МОТОГОНКИ.РУ, 11 февраля 2021 - Предисловие будет затянутым, и если хочется перейти прямо к мыслям Пекки, кликните здесь. Но без предисловия трудно будет понять, что или кто движет Баньяю вперед - на Олимп славы. И главное, с какой целью.
Cui bono
«Зуммеры» или «поколение Z» сменило представителей «поколения X» в Королевском классе Мото Гран-При. Рожденные в начале 2000-ных, «цифровые аборигены» заняли многие важные позиции в спорте. Это естественный процесс, однако, важно понимать, откуда что берется. Каждый индивидуум считает себя венцом творения. Особенно, когда ему всего 24 года. Но если человек не осознает, КТО привел его на место, которое он теперь занимает, и КАКУЮ РОЛЬ он играет в большой игре, это всегда влечет за собой большое разочарование и прочие плачевные последствия.
Взять к примеру Джека Миллера. Когда Honda вырвала претендента на титул Moto3 из мира «маленьких» мотоциклов и пересадила на прототип MotoGP, Джек пребывал в абсолютной эйфории. Он считал, что проблемы освоения Honda RCV1000 и RC213V связаны с недостаточным техническим обеспечением со стороны HRC. Поэтому 3 года работы с японской компанией привели его не в заводской гараж, а к жесткому разрыву, расставанию и накопившейся внутри австралийца злобе. Причины? Виноваты обе стороны. Honda действительно обращалась со своими партнерам не достаточно аккуратно, рассчитывая на их сознательность; но привело это к тому, что все партнеры, кроме LCR, разбежались по более теплым углам. Миллер же до последнего считал имеющийся у него мотоцикл «недостаточно хорошим». Джек был уверен, что Сухей Накамото, предлагая ему все блага и 5-летний контракт (по формуле «3+2» - три года обучения и 2 года в Repsol Honda), сразу же вознесет австралийца до небес. Но Накамото вышел в отставку, и проект с Миллером оказался на периферии. Honda допустила и другую стратегическую ошибку, научив за 3 года Миллера всему, что было нужно для... ухода в Ducati, где он сразу же стал давать угля. Продли HRC договор с австралийцем, как обещал Накамото, и он бы выстрелил! Но всего этого не произошло, и теперь кенгуру готовится дать бой Марку Маркесу, его младшему брату Алексу, Полу Эспаргаро и Такааки Накагами в схватке за титул, но в цветах Ducati. И у Джека есть все необходимое.
Прежде всего, всё та же накопленная спортивная злость и мотивация - доказать всему миру, что путь, пройденный им за эти годы - верный. И что выбор Ducati - не политическая игра, а тому живое доказательство. Невероятная внутренняя мотивация будет двигать Миллером в 2021 году и, возможно, действительно принесет ему успех - поглядим!
Но какие реальные планы у Даль′Иньи, Чьабатти и Доменикали на Джека, этого он и сам не знает.
Чье будущее важнее?
А реальность такова, что верхушка Ducati Corse выбрала не Джека. На самом деле, ставка - на Франческо Баньяю. Намеки на это появились еще в 2018 году, когда Пекко шел прямиком в своему первому мировому титулу в Moto2: стабильность, которую он демонстрировал, выступая за Sky Racing Team VR46, поражала воображение - и именно она привлекла к нему внимание боссов Ducati.
Пекко Баньяя: чемпион Moto2 2018 года со Sky Racing Team VE46
Баньяя выиграл Гран-При Катара, затем одержал победу в Техасе, в Ле-Мане, Ассене, на Red Bull Ring, в Мизано, Таиланде, Японии. Он поднялся на подиум 11 раз, финишировав в очках во всех 18 гонках сезона. Миллер такой стабильностью никогда не мог похвастаться, даже когда боролся за титул в Moto3! И Пекко немедленно был выкуплен Ducati - напрямую заводом.
Дебют Баньяи с Pramac в MotoGP в 2019 был многообещающим: он возглавил тесты IRTA в Сепанге, но затем закономерно слился. Впрочем, это никого не расстроило. В Ducati дали итальянцу 2 года для обучения, заявив об этом заранее. Учебной партой стал Desmosedici в клиентской конфигурации, но в контракте было указано, что Пекко получит «factory spec» (как у Довициозо) на следующий год.
