси получил в Портимао и Жоан Мир. Напарника Марка заявил тогда, что чувствовал улучшение в ощущениях поворачиваемости. Но при этом у него ухудшилась обратная связь с передним колесом. В итоге, 3-я версия не стала рабочей, и Repsol Honda вернулась ко 2-й.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: альтернативная конфигурация с аэродинамикой 2021 года и маятником модели 2018 года
перейти в фотогалерею
С февраля по март Марку Маркесу пришлось перепробовать массу самых разных конфигураций прототипа. Были экспериментальные комплектации, где наблюдатели отметили присутствие маятника 2018 года, комбинации аэродинамики 2021 и 2023 годов.
В конце концов, Марк вышел на трек вовсе без винглетов, чем удивил фотографов и инсайдеров. Он заявил, что получил массу удовольствия от езды на "голом" RC213V. Но факт, что аэродинамический комплект 2023 года обеспечивает невероятное прижимное усилие даже по сравнению с версией 2021 года, и гораздо большее, чем без винглетов вовсе.
MotoGP-2023 - Марк Маркес прокатился по Сепангу на прототипе Honda RC213V без винглетов и получил массу удовольствия
перейти в фотогалерею
Суть «удовольствия от вождения», которое получил Марк, заключалась в легкости пилотирования и возможности скользить в поворотах столько, сколько Марку было нужно. Доподлинно неизвестно... возможно, без винглетов Маркес смог бы поехать, как «прежний Марк» со всеми своими магическими сейвами, непревзойденным чувством баланса и прочим. Однако, заявив мотоцикл без винглетов, HRC была бы обязана использовать его до конца сезона. Но показатели телеметрии убедительней ощущений: скорость, прижимное усилие, качество торможения - всё это лучше с аэродинамическим пакетом, включающим винглеты модели 2023 года.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: карбоновое сцепление - самая последняя разработка HRC
перейти в фотогалерею
В 2022 году Honda Racing разработала для прототипа MotoGP полностью карбоновое сцепление, которое, впрочем, так пока и не стало реальной рабочей частью RC213V. Его начали применять на тестах в Сепанге, но после первого этапа в Портимао его заменили стандартным. Только на тестах в Хересе Штефан Брадль вновь вернулся к тестам карбонового блока.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: шасси Kalex, испытанное впервые Брадлем на тестах в Хересе перед Гран-При Испании
перейти в фотогалерею
Шасси Kalex должно было стать палочкой-выручалочкой, но не стало. Все считали, что Брадль и Маркес получат новые шасси на Гран-При Испании, чтобы, опробовав их в гонках, затем доработать на тестах. Но Марк пропустил уикенд и тесты, и только Брадль вернулся к работе с Kalex на тестах.
С момента, как HRC заказала работу в Kalex, до момента применения шасси в гонке прошло 10 месяцев. История эта началась в июле 2022 года. Дебют шасси на Гран-При состоялся в Ле-Мане, в мае 2023. Марк Маркес решился испытать новое шасси прямо в ходе уикенда Гран-При Франции. В Ле-Мане оно ему понравилось больше, чем базовая версия made in Japan, но затем, в Муджелло Марк обнаружил серьезный недочет в немецком изделии - худшая по сравнению с базовой версией поворачиваемость и угловая скорость в затяжных быстрых виражах.
Рама и маятник Kalex не сразу воссоединились в прототипе Маркеса. Если рама появилась только в мае, то маятник видели в разных комплектация RC213V, начиная с тестов в Сепанге. По мнению инженеров, он действительно несколько повысил качество прижатия заднего колеса к асфальту и передачи мощности.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: альтернативный аэродинамический пакет, подготовленный к тестам, но так и не принятый в работу
перейти в фотогалерею
Многочисленные обновления аэродинамических гаджетов сопровождали буквально каждый уикенд MotoGP для пилотов Honda, причем, обеих команд. Инженеры собирали данные телеметрии и отзывы пилотов, начиная с Гран-При Португалии и до Германии.
HRC поменяла дизайн впусковой части обтекателя для улучшения нагнетания воздуха в короб. Пробовала различные версии самого обтекателя, то увеличивая, то уменьшая его ширину и габариты винглетов.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: новый пакет аэродинамики, испытанный на тестах IRTA Jerez после Гран-При Испании
перейти в фотогалерею
На тестах IRTA Jerez Брадль получил большой пакет обновления аэродинамики. На тестовом RC213V и у Накагами заметили новые внешние каналы, перенаправляющие входящий спереди воздух вниз, под мотоцикл. Это было создано с целью принудительного перенаправления воздушных потоков, чтобы они не сталкивались за спиной у пилота.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: закрылки на тестах в Хересе
перейти в фотогалерею
Хростовые закрылки, как у стегозавра, первыми в сентябре 2022 года испытали на своих прототипах Ducati - сначала, Энеа Бастианини с Пекко Баньяей; а затем, все остальные. Пекко и Энеа уверяли, что это действительно повышает эффективность торможения. Аналогичные закрыли HRC испытали на тестах в Хересе перед Гран-При Испании.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: альтернативный диффузер на прототипе Алекса Ринса во время тестов в Хересе
перейти в фотогалерею
На тестах в Хересе после Гран-при Испании участвовали все пилоты HRC, кроме Маркеса. Алексу Ринсу дали досаточно много тестовых материалов, кроме нового шасси. Внимание привлекла совершенно новая нижняя секция аэродинамического обвеса RC213V, установленная... на маятник. Это совершенно особенное ноу-хау японцев. По мнению инженеров, наблюдающих на тестами, эта конструкция может выполнять ту же функцию, что и полнотелые "чехлы" на колесные диски, какие в свое время применяли пилоты KTM в младших классах. Впрочем, с тех пор это решение Honda больше нигде не применяла.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: обновленная версия выпуска Akrapovic - май 2023 года
перейти в фотогалерею
В 2022 году HRC перешла к работе с новым разработчиком выпускных систем - Akrapovic. Словенцы создали для Honda ряд выпускных систем, а также обновлений для них с октября 2022 по май 2023. На фото видно, что финальная секция выпускного тракта плотно упакована в стеклотканевый мешок, залитый смолой. Возможно, это решение стали применять, потому что выхлоп реально сильно грелся и часть тепла передавалась на заднее колесо, снижая эффективность его работы.
MotoGP-2023 - Эволюция и разработка Honda RC213V по ходу сезона: прототип Алекса Ринса - некий идеал базового мотоцикла HRC
перейти в фотогалерею
Прототип LCR Honda RC213V, который снимает для медиа-кита сотрудник команды, является по сути сегодняшним базовым прототипом HRC, поскольку все остальные - это эксперимент на эксперименте. Ни один из этих экспериментов пока не принес Маркесу и Ко. удовлетворения.
Но работа продолжается и на летних каникулах.