МОТОГОНКИ.РУ, 21 января 2020 - Весь 2019 год Суми провел в тени, работая за кулисами. Единственное его публичное появление, где он был представлен журналистам, состоялось на встрече с директорами заводских проектов на Red Bull Ring, и там ему задавали мало вопросов, поскольку просто не знали, что он ответит.
Важный момент: Такахиро Суми не похож на большинство японских инженеров в MotoGP. Он молод. Может показаться, что он только-только с университетской скамьи. При этом, его английский близок к совершенству, он не боится общаться с журналистами без пресс-менеджера и не боится попасть впросак, запутаться в сложном водовороте слов. Кажется, он взвешивает каждое слово, но готов сказать его, даже если оно может изменить представления о нерушимости чего-то... если это правда и факт.
Влияние Такахиро Суми на проект в целом очевидно: Yamaha Racing вернулась на победный путь!
С тех пор, как Масао Фурусава покинул Yamaha, многие отмечали, что в заводском гоночном департаменте пропала искра: нет больше людей, способных принять смелое решение и взять на себя ответственность. Можно сказать, что до конца 2018 года в Yamaha Racing действовал негласный закон «не навреди» или «работает - не трогай», что тормозило прогресс. Но известно, что без движения вперед мы движемся назад. Суми стал тем, кто должен исправить ситуацию.
Суть кризиса Yamaha в MotoGP и ее понимание
Итак, в двух словах: есть ли у Yamaha понимание сути кризиса в MotoGP? Если ли четкое видение причин и пути решения?
Такахиро Суми: «Причина кризиса проста: мы не могли выиграть! Это замкнутый круг. Мы прошли самый длительный период без побед в истории. Нет единой причины, на которую можно было бы пожаловаться - и исправить все разом. Это комплекс причин, проблем. И одно тянуло за собой другое. В конечном итоге, отсутствие стремления изменить что-то, страх ухудшить положение».
Август 2018 года. Лидер группы YZR-M1 Куити Тсуя приносит извинения гонщикам Yamaha Factory Racing за провал на Red Bull Ring
«Успешная деятельность в гонках - это сумма правильно функционирующих элементов и отдельно взятых специалистов. Прежде, чем решить первый вопрос, нам нужно было убедиться, что все специалисты выполняют свою роль корректно».
Такахиро Суми: «Наша задача всегда заключается в том, чтобы объяснить на цифрах те или иные ощущения, но с мотоциклами это всегда непросто. На бумаге мы часто видим одни показатели, а когда начинаются гонки, теория рушится».
«Конечно, теперь мы точно знаем о комплексе проблем: мы теряли производительность из-за нехватки опыта в электроники, но куда сложнее дело обстояло с резиной. Об этом было более-менее известно, но некоторые попытки что-то изменить приводили к ухудшению ситуации, а это то, чего боятся все - проще ничего не делать. Видимо, так оно и продолжалось длительное время».
Двигатель больше не самый главный элемент прототипа MotoGP
Эти слова в 2019 году на презентации заводской команды Honda сказал Такео Йокояма, теперь под ними мог бы подписаться и Суми. С тех пор, как в MotoGP ввели единую управляющую электронику, в ней заложены все возможности мотоциклов. Но также MotoGP достиг того уровня, когда наращивание мускулов не имеет смысла: слабейшим звеном в мотоцикле стал... пилот, физически не способный справиться с потенциалом силовой установки. Этого уровня чемпионат достиг еще в 2008 году, когда электроника стала палочкой-выручалочкой, незаменимым элементом мотоцикла. Разработкой ECU и программного обеспечения для них занимается специальный отдел для Dorna Sports и FIM, куда входят бывшие мотогонщики с мировым именем, и ПО для управляющей электроники сегодня более человекоориентированное, то есть заточенное на контроль над мотоциклом, нежели чем на топовые показатели скорости и мощности.
Двигатель - больше не главный элемент прототипа MotoGP
«В прошлом, совершенствование двигателей шло параллельно с разработкой электроники, а рост мощности и скорости контролировал производитель. Сегодня все пределы возможностей заложены в единой электронике. Мы стали понимать это лучше, чем пару лет назад, благодаря чему, наши инженеры смогли переориентироваться с разработки более мощных моторов на совершенствование его эффективности. К сожалению, время на осознание этого было потрачено немало, и много сил ушло на понимание принципов работы нового управляющего ПО. Но как только мы поняли его, сразу сменили приоритеты. Можно создать идеальный, потрясающе мощный мотор, но его потенциал будет ограничен электронно. Мы работаем над двигателем, более производительным в целом».
Точка надлома определена
Кризис в Yamaha Racing начался на следующий год после перехода MotoGP на покрышки Michelin с Bridgestone. К несчастью, это точно совпало с окончательным переходом чемпионата на единую управляющую электронику.
«Эта комбинация изменений в MotoGP имела решающее значение для Yamaha, этот фактор замедлил развитие проекта в целом, стал неожиданным препятствием. Причем, отделить одну проблему от другой пару лет мы просто не могли. Не думаю, что это было лучшее решение [Dorna и FIM] в целом - изменить два ключевых элемента в один год. Но все оказались в этом положении».