Миллер, узнав об этом условии, стал требовать аналогичного уровня техподдержки от Ducati - и был прав: благодаря этому соглашению, Джек получил шанс провести 2020 год именно так, как провел. Финальные гонки впечатлили боссов, но все внимание было приковано к Пекко. Вот почему оба они сегодня - партнеры в Ducati Lenovo Team MotoGP: шанс получили оба, но по-настоящему светлое будущее завод припас только для одного.
Итак, что же думает по этому поводу Франческо?
Спокойствие и уверенность
Он спокоен и уверен в себе, но без «д′артаньянства»: журналисты из Европы (не итальянцы) всегда отмечали, что Пекко далек от образа классического итальянского сорви-головы. Вероятно, Франческо уже знает что-то из самых первых уст, что наделило его уверенностью высшего сорта. Все-таки не стоит забывать, что он - итальянец, а Ducati итальянский бренд. Это многое значит сегодня.
«Я убежден, что в моем распоряжении есть все, что нужно, чтобы быть конкурентоспособным с первой гонки. Как только вы попадаете в заводскую команду Ducati, у вас появляется только одна цель - это чемпионство. Правда, передо мной пока еще стоит и другая задача: для начала, надо выиграть первый Гран-При. В 2020 году я был близок к этому, но не смог довести дело до конца. Теперь мне предстоит действовать агрессивно и быстро, сохранять стабильность и не допускать ошибок, коих было предостаточно за последние 3 года».
«Это самый важный вызов в моей жизни. Многие пытались до меня достичь главной цели, но пока удалось только одному [Кейси Стоунеру в 2007 году, прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Дови был вторым в чемпионате три года подряд и однажды максимально приблизился к титулу. Это говорит о том, что наши шансы достаточно велики! Я хотел бы отплатить Ducati за оказанное доверие тем, что реализую их».
Возможно, у Ducati и был план насчет Франческо Баньяи с первого же дня. Но до последнего момента он сам об этом ничего не знал и не догадывался. В 2020 году появились некоторые сомнения. Особенно, когда Баньяя грохнулся в Брно и сломал ногу - вот это был повод для больших сомнений!
«Это правда, что я был последним, кто подписал контракт, но я всегда чувствовал себя комфортно на борту Ducati. С меня много не спрашивали. Но в этом была и обратная сторона: я не совсем четко понимал, достаточно ли хорошо развиваюсь или нет, нравится ли это Ducati, захотят ли они продолжать... И когда увидел, что вытворял Зарко, забеспокоился: с одной стороны, мы договаривались, что у меня будет шанс войти в заводскую команду; с другой... до последнего момента я ничего не знал. Когда получил травму, действительно забеспокоился. Но веры в себя я тогда не утратил!»
В чем преимущество Баньяи
По мнению Ducati, главное преимущество Пекко перед ветеранами MotoGP - в отсутствии опыта. Странная идея, не так ли? Но в Ducati так не считают.
Франческо Баньяя впереди Довициозо: в чем его превосходство над ветераном Ducati?
Когда один пилот ездит на одном и том же прототипе 8 лет, у него формируются привычки и стереотипы, расстаться с которыми очень сложно. Довициозо 8 лет разрабатывал Desmosedici, но с 2018 года, после большого рывка вперед не смог сделать нового шага - так считает Луиджи Даль′Инья. Минимальное изменение в ситуации (новые покрышки Michelin) привели к тому, что стиль Довициозо, выработавшийся за годы и всегда приводивший его на подиум, перестал работать. Андреа не сумел изменить его за сезон, что привело к провалу. Сам Довициозо считает, что в сложившихся условиях он сделал максимум. Даль′Инья с ним не согласен.
Баньяе и Миллеру, благодаря меньшему опыту и отсутствию привязок, проще адаптироваться к новым условиям. В аналогичной позиции и Жоан Зарко. Глядя на это, Ducati Corse решила полностью избавиться от «старых псов, не способных обучиться новым трюкам», как гласит старая американская пословица. Вот вам и 4 абсолютных новичка в группировке Ducati! Пекко и Джек единственные опытные райдеры, и это единственная причина, по которой оба они - в заводском гараже сегодня.
