МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjc5hkoi
30 мая 2018 в 16:40 | 10636
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Последний бан MotoGP: устройство реального превосходства

Все говорят о потенциальном запрете винглетов, но забывают, что с 2019 года Dorna запретит заводам использовать в электронном наборе их собственные, оригинальные инерционные платформы (IMU). Что это будет значить для MotoGP?
[970250] Реклама. ООО «Мотоклуб Вектор». ИНН 7731659289. Erid: 2SDnjdo4Da1

МОТОГОНКИ.РУ, 30 мая 2018 - Для начала, хочу сказать слово всем, кто сам не умеет ничего писать, но умеет мышкой копировать и пастить наши материалы к себе на сайты и в группы - это нарушение закона, а еще это нарушение Правил самого ВКонтакте, поэтому не удивляйтесь, когда вас однажды просто блокируют. И это меньшее зло для вас. Спасибо за внимание.

MotoGP сегодня является лучшей версией себя, и причин для этого много, но главная - переход в 2016 году на единую управляющую электронику и программное обеспечение.

ПО от Dorna сузило рамки, в которых заводские инженеры могли играться с возможностями своих двигателей, и это сблизило мотоциклы на стартовой решетке. Они не стали медленней, но стали ближе по потенциалу; роль инженеров уменьшилась, а пилотов - возросла.

Мы наслаждаемся тем, как Марк Маркес и Жоан Зарко дымят своими покрышками в поворотах и поднимаются на подиум раз за разом. Их правая рука стала главным контрольно-измерительным прибором в MotoGP, а соперники, полагающиеся на маленькие черные ящички, спрятанные под сиденьем, часто оказываются далеко позади.

Много лет Кармело Эспелета и Dorna сражались с заводскими боссами за право запретить к применению их главное оружие - заводскую электронику, которая в 2011 году превратила прототипы MotoGP в золотые космические аппараты. Однажды, Кармело одержал верх в этой схватке. И вот, совсем скоро сделает еще один шаг к равенству пилота и машины.

Речь идет о скором запрете на использование оригинальных инерциальных платформ, разработанных лучшими умами заводских R&D, благодаря которым мотоциклы MotoGP научились ориентироваться в пространстве и предсказывать момент катастрофы - все это для последующей реализации в гражданских байках.

Схема работы 3-осевого IMU на примере Kawasaki ZX-10R
Схема работы 3-осевого IMU на примере Kawasaki ZX-10R


Что есть IMU? Инерциальная платформа объединяет набор датчиков, анализирует поступающую с них информацию и передает ее в ECU (блок управления двигателем). В набор входят: GPS, датчики ускорения (акселерометры), положения мотоцикла в пространстве (гироскопы), позиции электронной ручки газа, дроссельной заслонки, включенной передачи, скорости вращения колес, температуры тормозов и силы, с которой выжимается рычаг - всего до 30 сенсоров, но в стандартном наборе со Spec ECU от Dorna идут 18 из них, включая незаменимые, такие как сенсор включенной передачи, давления и температуры масла, скорости вращения колес (два).

Основная функция IMU - измерить силы, действующие на мотоцикл в конкретный момент времени, и передать данные в ECU, где эта информация будет интерпретирована ПО. ECU управляет уровнем крутящего момента на заднем колесе, ограничивая эффект wheelie, помогая лучше тормозить двигателем или стартовать с места - через контроль за дроссельными заслонками посредством точнейших сервоприводов, меняя состав смеси в инжекторах и регулируя зажигание. Ездить становиться проще!

Но простая функция трекшн-контроля (ограничения тяги) лишь замедляет мотоцикл. Использование всего потенциала IMU, напротив, может его ускорить.

Как IMU может ускорить мотоцикл на старте и правильно поработать с wheelie
Как IMU может ускорить мотоцикл на старте и правильно поработать с wheelie


Например, в случае начала wheelie, ECU сравнит скорости вращения колес и просто ограничит крутящий момент до того момента, пока переднее колесо не вернется на асфальт и не сравняется в скорости с задним: на старте гонок Гран-При такое случается часто - пилот делает неудачный старт, «прыгает» и тут же теряет позиции. Это лишь значит, что его launch-контроль не отработал ситуацию, а wheelie-контроль отработал слишком резко - инерциальная платформа либо не дала своевременной информации, либо эта стратегия не была доработана инженером. В общем, IMU не успел передать ECU нужную информацию - среагировать.

Без IMU, ECU не будет знать, как именно движется мотоцикл в пространстве, не будет учтено реальное ускорение при движении вперед, ускорение, с которым переднее колесо взмывает в небо. С IMU можно добиться стабильного роста ускорения, ограничивая крутящий момент прогрессивно: мотоцикл продолжит ускоряться в wheelie, неспешно опускаясь на два колеса. И эту стратегию можно совершенствовать.

