МОТОГОНКИ.РУ, 2 сентября 2023 - В 2014 году, когда началось настоящее противостояние между KTM и Honda в Moto3, босс Группы KTM (ныне это Pierer Mobility AG) Штефан Пире заявил, что его персональная цель - догнать и перегнать Honda. С тех пор, австрийский миллионер последовательно атакует японский завод на всех фронтах. Началось всё со вступления KTM в Moto3. Они хотели войти и в Moto2, и сделали бы это, если бы Dorna Sports согласилась бы открыть альтернативным производителям путь в 600-кубовую серию. Но в Honda были категорически против, и Dorna продлила контракт с HRC на следующие 4 года - это был способ агрессивной защиты от расширения планов KTM. Выступать в Moto2 с собственным шасси, но с установленным в него двигателем Honda CBR600RR, а главное - надписью «Powered by Honda» на борту - это было слишком унизительно для Штефана Пире и менеджера заводского гоночного проекта Пита Байера. И хотя пилоты заводской команды KTM - Мигель Оливера и Брад Биндер достигли больших успехов с этим прототипом, проект был закрыт. И открыт ключевой - в MotoGP. И вот, уже три года KTM существенно превосходит Honda в Кубке Производителей MotoGP!
Moto3 - это арена противостояния Honda и KTM
KTM последовательно достигали целей на всех рынках, куда входили - агрессивно, не особенно считаясь с конкурентами. Доминирование в Moto3 стало первой крупной победой. За ней пришли победы в Moto2 и MotoGP. Сегодня, Pierer Mobility наращивает производство мотоциклов в сегменте от 50 до 1290 куб.см. по всему миру, привлекая новых производственных партнеров и покупая целые заводы тут и там. Конечно, план KTM в 450 тысяч проданных за год мотоциклов выглядит смехотворно с многомиллионными ежегодными продажами мотоциклов Honda, но для крупного бизнеса важны другие показатели. Honda существует на рынке уже 75 лет, KTM в нынешнем виде работает только 30 лет, с большой реорганизации в 1991. Технологически, на уровне MotoGP они близки друг к другу. У KTM есть собственные (уникальные, доморощенные) технологии, полные аналоги seamless transmission, пневматического привода клапанного механизма, изменяемых фаз газораспределения, всевозможные гаджеты для подвесок, а теперь еще и более эффективная аэродинамика, чем у Honda.
Как и было понять, что всё это надо делать именно так, а не иначе?
Конечно, KTM Factory Racing произвела грандиозную закупку мозгов и рук за последние 10 лет. В Мундерфинг после постройки нового здания гоночного департамента переехали работать десятки топовых технологов со всего мира - итальянцы, японцы, американцы, немцы, есть там и русские инженеры.
Дани Педроса перешел на работу в KTM в октябре 2018 года
Ключевым понятием в MotoGP всегда было «reference». Русский аналог (прямая транслитерация) слова не совсем правильно и слишком узко доносит смысла. В словарях слово «референс» обозначает буквально - исходник, с которого делается копия изображения (в основном). Под референсом часто имеют ввиду ссылку на источник, что чуть вернее.
Референс [/ˈrɛf(ə)rəns/] - это не просто ссылка на текст, а прежде всего, ориентировка на объект (физический предмет, знание, источник информации), являющийся точкой отсчета
Истинное понятие референса гораздо точнее и объемней: объект отсчета, на который равняются последователи в собственных изысканиях. Это не просто источник, а именно база или маркер, не требующий подтверждений, ибо уже являющийся пруфом сам по себе.
Дани Педроса, 37 лет. 6 место в MotoGP Sprint Race на Circuito de Jerez (2023)
Любой завод, который вступает в такую большую игру, как MotoGP, должен иметь свой собственный референс. В KTM выбрали Honda, как главного, крупнейшего и богатейшего игрока на мотоциклетном рынке за всю его историю. Honda Motor Co. была таким уже в 80-х, с 2000-х абсолютно доминирует в индустрии.
Вот почему в октябре 2018 года сообщение о том, что Дани Педроса, 12 лет бывший «человеком Honda», переходит на работу в Маттигхофен вызвало такую бурную реакцию: Дани Педроса стал референсом для KTM Factory Racing, как пилот, являющийся носителем двух ключевых знаний - топового пилота MotoGP и топового пилота Honda. С тех пор, противостояние KTM и Honda в MotoGP уже не было таким, как прежде.
Педроса сразу заключил 2-летний контракт с австрийской компанией на разработку KTM RC16. Испанец вложил в проект чуть больше, чем немного своего времени в седле прототипа. Он изменил проект изнутри, чтобы новый байк становился лучше буквально каждый месяц. С 2019 года KTM RC16 менялся не один раз в сезон, а от Гран-При к Гран-При, благодаря грамотной эксплуатации заводским проектом 100% ресурсов и возможности тестирования и разработки по ходу чемпионата.