Анализ ситуации: как стать чемпионом MotoGP
«Если мы взглянем на титулы Валентино Росси и Марка Маркеса - как они были добыты, всегда есть четкая система: они оба весь сезон приезжали в ТОП-5. Сегодня это очень непростая задача, потому что претендентов больше, чем было в 2008-2014 годах. Давление будет невероятным, потому целью каждого из претендентов будет титул в 2021 году. Но чтобы смочь довести дело до конца, выкладывать по-максимуму от и до, необходимо будет сохранять позитивное настроение и мышление».
Формула действительно довольно простая, да. Но будет ли она действовать в 2021 году? В 2020 все изменилось...
В том, что Баньяя достаточно талантлив, чтобы стать чемпионом мира, сегодня ни у кого сомнений нет. Но сезон 2020 года он провел не слишком ровно. Было много ошибок. Но таков был тот сезон! Все новички и молодые претенденты выстрелили, выбив из колеи ветеранов. При этом, стабильность, достаточная для борьбы за титул, была только у Жоана Мира и Франко Морбиделли. И Морбиделли стал наглядным примером отсутствия каких-либо рабочих формул - как стать чемпионом: он сам никогда не думал, что станет вице-чемпионом.
Новый груз ответственности
Предсказуемость исхода чемпионата MotoGP 2021 года сегодня на околонулевом уровне. Если повторится сценарий прошлого года, если Марк Маркес вернется слишком поздно или не в лучшей форме, число претендентов на победу и подиум вновь может достигнуть десяти человек. Но это не будет оправданием для новобранцев Ducati Lenovo Team, в том числе, для Баньяи.
Андреа Довициозо трижды приближался к титулу MotoGP, но так и не достиг его
Довициозо, конечно, мог бы не согласиться с некоторыми мыслями новобранца. Жизненный опыт подсказал бы Дови, что Баньяя немного преувеличивает разницу между 100% factory D16 и тем байком, что был у Франческо в 2020. Но такого опыта у Пекко нет, и его слова - некий компромисс между желаемым и действительностью:
«Когда ты в заводской команде Ducati, речь не может идти о борьбе за 6-е место. Нужно мыслить масштабно и держаться впереди. Быть в этой команде - это большая ответственность. Очевидно, если я поеду 15-м, мне тут же зададут вопрос: что я тут вообще делаю? Мой план таков: прежде всего, нужно сократить отставание от Джека. Да, мой напарник - мой первый конкурент. Но Джек более опытен, поэтому он хороший ориентир. Моей целью будет превзойти его для начала».
Рабочий план на Катар - никакого геройства
3 марта весь паддок MotoGP поселится в катарской столице, где начнется масштабная подготовка к сезону 2021 года. Losail International Circuit примет перенесенные из Сепанга шейкдаун и тесты IRTA, затем, с минимальной паузой пройдут вторые тесты, чтобы компенсировать нехватку трекового времени. Подготовка завершится по регламенту - за 2 недели до 28 марта, Гран-При Катара.
Пекко Баньяя: больше никаких геройств, как в 2019!
Баньяя уже хорошо знаком с Desmosedici GP20, судя по комментариям инженеров, мотоцикл практически не изменится в 2021. И все же, разница будет в многочисленных деталях (шасси, подвески, тормозах). Даль′Инья обещал, что все проблемы, связанные с переизбытком держака на переднем колесе после ввода в эксплуатацию нового стандарта Michelin, ушли в прошлое. На первых тестах эти нюансы будут прорабатываться с особой дотошностью: никаких героических рывков как в 2019!..
«Не ждите погонь за рекордами круга и зрелищных time attack! - с улыбкой ответил наученный прошлым опытом Баньяя на соответствующий вопрос. - Я был вторым в Малайзии [в 2019], а потом весь год падал. Гораздо лучше будет, если мы накатаем больше кругов. Нужно относиться к подобной работе более спокойно, потому что задач будет больше обычного».