МОТОГОНКИ.РУ, 11 марта 2019 - После гонки Валентино Росси и Маверик Виньялес заявили, что испытывали те же проблемы с покрышками, что и весь прошлый год: Yamaha M1 не обеспечил Виньялесу достаточно трекшна на заднем колесе, а на переднем у Валентино появился некоторый дисбаланс, из-за которого он «не чувствовал себя достаточно уверенно для атаки». После финиша команда увидела следы грейнинга или гранулирования резины.
Пьеро Тарамассо из Michelin прокомментировал ситуацию с пилотами Monster Energy Yamaha MotoGP, в частности, с Росси: «Валентино тормозит очень поздно и жестко. Не так, как Маркес, но почти. Деформация покрышки при этом вызывает вибрации, что и приводит к гранулированию резины [т.е. "graining"], а это не способствует уверенности пилота - лишь говорит о наличии погрешности в сетапе. Обычно, в случае грейнинга, через несколько кругов покрышка сама очищается и поведение стабилизируется. Но если эти вибрации постоянны, она никогда не очистится. Здесь, в Катаре, это также связано с песком на треке и высокой влажностью в вечерние часы».
Под «грейнингом» или гранулированием резины подразумевается процесс локального перегрева покрышки из-за проскальзывания или вибраций, отслоения незначительной фракции компаунда и мгновенного приваривания этой франкции к несущему слою. Обычно, в этом случае может образовываться значительный "нарост" из гранул, вибрации от которого и чувствует гонщик. В худших случаях, покрышка может терять балансировку. Но если с настройкой все в порядке, гранулированная резина сама собой отслаивается - и покрышка самоочищается.
Очевидно, оценив продолжительность «проблемы» у Росси, в Michelin пришли к выводу, что у него были допущены погрешности в сетапе мотоцикла. Что насчет остальных?
У Марка Маркеса также были некоторые проблемы с резиной - он подскользнулся трижды на последних кругах, и третий раз позволил Довициозо переиграть его в последнем повороте. И у Маркеса, как выяснилось, были проблемы из-за грейнинга.
На этот раз, действующий чемпион и команда Repsol Honda установили набор покрышек средней мягкости (Medium), а не Hard, как Марк использовал до этого. Изыскания Honda Racing помогли Маркесу перейти на более мягкие компаунды, чтобы атаковать достаточно агрессивно с первого же круга, о чем он давно просил. Однако, по мнению Тарамассо, Маркес уже настолько привык к своему стилю езды на жестких шинах, что переход на мягкие может вызывать у него затруднения.
«Стиль Марка требует более жесткую переднюю покрышку, - сказал Пьеро. - Я знаю, что они [HRC] работают над этим. Но пока могут возникать такие ситуации. Марк должен быть к ним готов. Хорошо, что он в курсе».
Что касается Виньялеса и его провала на старте, а также жалобах на отсутствие трекшна на заднем колесе, Тарамассо уверен, что покрышки тут точно не при чем.
«Если смотреть статистику и аналитику, проведение гонок в вечернее время даже лучше, поскольку резина не подвергается такому стрессу, как на горячем асфальте, - отметил представитель Michelin, - Это неплохой компромисс, как минимум, здесь, в Катаре. Наши передние покрышки хорошо работают даже при +15. Очевидно, что когда температура так значительно скачет - то вверх, то вниз, - легко ошибиться с настройками. Выбор в пользу Medium-компаунда логичен, как наиболее универсальный. Он достаточно мягкий, чтобы обеспечить хороший держак при любой температуре. Конечно, сразу после старта даст идеальный держак только Soft, но сможет ли пилот проехать в таком высоком темпе весь заезда - вот в чем вопрос, и он полностью лежит в зоне ответственности команды. Опять же, Medium оптимальный выбор, потому что достаточно догреть покрышки на 7-8 градусов в ходе пару кругов, как они начнут давать тот же держак, что и Soft. Маверик, как и Валентино - оба выбрали Medium, оптимальный компаунд. И у других пилотов не было жалоб на отсутствие трекшна. Все это - особенности шасси каждого мотоцикла, особенности настройки, индивидуальные особенности. Что можно еще добавить?»