Дани Педроса, 37 лет. 6 место в MotoGP Sprint Race на Circuito de Jerez (2023)
KTM RC16 2018-19 в конце сезона становились настолько неактуальными с точки зрения технологий и секретов, что Маттигхофен выставлял их на аукцион - целиком, с двигателями, начинкой и даже техподдержкой, причем, не так дорого - по 283000 евро. Мотоциклы разошлись по коллекциям, несколько из них стоят в музее KTM в главном здании в Маттигхофене, другие уехали в коллекции, выставленные в новеньком медийно-выставочном центре KTM Hall и знаменитом Red Bull Hangar 7 в Зальцбурге.
С 2020 года проект KTM в MotoGP прогрессировал уже иначе, прогресс замедлился из-за ключевой кадровой ошибки, допущенной боссами при ротации кадров - и недооценке последствий травм Пола Эспаргаро и Мигеля Оливеры. Плюс, сказалось прекращение действия преференций - коллектив разработчиков резко ощутил нехватку трекового времени, которого было неограниченное количество в 2019.
Педроса остается референсом для KTM и по сей день. И финиш на 6-м месте в MotoGP Sprint Race и 7-м на Гран-При Испании в Хересе в мае 2023 года - это еще одно доказательство, что Дани является ценнейшим активом KTM Factory Racing: по-прежнему, топовым пилотом MotoGP, физически годным для схватки в современном мире Больших Призов, психологически устойчивым. И, главное, он по-прежнему слишком хорошо знает слабые стороны Honda. Дани 37 лет. Он был мог еще выступать в Королевском классе, если бы сам не принял решение о выходе из проекта, поскольку в 2018 он утратил (пусть и на время) страстное желание ездить и бороться. Росси для осознания этого потребовалось еще 3 года.
Дани Педроса, 37 лет. 6 место в MotoGP Sprint Race на Circuito de Jerez (2023)
Когда Педроса покинул лагерь Honda, он отмечал, что уходит разочарованным - он так и не стал чемпионом MotoGP, и его перестали ценить так же высоко, как было с 2008 по 2016. Если помните, именно благодаря Педросе и его теплым отношениям с Repsol, HRC удалось спасти проект в MotoGP после мирового финансового кризиса. Условием Repsol для продолжения проекта было - Педроса как пилот №1 в проекте. И даже при доминировании Кейси Стоунера в 2011 и 2012, Дани оставался «Испанцем №1» для местной публики, что здорово злило Лоренцо. Даже когда началась эра Маркеса, Педроса оставался референсом для Honda - он вел разработку RC213V до 2016 года, и только затем когда в заводской команде сменился менеджмент, она перешла под контроль Маркеса.
Вернувшись на старт в Хересе и завершив гонку в ТОП-6, Дани заявил: «В конце концов, ты оправдал собственные ожидания ... понимая, что лишь очень немногие люди остались верны тебе - это большое наслаждение»
Педроса был и на Red Bull Ring, домашнем этапе KTM Factory Racing. Он выглядел совершенно иначе, чем в начале года на тестах IRTA в Сепанге и Портимао. Он сиял, наполненный внутренней энергией. И он снова в центре внимания после Гран-При Испании!
Дани Педроса, 37 лет. 6 место в MotoGP Sprint Race на Circuito de Jerez (2023)
В спринтовой гонке Хереса Педроса на финише уступил Браду Биндеру (1 место) и Джеку Миллеру (3 место) всего 1.7 секунды, а в главной гонке уикенда финишировал лишь на 5.2 секунды после Миллера (3 место). Педроса оказался впереди Маверика Виньялеса, Фабио Куартараро, Жоана Зарко, Алекса Ринса и Алекса Маркеса - это настоящая сатисфакция. Особенно данное чувство ценно, когда выступаешь на мотоцикле, который создал своими собственными руками.
Ожидается, что Дани Педроса вернется на стартовую решетку Гран-При Сан-Марино через неделю. Еще одна трасса, где он может здорово преуспеть. На этот раз, вместе с ним на решетке окажется Марк Маркес, с приходом которого Repsol Honda перестала быть «миром Дани Педросы». В Хересе Маркеса на старте не было, если помните - команда решила саботировать ту гонку. Не из-за Дани, конечно же.
Но речь о том, что Педроса сегодня мотивирован гораздо сильнее, чем в 2017-2018 годах, будучи заводским пилотом Honda. И эта мотивация позволяет KTM побеждать "хонду" сегодня. Унижение заключается в том, что Педроса и сегодня очень точно знает каждый момент, в котором страдают пилоты HRC. Он может очень точно назвать причину каждого промаха Марка и Такааки Накагами, объяснить динамику каждого инцидента с точки зрения близкого инсайдера HRC. А затем посоветовать KTM, как этого избежать.
И, что особенно важно для самого Дани, он снова испытывает чувство гордости, занимаясь делом всей жизни. Даже не будучи постоянным призовым пилотом MotoGP.