Чем же IMU мешают Dorna и зачем их запрещать? Дело в том, что ECU сегодня - это просто компьютер, который обрабатывает набор данных. Базовое ПО, которое идет вместе с ECU Magneti Marelli, предлагает ограниченный набор регулировок. В комплекте идут 18 датчиков. Добавлять новые не запрещено. Но работать с ними, если у тебя нет низкого доступа к железу и ПО IMU, фактически невозможно.

Богатейшие заводы научились использовать весь вычислительный потенциал IMU и переносить часть аналитических функций из ECU, в конечном счете, генерируя качественно более полезный поток данных.

Например, инженеру захотелось усовершенствовать алгоритм трекшн-контроля для сбережения задней покрышки, поскольку это бы помогло пилоту ускориться на последних кругах гонки. Имея под руками старые заводские ECU с богатым доступом к регулировкам на низком уровне (в Repsol Honda до прошлого года работали 4 японских программиста), эту задачу можно было бы выполнить за минуты. Но ПО Dorna не позволяет учитывать уровень наклона мотоцикла и приложить к нему градус открытия ручки газа - меру желания пилота ехать быстрее. ПО Dorna анализирует каждый параметр отдельно, не учитывая важную часть вводных, а инженеру-телеметристу приходится регулировать каждый пункт стратегии отдельно. И хакать софт Dorna не вариант. Остается прошить готовую стратегию расчетов прямо в IMU, чтобы выдавать ECU конечный (нужный инженеру) результат для своевременной или даже опережающей реакции.

Внутренности блока IMU Yamaha
Внутренности блока IMU Yamaha


По мнению программы, IMU лишь поставляет ей сырые, необработанные данные с датчиков, ведь базовое ПО IMU достаточно простое. Заводы научились его менять, чтобы IMU выдавал готовое решение. И это - официально НЕ запрещено!

В мире геймеров это называется «читерством». Это можно сравнить с функцией автоматического headshot′а в Counter Strike, если вы понимаете, о чем речь: у кого такой функции нет, в равной дуэли гарантированно проиграет.

«Люди думают, что IMU просто измеряет угол наклона мотоцикла, - говорит Коррадо Чеккинелли, директор Dorna по технологиям и ведущий разработчик управляющего ПО для ECU Magneti Marelli. - На самом деле, IMU не просто измеряет угол, оно может рассчитать прогрессию и сопоставить результат с другими параметрами. При наличии инженера можно свести работу IMU к расчету всех параметров, которые влияют на уверенный держак и вероятность срыва колеса. Возьмем угол наклона мотоцикла, температуру резины, угол открытия заслонки, загрузку вилки. Имея эти данные и алгоритм, можно посчитать вероятность срыва и предупредить его. В базе IMU этого не делает, но может пересчитать и передать в ECU откорректированные данные - автоматика сработает прежде, чем начнется снос».

Если перевести всю электронику на один уровень и ограничить набор применяемых датчиков, это еще больше уровняет потенциалы команд: кто не имеет возможности «копаться в мозгах» по финансовым причинам или из-за нехватки опыта, многое теряют сегодня. Да и реальных специалистов в мире - единицы.

Блок IMU Yamaha M1
Блок IMU Yamaha M1


На ум приходит ситуация с Movistar Yamaha - может ли это быть связано? Honda и Ducati давно побороли проблемы с держаком на Michelin, но у Yamaha по-прежнему головная боль по этому поводу. Ducati всегда использовали Magnetti Marelli, и они наняли двух инженеров этой компании в 2016 - им ли не знать, что и как работает в собственноручно разработанной системе?! У Honda лучшие программисты. А вот в Yamaha, похоже, этим вопросом обеспокоились только в 2017, поэтому Валентино и Маверику приходится догонять конкурентов.

Удастся ли догнать, неизвестно. А вот настоять на запрете оригинальных заводских IMU и вводе блоков единого стандарта с ограниченным функционалом, как с ECU, - вот это вполне реально. Dorna очень даже «за!», ибо в курсе изысканий остальных заводов, причем еще с 2015 года.

Читеров можно пытаться отслеживать, чтобы затем забанить. Но проще выдать всем одинаковые клавиатуры и мышки с единственной кнопкой - и это будет дешевле и надежней.

P.S. Первым вопросом на встрече глав заводских гоночных департаментов в Брно в августе 2017 года был именно такой: сколько же сенсоров оставит командам новый Технический регламент в 2019 году? Точное количество анонсируют в середине лета.

Важные новости
 
KTM 990 RC R: Маттигхофен возвращает уличный супербайк в модельный ряд с 2025 года!
KTM 990 RC R: Маттигхофен возвращает уличный супербайк в модельный ряд с 2025 года!