Ибо работы по электронике на 90% ведутся за пределами трека, каждый день, в офисе за ноутбуком.
Все, да не все. Кто-то успел обеспечить себе будущее, вовремя наняв уникальных специалистов. Ducati, а затем и Honda - успели переманить к себе разработчиков тех самых блоков управления Magneti Marelli, ныне управляющих работой мотоциклов. Эти парни знали лучше всех на свете все хитрости работы и железа, и управляющего ПО. Но теперь такой человек есть и в Yamaha!
Борьба с соперникам на треке и за кулисами
Два больших специалиста по электронике - Миккеле Гада и Марко Фриджерио теперь работают на Yamaha. На их приход сделаны большие ставки.
«В Yamaha Motor Corp. теперь очень сильный коллектив разработчиков электроники, у нас есть большая база знаний. Гада интересен тем, что имеет собственный подход к разработке ПО и знание инструментов. Теперь у нас в Италии есть новая группа разработчиков, которая находится в плотной коллаборации с группой YMC. Новые идеи появляются регулярно. Миккеле и японские инженеры по ПО работают регулярно в боксе с Валентино Росси. Что касается Фриджерио, он работает с инженерами Yamaha, вряд ли он будет появляться на треках в ходе сезона».
Маверик Виньялес вернул Yamaha на победный путь в 2019 году
В этом году Маверик Виньялес в некоторых интервью говорил, что практически не пересекался с Миккеле Гада из-за того, что итальянский инженер работает эксклюзивно с Росси...
«...и это не совсем корректно. Ибо работы по электронике на 90% ведутся за пределами трека, каждый день, в офисе за ноутбуком. У нас есть две команды поддержки, которые имеют прямую связь с YMR и YMC, и это очень важная часть работы по разработке электроники. Группа, в которой работает Миккеле, разрабатывает стратегии для всех пилотов Yamaha, не только для Росси и Маверика, но и для Petronas».
Развитие ПО управляющих блоков ECU не закончено!
Можно подумать, что базовое управляющее ПО для унифицированных для всех блоков ECU Magneti Marelli ограничено во всем, не имеет параметров для расширения или развития... внутри команд. Но Суми заверяет, что это не так.
Главный секрет: Magneti Marelli оставила массу лазеек и возможностей для совершенствования управляющего ПО прототипов MotoGP, но о них знают единицы во всем мире
«По-началу, мы тоже придерживались этого мнения. Но это понимание оказалось не совсем верным. И именно в этом заключалось преимущество наших соперников, которые получили важные знания с приходом итальянских разработчиков Marelli. На самом деле там миллион параметров, которыми можно манипулировать по своему желанию. Прошивка ECU и набор инструментов - да, одинаковы для всех. Но они дают возможность погружаться гораздо глубже, давая довольно высокий допуск к возможностям мотоцикла. Теперь эта работа стала такой же важной, как работа над двигателями - чтобы извлечь из них 100% возможностей».
Когда ждать ответа - тот мотоцикл получился или нет?
Однозначного ответа мы не дождемся, как минимум, до Гран-При Катара.
Валентино Росси предстоит трудный выбор в 2020
«Не раньше окончания FP2 в пятницу, это точно. До того момента никто не покажет своего потенциала на 100%, никакие тесты не дадут ответов. Мы знаем свой потенциал, предполагаем потенциал соперников. Но каждый играет свою игру. Мы тоже не будем выкладываться на 100%, это часть стратегии. Но на FP2 уже нечего скрывать: моторы опечатаны и стоят на складе Dorna, ставки сделаны, можно играть в открытую».
«Феномен Куартараро» и можно ли было его "прочитать"
Фабио Куартараро станет камнем преткновения для Yamaha Racing уже в 2020 году. Молодой француз взял с места в карьер в 2019, едва только вступил в MotoGP. Кто стоял за решением взять невзрачного пилота из Moto2 и каким он видится сегодня «в цифрах», то есть, глазами инженера?
Так Фабио действительно - это будущее Yamaha?
«Насчет "прочитать" Фабио... это сложный вопрос. Возможно, в самом начале сезона никто не ожидал, что он поедет, и его прорыв оказался приятной неожиданностью для Yamaha: видеть двух таких быстрых пилотов, как Фабио и Маверик, значит иметь подтверждение, что с мотоциклом все ОК. Наша уверенность в выбранном направлении развития M1 окрепла. Плюс, у Маверика появилась возможность изучать данные Фабио и видеть, где тот его опережает - и развиваться, используя эти данные. И наоборот».
«Наша задача всегда заключается в том, чтобы объяснить на цифрах те или иные ощущения, но с мотоциклами это всегда непросто. На бумаге мы часто видим одни показатели, а когда начинаются гонки, теория рушится. Говоря о Куартараро и его показателях, я бы рекомендовал... посмотреть ТВ!»
В чем же заключается эта рекомендация? В том, чтобы увидеть стиль Фабио - он идеально подходит для Yamaha YZR-M1!
«Его торможение и входы в повороты плавны и натуральны. В то же время, он может быть агрессивным, но в целом, он идеально использует все преимущества M1, поэтому его скорость в повороте выше среднего».