МОТОГОНКИ.РУ, 21 сентября 2015 - Тонков при параде: через час надо ехать к Саше Иванютину на свадьбу - большое событие в тесной, дружной семье российских кроссменов, где все друг друга знают еще с тех времен, когда не ходили в школу. Позади перелет из Перми, впереди - еще один, в Казахстан и обратно, а затем - в Бельгию, откуда Саша и Виталий Тонковы отправятся на MXoN-2015. Виталий в роли менеджера Сборной России (Team Russia), а Саша... впервые с 2009 года - зрителем.
Травма, полученная на гонке в Гран-При Германии, в Тойшентале, выбила его из обоймы до конца сезона, включая Мотокросс Наций. Второго пилота, заявленного в Сборную вместо Саши - Севу Брылякова постигла та же судьба - травма на Гран-При Латвии и длительный восстановительный курс. Участник двух предыдущих Наций, гонщик, представлявший российский кросс в классе Open, Евгений Михайлов выбыл, получив травму на финале Чемпионата России в Коврове. Настало время запасных игроков. Новобранцы Team Russia - Иван Баранов (MX2) и Максим Назаров (Open) не чужаки в европейских гоночных сериях, но представлять страну на столь масштабной гонке будут впервые.
Тонков дебютировал в Мотокроссе Наций 2009 года, приехав в Франчакорту из Германии, от известного в кругу российских кроссменов гуру-тренера Сергея Гарина, у которого он жил и тренировался на протяжении трех лет: "С этого все и началось" - сказал Саша Тонков.
Саш, ты помнишь свой дебют в MXoN? 2009 год... это было, будто в другой жизни...
- О да, я отлично помню те Нации - первый опыт был просто ужасный, если честно! Мы приехали в Италию, как на совершенно незнакомый трек, который здорово изменили к гонкам - понаделали трамплинов... У меня забились руки еще до того, как я вышел на старт! Было очень большое психологическое напряжение. Первый MXoN запомнился мне надолго, но выводы я тогда для себя сделал.
Мы знали, что Саша подписал контракт с Yamaha, но это держалось в секрете до 15 сентября. События 2009 года и события этого лета, Гран-При Германии, в частности, связаны и тесно переплетаются в его судьбе.
Когда ты вернулся домой, в Россию и выложил в Instagram селфи на фоне "Счастье не за горами" - ты наверняка уже знал, с кем будешь работать в 2016 году?
- Да. Все случилось очень быстро: в Германии, в воскресенье утром я подписал контракт с Yamaha, а через пару часов получил ту травму... Но я спокойно все воспринял. Да, была горечь и сожаление, что сезон для меня окончен, придется пропустить Нации. С другой стороны, была четкая определенность. И я просто решил готовиться к следующему сезону, к совершенно новой работе.
Что бы ты пожелал нашим парням из Team Russia - Максу Назарову и Ивану Баранову? Они ведь едут в Эрни, чтобы представлять Россию официально впервые.
- Оставаться спокойными и постараться получить удовольствие от этого момента в их жизни! Поездка на Мотокросс Наций - это большая удача, это шанс, который выпадает не каждый день. Им просто надо насладиться моментом. Поэтому все, что я хочу им сказать: относитесь к этому событию проще! Результаты, тем более в первом MXoN, не так важны, как сам факт стабильности на финише: доехать оба заезда, как можно лучше, получить удовольствие от гонки - вот, о чем нужно думать. Чем мне и нравились последние Кроссы Наций: не было никакого давления, никаких очков, чемпионаты уже позади, все - здесь и сейчас!
Но ты все равно едешь на Нации?
- Обязательно, приеду в пятницу или в субботу. Эрни находится не так далеко от моего дома в Бельгии.
У тебя есть какой-то опыт работы с Yamaha YZ250F? Может, ты успел поучаствовать в каких-то тестах с заводской командой?
- С новыми мотоциклами еще не работал. Последний раз ездил на Yamaha в 2012. О новых я не имею представления. Но, глядя на то, как провела сезон заводская команда, как выступал в MX2 швейцарец [Валентин] Гийо - выиграл 4 гонки, значит, мотоцикл неплохой! Его напарник [Жулье] Либер тоже поднимался на подиум.
Решение о переходе в Yamaha принял быстро?
- Это было очень трудное решение, ибо в KTM тоже сделали щедрое предложение. Выбрать было непросто, мы несколько раз возвращались к обсуждению, но в итоге в Yamaha нам сделали лучший offer.