Официально: KTM вернет в модельный ряд спортбайк с двигателем V2 990 куб.см. - KTM 990 RC R появится в 2025 году. Что про него известно? Сколько будет стоить? И можно ли будет его купить с допуском на дороги общего пользования?
Новейшая эра Больших Призов: Технический регламент MotoGP 2027
Новейшая эра Больших Призов: Технический регламент MotoGP 2027

FIM и Dorna Sports анонсировали финальную версию Технического Регламента чемпионата мира по MotoGP 2027 года: все нюансы и подробности - что изменится и к чему приведет.
Технический регламент Lemarc Чемпионата России по шоссейно-кольцевым гонкам 2024
Технический регламент Lemarc Чемпионата России по шоссейно-кольцевым гонкам 2024

Lemarc Чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам обрел форму: анонсированы оба регламента - административный и технический, два базовых документа, являющихся фундаментом гоночной серии 2024 года. Подробности.
Тест-драйв мотонавигатора на Apple CarPlay и Android Auto - MAXCA Xplay C5 (CarPlay Lite C5)
Тест-драйв мотонавигатора на Apple CarPlay и Android Auto - MAXCA Xplay C5 (CarPlay Lite C5)

Этот тест я хотел написать еще год назад, но решил взять на его проведение 12 месяцев, потому что... это совершенно неоднозначное, новое слово мотоциклетной навигации, с которым раньше могли иметь дело только владельцы Honda Gold Wing и Africa Twin, оснащенных полноценными автомобильными головными устройствами с поддержкой Android Auto и Apple CarPlay. Речь - о навигаторе, вернее, полноценном мультимедийном центре для мотоцикла MAXCA XPlay C5 Pro... или как оно там называется
MotoGP 2024: Расписание, обзор и прогноз на Гран-При Франции
MotoGP 2024: Расписание, обзор и прогноз на Гран-При Франции

После того, как Dorna призналась, что немного смухлевала с анонсом посещаемости Гран-При Испании, завысив показатель на 100 тысяч, именно Гран-При Франции и Le Mans Bugatti Circuit остаются абсолютными рекордсменами MotoGP по посещаемости гонок! Vive la France? Получится ли у Жоана Зарко и Фабио Куартараро как-то удивить и порадовать домашних фанатов? Какая ожидается погода и - расписание FrenchGP MotoGP 2024.
Купер Уэбб признался в получении травмы: Джетт Лоуренс уже чемпион AMA Supercross 450SX 2024?
Купер Уэбб признался в получении травмы: Джетт Лоуренс уже чемпион AMA Supercross 450SX 2024?

Команда Star Yamaha подтвердила травму у единственного конкурента Джетта Лоуренса из Team Honda HRC в битве за титул чемпиона AMA Supercross 450SX Купера Уэбба: Уэбб покинет сцену после субботней гонки в Денвере.
MotoGP 2024: Гран-При Казахстана переносится
MotoGP 2024: Гран-При Казахстана переносится

Dorna Sports и FIM решила не проводить Гран-При Казахстана по MotoGP 2024 года в указанные раннее даты, с 14 по 16 июня из-за объявленного правительством страны режима ЧП в следствие обширного паводка в регионах. Событие перенесут на более поздние даты.
AMA Star Wars: Honda и братья Лоуренсы наносят ответный удар
AMA Star Wars: Honda и братья Лоуренсы наносят ответный удар

4 мая во всем празднуют негласный день Star Wars, а настоящие Звездные войны вечером субботы были в Денвере, штат Колорадо, где Джетт Лоуренс из заводской команды Team Honda HRC и его родной брат и партнер по команде Хантер сделали всё, чтобы Джетт положил одну руку на Большой Приз AMA Supercross 450SX сезона-2024.
AMA Supercross 2024 - 16 этап в Денвере: трансляции всех гонок 450SX
AMA Supercross 2024 - 16 этап в Денвере: трансляции всех гонок 450SX

Денверский Empower Field at Mile High принял предпоследний этап Американского Суперкросса сезона 2024 года. Смотрите, как прошли все схватки 16 этапа AMA Supercross в классе 450SX - Heat 1, Heat 2 и Main Event
Технологии MotoGP в обычной жизни: мотошлем для гонок на примере X-LITE X-803 RS Ultra Carbon - все нюансы
Технологии MotoGP в обычной жизни: мотошлем для гонок на примере X-LITE X-803 RS Ultra Carbon - все нюансы

Технологии из MotoGP проникли во все области повседневной жизни мотоциклистов, включая "космический" дизайн и защитные материалы, ранее доступные только пилотам Королевского класса. Каким должен быть мотошлем для гонок и в чем его отличия от шлема для езды по улицам города - о всех нюансах расскажет вице-чемпион России в классе «Суперспорт» Антон Федоров из команды Ratchet Motorrika на примере шлема X-LITE X-803 RS Ultra Carbon MotoGP.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 мая 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1916053
годовая
аудитория
153050
читателей
за месяц
7434
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message