Я слышал, что в KTM и Husqvarna отношение к пилотам достаточно... жесткое: требуют по максимуму, но поддержка и внимание внутри команды к гонщикам не большие - правда ли это?
- Я бы так не сказал. В KTM отношение вообще другое. Сам завод с тобой практически никак не связан, мы не участвовали в разработке, например. Просто дают мотоцикл, который до этого долго делали, испытывали тест-пилоты и выработали какую-то базу. Feedback твой особенно никого не интересует: езди, на чем есть, привози результат. Нет такого, что если не удается "сделать" мотоцикл, начинают "делать" тебя. У меня такого точно не было. В KTM чуть больше помощи от завода, чем в Husqvarna - завод давал все, что просили. Но все не быстро, по цепочке - ты-команда-завод-команда-ты. Пока запрос вернется к тебе в виде какой-то доработки или детали, может пройти месяц или месяцы - а тут, и конец сезона... Но я очень доволен этими двумя годами. Мы многому научились, поняли, как работают заводские проекты.
Иными словами, развиваешься сам? Сам создаешь себе мотоцикл, если надо, подбираешь команду? Как в MotoGP...
- Гонка моторов - заводов, конечно же, интересное дело! Борьба техники, борьба механиков... На уровне MXGP начинается совершенно иное противостояние, когда ты сам строишь вокруг себя гараж. Тебе дают технику и обеспечение, но как ехать на ней, решать тебе. Как ее настраивать, что менять, кто это будет делать - твое. Заводу, по большому счету, это уже не так важно, если ты делаешь все ради результата. Я построил свою команду в Husqvarna, а теперь забираю с собой в Yamaha своего механика, с которым проработал несколько лет, тренера - мой брат [Виталий] будет со мной. Кстати, а почему Валентино [Росси] на подиум не попал? Я не смотрел гонку в Мизано, но видел результаты - пятый! - расстроился немного.
Узнав, как обстояло дело на Гран-При Сан-Марино в MotoGP, Саня и Виталий сказали: "Было бы здорово, чтобы в мотокроссе тоже можно было менять мотоциклы по ходу заезда! Начал греться мотор, заехал, поменял... Или резину. А то ошибешься так с выбором перед заездом, и - все..."
Саш, ты уже вернулся к силовым тренировкам и нагрузкам после травмы?
- Понемногу. Я надеюсь, в этом году мы приступим к подготовке к следующему сезону раньше, чем обычно. В предыдущие годы подготовка начиналась только в январе, а теперь в запасе будет три месяца. Ведь все восстановительные процедуры, операции мы переносили на после сезона, так что эти 2-3 месяца - октябрь, ноябрь, декабрь просто выпадали из программы. Определенности с командой не было такой, как теперь. А значит, и заниматься некому было этим. Плюс, новый мотоцикл: хочу начать с ним работать, как можно раньше, [как только перестанет действовать старый контракт].
Есть кто-то в заводских проектах, что занимается серьезной подготовкой, как в HRC, например, "ведут" пилота. С тобой занимаются?
- Такого не было раньше, я занимаюсь со своим персональным тренером - Каспарсом Ступелисом. Он сам активный мотогонщик, стал на прошлой неделе 3-кратным чемпионом мира по мотокроссу на мотоцикле с колясками (sidecar). Поскольку они на мотоциклах совсем немного тренируются, большую часть времени уделяют физухе, и со мной занимается. Живет рядом со мной в Бельгии, к тому же, по-русски говорит очень бодро! Не то, чтобы он составлял для меня какую-то программу, нет. Мы делаем все вместе: упражнения в зале, на велосипеде ездим, бегаем. Это гораздо веселее и приносит свои плоды. И мне приятно слышать русскую речь в Бельгии.
Ты превосходно говоришь по-итальянски и очень бегло по-английски. Живя и тренируясь в Европе на протяжении такого длительного периода, родная речь не забывается со временем?
- Бывает и такое! [смеется] Но в последнее время с этим стало полегче: постоянно кто-то в гости приезжает, Саша Скрябин, например, друзья. В паддоке постоянно наши ребята встречают - чем дальше, тем больше! Не так давно, во Франции женщина в паддоке подошла. Оказалось, что из Перми: специально приехала посмотреть на чемпионат мира, зная, что тут есть русские гонщики - и это все во Франции, в какой-то глухой деревне, даже по французским меркам - вот это был невероятно приятный момент. Зрители стали интересоваться, узнавать, что есть мотокросс, и поддерживают. Думаю, что наш спорт быстро развивается, и мне от этого приятно на душе. Есть уверенность в завтрашнем дне.
Москва,
19 сентября 2015